Айжан Хасенова из Караганды придумала социальный EdTech-стартап — мобильное приложение Aıtý по изучению казахского языка. Его можно будет использовать для расширения словарного запаса, а также для ежедневной практики разговорного языка. Сейчас готова рабочая версия приложения для iOS — ей уже пользуются около 200 человек.
Digital Business расспросил Айжан, почему она решила заняться таким EdTech-стартапом — оказалось, что причиной стала довольно личная и совсем невеселая история.
— Как русскоязычная казашка я в жизни сталкивалась с не самыми приятными моментами в отношениях с преподавателями казахского языка и литературы, в государственных учреждениях, в общественных местах… Но твердое решение выучить казахский язык я приняла после того, как мой парень, с которым мы прожили четыре года и который все это время хотел создать со мной семью, бросил меня беременную на следующей день после свадьбы. Просто потому, что я не понравилась его родственникам, потому что у меня другой менталитет и потому что я «обруссевшая».
Я прошла два бесплатных государственных курса по изучению казахского языка — это было очень полезно, мой навык вырос до уровня А2. Но, к сожалению, это максимум, что эти курсы могут дать. Кстати, эти курсы только для работающего населения, и попасть во время обучения в университете я туда не могла. А стипендии на платные курсы мне не хватало.
После государственных курсов у меня произошел откат, так как дальше продолжать обучение языку мне было тяжело из-за работы и маленького ребенка. Но так называемые языковые патрули в то время напомнили мне о собственном решении выучить казахский, и я снова захотела попробовать с этим что-то сделать.
Посмотрела на местный рынок мобильных приложений в этой сфере и увидела, что он почти свободен — существует всего одно приложение по изучению казахского языка, но у него рейтинг 3.0 за два года и много негативных отзывов. Так и появилась идея создать EdTech-решение в сфере обучения казахскому языку. Так как эта боль касается большого количества соотечественников, то решила охватить как можно больше пользователей через разные маркетинговые кампании, а не только через ASO продвижение. Для этого нужен бренд и деньги. Я выбрала название Aıtý и выиграла целевой грант Zhas Project (проект для развития социальных инициатив молодежи) в 1 млн тенге на реализацию своего социального стартапа.
— На кого рассчитано приложение?
— Для все, кто хочет выучить казахский язык — как казахстанцев, так и для людей, релоцировавшихся в Казахстан. А также для тех, кто живет в других странах — например, для диаспор и digital nomads.
В исследовании «Ценности казахстанского общества в социологическом измерении» есть данные, что на казахском языке у нас говорят только 25% людей старше 61 года, а среди молодежи (от 18 до 29 лет) — 39%.
— Кто занимался разработкой?
— Начав разработку самостоятельно я поняла, что мне, джуну, с этим не справиться. И обратилась к услугам более опытных разработчиков.
Финансирование происходит за счет гранта от Zhas Project. А средства на маркетинг у меня есть благодаря инкубатору стартапов «Терриконовой долине» — там я выиграла грант в 400 000 тенге на продвижение MVP.
— Какой будет монетизация ? Или проект полностью бесплатный?
— В рамках программы финансирования Zhas Project приложение будет полностью бесплатным для пользователей, в том числе без встроенной рекламы.
После для поддержания Aıtý будут добавлены расширенные платные функции, но базовый функционал останется бесплатным.
— Cейчас есть версия для iOS, что насчет Android?
— На разработку Android-версии нужны деньги. Если проект выиграет хотя бы $3000 на предстоящем Astana Hub Battle, то этого хватит на создание приложения и его продвижение. По моим подсчетам, аудитория приложения может составить в этом случае около 15 тысяч пользователей.
— Или найдется инвестор, готовый вложить эту сумму…
— Да. Но нужно понимать, что это социальный стартап и вне Zhas Project, поэтому больше подходит финансирование в виде грантов, а не инвестиций.
Сейчас я буду присутствовать с проектом в аллее стартапов на форуме Digital Bridge — как участник инкубатора стартапов «Терриконовой долины». Я уверена, что Digital Bridge для Aıtý — это уникальная возможность презентовать приложение, повысить узнаваемость, получить обратную связь и привлечь финансирование.