CEO компании Clockster Ержан Рыскалиев в своем аккаунте в Instagram поделился мнением о том, как облегчить казахстанским стартапам выход на международные рынки.
– Можно делать сколько угодно акселераторов и инкубаторов, но в итоге стартапу на развитие продукта нужно «топливо» и связи. Чтобы их за ручку привели к нужным людям/клиентам для первых продаж и трекшна на начальном этапе. В Юго-Восточной Азии (год назад Clockster запустился в Индонезии, начав экспансию в ЮВА. – прим. Digital Business) это часто является залогом быстрого и успешного старта, после которого поднимать инвестиции и масштабироваться гораздо легче.
В Казахстане у стартапа два пути. Первый – закопаться во внутренний рынок, привлечь «дорогие деньги» и через 5-7 лет дешево продаться местному стратегу. Второй – выходить на зарубежные рынки и следовать правилам большой игры. Но есть нюансы. На большом рынке могут возникнуть проблемы с фандрайзингом. Там инвесторы смотрят, есть ли в проекте местный кофаундер, знающий рынок, прошли ли вы market validation, кто ваши первые клиенты (большие бренды или ноунэймы), какой у вас трекшн (условно, чтобы был в 2 раза больше, чем у местных).
На мой взгляд, нашим стартапам, которые хотят идти global, нужна «финансовая подушка». Но в Казахстане мало инвесторов, кто может и готов предоставить деньги в нужном объеме. А на большие рынки, условно, нужно в 5 раз больше средств, чем в Казахстане на такой же стадии.
По моему скромному мнению, наше государство должно ежегодно выделять $50-100 миллионов на фонды разных стадий, управляемые экспертами, например, из Сингапура, Гонконга, США и Израиля. Нужна венчурная программа, по типу «Болашак», где отобранным стартапам дают деньги и пинком отправляют в глобальный рынок. А акселераторы и инкубаторы отдать в частные руки и субсидировать. Тогда их качество будет расти на фоне конкуренции.