В октябре у нас было несколько важных новостей и обновлений на Digital Business. Например, уже на регулярной основе каждый понедельник публикуем подборку анонсов полезных ИТ-ивентов. А в будущем планируем создать полноценную ИТ-афишу. Ввели новую рубрику inside, где будем показывать жизнь офисов ИТ-компаний и ИТ-подразделений изнутри. А также дали трибуну совсем «зеленым» стартаперам — каждый может прислать рассказ о своем проекте в рубрику «Питч».
Ну и, пожалуй, самое значимое нововведение: в октябре совместно с HeadHunter Казахстан мы запустили раздел с ИТ-вакансиями. Что важно — у нас все вакансии с цифрами по зарплате. В ближайшее время планируем развивать это направление и добавим фильтры по специальностям, компаниям, городам.
И, конечно же, наша редакция продолжает каждый день создавать для вас интересные истории, интервью, аналитику.
Собрали для вас подборку из 10 лучших публикаций октября (выбор редакции), которые обязательно стоит прочесть, если вдруг что-то из этого пропустили.
«Вижу нас «единорогом», который приносит пользу рынку». CEO Citix о суде с акиматом, смартбордах для пешеходов и пути к маркетплейсу
На своем сайте Citix представлен как «компания-новатор, создающая инновационные решения для комфортного пребывания человека в городской среде, обеспечивая его актуальной информацией в нужное время и нужном месте». Реализуется это с помощью «умных» смартбордов, в верхней части которых находятся данные о загруженности на дорогах, погоде, расстоянии до перекрестка и другие полезности. В нижней части крутят рекламу — за счет нее проект монетизируется. Однако совсем скоро Citix ждут серьезные изменения. Ведь однажды фокус на продаже места под видеоролики чуть не погубил компанию…
CEO Citix Яна Шойбекова рассказала, как превратить практически обанкротившийся бизнес в перспективный проект и при чем здесь мультик «Том и Джерри», каким образом возможна «уберизация» сферы наружной рекламы и зачем для этого нужны токены.
Из Алматы в Кремниевую долину. История казахстанца, который уже 6 лет работает в Google
Шерзат Айтбаев рос в обычной казахстанской семье. Мама – учитель математики в средней школе, папа – инженер-технолог на различных предприятиях. В раннем возрасте точными науками заинтересовался и сам парень. А ближе к поступлению у него появилась мечта – поехать учиться в США. Цель казалась недосягаемой: родители никак не смогли бы финансово потянуть дорогое обучение. Но у жизни были другие планы…
Сейчас Шерзат – senior software engineer в нью-йоркском офисе Google. Он рассказал о том, как школьный факультатив помог ему попасть в Штаты, почему он в студенчестве отказался от оффера из Amazon и как устроена внутренняя кухня Google.
«Чем выше зарплата выпускника, а стоимость курса ниже, тем эффективнее ИТ-школа». Как стать участником программы Tech Orda
В 2021 году Astana Hub запустил при поддержке МЦРИАП программу финансирования подготовки ИТ-специалистов Tech Orda. Ее главная цель – подготовить к 2025 году дополнительно 20 тысяч айтишников.
Управляющий директор по развитию и экспорту Astana Hub, курирующий в том числе образовательные программы, Абай Абсамет рассказал, какие ИТ-школы могут претендовать на попадание в программу, что им нужно сделать для получения финансирования, как происходит отбор студентов и будут ли им помогать с трудоустройством.
По нашему плану ежегодно будем увеличивать объем ваучеров. На следующий год рассматривает выдачу не менее 4 тысяч. Поток будет стартовать весной или в начале лета. К 2023 году как раз ставили себе KPI подготовить 7 тысяч специалистов. Мы решили работать по нарастающей, чтобы попутно появлялись новые школы, которые смогут переварить большее количество студентов. Так что, думаю, все получится.
Казахстан становится для айтишников «постсоветской Америкой». Что дальше?
Cвоими мыслями после форума Digital Bridge-2022 поделился директор Digital Business Виталий Волянюк. Он считает, что форум, безусловно, удался — были важные месседжи, интересные кейсы и очень много полезного нетворкинга. Но больше всего его впечатлила аудитория: полный зал, много парней и девушек, которые стояли в проходах, сидели на полу, чтобы иметь возможность послушать спикеров и задать им вопросы. Несколько лет назад такое было на выступлениях инфобизнесменов. А сейчас – на серьезном форуме, где обсуждается развитие ИТ и стартапов. Необычно и круто.
В страну перенесли свои офисы компании-юникорны – Playrix и inDriver. Над открытием регионального хаба в Казахстане работает крупнейшая в мире криптобиржа Binance. ЕPAM планирует увеличить здесь свой центр разработки с 1 тыс. до 10 тыс. сотрудников. Крупный казахстанский разработчик Prime Source совершил M&А сделку с американской FatBrain AI. Стартовал Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub. У программы уже есть первые стартапы-выпускники с очень обнадеживающими результатами…
«В ближайшее время хотим запустить 2-3 продукта-блокбастера». Интервью с СЕO Wooppay
В этом году карагандинской компании Wooppay – одному из лидеров финтех-индустрии Казахстана – исполняется 10 лет. Во время поездки в Караганду редакция Digital Business записала большое интервью с партнером и CEO Wooppay Александром Бондаренко. В первой части интервью речь шла о том, как компания на старте опередила рынок, но осталась без денег… Про изменение бизнес-модели и выходе на прибыльную работу. Про B2B решения компании и инновационные B2C продукты, которые скоро появятся на рынке. Про культуру инноваций и экспериментов. А также про цели Wooppay на следующие 10 лет. Во второй часть мы обсуждали систему менеджмента в Wooppay. Как бизнес готовится к кратному масштабированию. А также поговорили про корпоративную культуру, зарплаты и выращивание кадров внутри компании.
Поэтому наш R&D, весь топ-менеджмент компании и ключевые специалисты – в постоянном поиске, в постоянном тестировании гипотез.
Думаю, что, запустив новые продукты, мы существенно увеличим выручку, EBITDA и стоимость компании. Считаем, что на горизонте 3-5 лет Wooppay будет стоить не менее $150-200 млн.
А если говорить не только про деньги, нам бы хотелось, чтобы на горизонте 10 лет Wooppay трансформировался в технологическую корпорацию, группу компаний, которая занимается не только финтехом, но и разработками в области искусственного интеллекта, блокчейна, другими актуальными направлениями. Мы хотим развернуть нашу культуру инноваций, постоянных экспериментов на разные предметные области. Это то будущее, которое нас вдохновляет.
«Если дизайнер просто перекрашивает кнопки, то, скорее всего, у него нет никакой мотивации. И это косяк менеджера». Как product-менеджер может мотивировать членов своей команды?
Олег Лебедев работает на позиции product-менеджера в Kolesa Group больше года. Он ведет проекты для одного из продуктов компании — Market.kz, и управляет командой в 10 человек. Мы пообщались с ним и узнали, как соблюдать дедлайны перед заказчиками, почему важно прояснять понимание задачи у сотрудников и какую песню называют гимном всех product-менеджеров.
Также нужно брать на себя ответственность за весь продукт. Если произошел косяк, тебе не стоит искать виноватых. Вместо этого лучше поищи выходы из ситуации, а работу над ошибками проводи потом. Из-за этого тебя воспринимают как лидера и начинают уважать.
«Перед выходом на внешние рынки нужен успешный кейс в Казахстане». История Edtech-стартапа FocusED, который за год сделал продажи в ОАЭ, Вьетнаме, России и Эстонии
Поговорили со стартапером Бахытжаном Жакажановым, который привлек 100 тысяч долларов инвестиций еще на этапе разработки MVP будущей образовательной платформы Focus Ed. Меньше чем за год работы фаундер и его команда раскачали свой продукт в Казахстане, сделали первые продажи в ОАЭ, Вьетнаме и Эстонии, а также cмогли попасть в ТОП-15 лучших стартапов Центральной Азии и поучаствовать в первом потоке Silkway Accelerator от Google for Startups и Astana Hub.
А потом начался учебный год. Пришел фидбэк от пользователей: людям было интересно зайти и попробовать сервис, но из-за багов в приложении они уходили. Мы допустили зависания до 10 секунд на ключевых кнопках и другие серьезные проблемы с UX. В первые недели был момент, когда лендинг, который мы разработали еще летом, продолжал генерировать заявки, но они не конвертировались в новых пользователей.
«Мы готовы взять человека, даже если он чего-то не умеет. Главное, чтобы идеально подходил команде». Репортаж из офиса Bereke Bank
Сейчас за работу сервисов и продуктов Bereke Bank отвечает внушительная команда из 350 ИТ-специалистов. Но так было не всегда: еще 5 лет назад в банке работало всего 9 разработчиков, а внедрением инноваций занимались сторонние организации. Зачем банк создал ИТ-блок численностью в несколько сотен человек? В каких условиях работают эти люди? Из-за чего HR-специалисты банка могут отказать кандидату уровня синьор+? Обо всем этом наш репортаж из офиса Bereke Bank.
«Будем вкладываться в q-commerce». Сооснователь Glovo Саша Мишо о планах компании в Казахстане
Во время своего визита в Алматы сооснователь и совладелец Glovo Саша Мишо в эксклюзивном комментарии для Digital Business рассказал, как оценивает работу местного офиса, насколько важен рынок Центральной Азии для Glovo и почему компания готова инвестировать десятки миллионов евро в этот регион.
Рынок зарплат в ИТ перегрет? Какие шансы у джунов? Что изменит массовая релокация айтишников из России? Вопросы и ответы
Средняя зарплата айтишника в Казахстане уже почти 500 тысяч тенге. И цифры растут. В базе ИТ-вакансий DigitalBusiness хватает предложений со стартом от $5000. Много платить готовы Senior Python Developer и старшим .NET разработчикам. Можно ли сказать, что рынок зарплат близок к стадии перегрева? Какие сейчас перспективы у тех, кто только хочет войти в ИТ? Эти и другие вопросы мы задали HR-специалистам казахстанских компаний.