Павел Максимов перебрался из Москвы в Алматы еще до февральских событий. Оставив пост в компании CarX, он занял позицию CPMO в аутсорсинговой компании Akhter Studios. Digital Business расспросил ИТ-специалиста о релокации, впечатлениях от Казахстана и разнице в менталитете.
— Павел, расскажите о мотивах переезда из Москвы в Алматы. Ведь вы здесь оказались за полгода до февральских событий, значит, еще не были подвержены тому «духу релокации», которое сейчас царит в среде российских айтишников.
— Я долгое время работал в геймдеве, и на этой почве у меня возникли контакты с Казахстаном. Есть такая довольно известная игра Lineage2 от NCSoft — это как раз один из продуктов, которым я занимался на просторах стран СНГ.
— Каким был ваш первый проект в Казахстане?
— Во время пандемии COVID-19 меня привлекли к работе над одним любопытным стартапом Epicway в сфере онлайн-образования. Пока в мире бушевали карантинные мероприятия, группа казахстанских друзей решила организовать собственную образовательную онлайн-платформу, способную агрегировать сотни и даже тысячи учебных программ.
После запуска этого проекта я продолжил заниматься своими делами в Москве. Тем временем алматинские коллеги не стали ограничиваться первым опытом и в один прекрасный день открыли студию по разработке приложений и сервисов Akhter Studios. И позвали меня к себе, что называется, «на постоянку».
Сначала я не соглашался, поскольку был связан многими делами в Москве: покупка новой квартиры, ремонт, переезд — в общем, мне было не до дальних поездок, требовался стабильный заработок.
— Чем вы занимались до отъезда? И какие факторы повлияли на релокацию?
— В то время я работал в российской компании CarX на лидовской позиции. В мои обязанности входили управление разработкой и выпуск онлайн-игр на нескольких платформах одновременно. Занимались разработкой автосимуляторов про дрифт. Должность интересная, связана с формированием и обучением команды.
В Казахстане мне предложили схожую позицию, но с более широкими возможностями в плане полномочий и свободы действий. Она включала в себя поиск и устранение узких мест в работе с продакт-менеджерами, изучение бизнес-процессов и массу других дел.
К тому же я ехал к уже знакомым мне людям, к единомышленникам, которые разделяли мои ценности – по этой причине ни разу не задумался о правильности своего выбора.
— А насколько серьезная разница между геймдевом и, например, бизнес-приложениями? И можно ли после десятилетия в игровом бизнесе успешно влиться в работу универсальной продуктовой команды?
— Специфика, безусловно, есть, особенно в плане используемых инструментов и движков. Но моя задача заключается в построении эффективной команды и бизнес-процессов, что в принципе подходит для всех видов цифровой разработки.
Так что я постепенно решил свои домашние вопросы и начал планировать переезд в далекий город.
— Как отреагировали близкие? Ведь это не турпоездка, а релокация.
— У меня в Москве остались родители, сестра и племянница. Собственной семьи у меня пока нет, так что ехал, как говорится, налегке. Что касается реакции близких, то она была довольно спокойной. Все знают, что я космополит по духу, мне нравится путешествовать, изучать новые города и культуры.
К тому же я визуальный эстет, и Алматы в этом плане преподносит мне массу сюрпризов. Я постоянно фиксирую свои открытия на видео, делюсь с близкими, и на этой почве возникает плотная, неразрывная связь с семьей.
— Опишите свои первые впечатления от Алматы, что запомнилось больше всего?
— Смог и (смеется) какая-то темнота на улице… Действительно, мне пришлось привыкать к здешнему воздуху. Три дня головных болей и вроде всё прошло. А еще удивила постоянная доброжелательность окружающих меня людей. С момента прибытия в новый офис я ни минуты не чувствовал себя одиноким. Иногда даже возникало желание побыть наедине с собой.
— Как вам здешние условия: еда, цены, да и в целом условия жизни?
— Жить в Алматы легче и комфортней, чем в Москве. Я как-то пробовал сравнить стоимость жизни, и выходит, что здесь я трачу примерно на 30% меньше, чем в Москве.
Что касается еды, то переезд не повлиял на мои пищевые привычки. Я предпочитаю здоровое питание, поэтому в Алматы нашел всё, что мне нужно. Поражает разнообразие овощей и фруктов, в этом плане здесь настоящий гастрономический рай.
Конечно, пробовал и национальные блюда, особенно было интересно съесть немного конины. Любопытные ощущения, но всё же куриное мясо мне больше подходит (смеется).
Если в целом об условиях жизни, то они строго положительные. В Алматы есть всё что нужно для современной городской жизни. Причем из-за компактности блага цивилизации находятся всегда где-то рядом, поэтому велик соблазн ввязаться в какую-нибудь авантюру (смеется). Очень нравятся городские кафе и рестораны. Выбор заведений на любой вкус и карман: есть дешевые кафешки для студентов и куда более респектабельные места для богатых клиентов.
– Не почувствовали пресловутой разницы в менталитете?
– В плане рабочих взаимоотношений между людьми не заметил сколь-нибудь ощутимой разницы между нашими странами. Сказывается, наверное, характер отбора людей в нашу команду – это в основном талантливые ребята, которые хотят развиваться в ИТ. А там, где есть стремление и интерес к саморазвитию, менталитет отходит на второй план.
Меня смутило только количество праздников в Казахстане (улыбается)! В остальном люди подтягиваются к привычным общемировым стандартам общения в ИТ, ведь это международный бизнес. Скажу честно, мне нравится, что люди здесь открытые и отзывчивые, а это главное.
— Как вам окружающая природа? Удалось покататься в горах?
— В этом году с горами не задалось. Я катаюсь на сноуборде, правда, чисто на любительском уровне, и возможностей здесь для этого вида спорта достаточно, но этой зимой не получилось.
Впрочем, я поддерживаю себя в форме, поэтому регулярно хожу на фитнес. Люблю быть заряженным, чтобы организм был свежим, отдохнувшим. Особенно радует неизменно солнечная погода. Здесь есть прекрасные клубы с бассейнами, поэтому стараюсь чаще выбираться к воде.
— Не могу не спросить о бюрократической стороне релокации — не было ли сложностей с получением ИИН, банковской карточки, регистрации?
— Студия помогла мне справиться со всеми формальностями. Я без труда получил ИНН, местную прописку, открыл себе счет. Со временем оформил вид на жительство, что реально облегчает жизнь. Единственный раз, когда пришлось поволноваться — это события после февраля 2022 года. Все мои сбережения лежали на банковских карточках «Сбера», «Райффайзена» и «Тинькоффа». Деньги как-то удалось вытащить из заблокированных карточек, и на этом мучения закончились.