Что делать, если на рынке дефицит готовых ИТ-кадров: опыт EPAM в Казахстане
Сегодня ИТ-отрасли почти в любой стране не хватает кадров. В Казахстане компании тоже испытывают дефицит. Релокация в страну известных международных ИТ-брендов только усиливает борьбу за специалистов. Что делать, чтобы нехватка разработчиков не стала тормозом для бизнеса?
По мнению редакции Digital Business, как минимум, стоит присмотреться к практике EPAM. Эта международная компания уже много лет ведет системную работу с вузами. Чтобы управлять притоком специалистов в свою команду и их уровнем. А также развивает внутренние программы обучения и повышения компетенций сотрудников. Подробнее об этом Digital Business расспросил руководителей по рекрутингу и обучению EPAM в Казахстане.
«Джуны» приходят через тренинг-центр
В трех городах Казахстана — Алматы, Караганде и Астане — работает тренинг-центр EPAM, где можно бесплатно пройти обучение по ИТ-специальностям. Причем тренинг-центр ориентируется на самый базовый уровень знаний, а слушателям, которые успешно проходят тренинги и дополнительные собеседования, компания предлагает трудоустройство на позиции junior-специалистов.
То есть тренинг-центр EPAM, по сути, является точкой входа в компанию для студентов старших курсов и специалистов, которые хотят сменить профессию.
Асем Дауекова, менеджер RD Lab EPAM Kazakhstan, объясняет схему работы этой образовательной организации:
За все время существования тренинг-центра было обучено около 4 тысяч человек. Из них 11% трудоустроено в EPAM, а большинство остальных выпускников успешно находят места в других компаниях.
Охота за студентами
По наблюдениям тренинг-центра, у выпускников технических вузов уровень знаний выше, чем у тех людей, кто просто хочет «войти в ИТ» и только прошел тренинговые курсы. Асем Дауекова объясняет это тем, что университет дает основательную теоретическую базу на протяжении нескольких лет, а на курсах обучение длится несколько месяцев. Поэтому студенты вузов — один из основных источников для набора будущих сотрудников EPAM. Например, только в 2022 году обучение в тренинг-центре прошли более 550 студентов.
Компания присматривается к студентам еще во время учебы в университетах: тренинг-центр EPAM сотрудничает с Международным университетом информационных технологий, Satbayev University, Университетом имени Сулеймана Демиреля, Казахстанско-Британским техническим университетом и Astana IT University. А в Карагандинском государственном техническом университете с 2011 года действует совместная с EPAM лаборатория, которую компания полностью оснастила и проводит здесь свои тренинги и воркшопы.
Асем Дауекова рассказывает о связи EPAM c университетами:
При этом EPAM интересуют не только выпускники, но и студенты 1-2 курса. Для них специалисты ИТ-компании тоже проводят тренинги и рассказывают о своем тренинг-центре, чтобы с самых ранних курсов молодые люди могли планировать, в каком направлении ИТ им развиваться.
Тренинг хорошо, но учеба через работу лучше
Для обучения сотрудников в EPAM выстроена экосистема. Но это не только формальное обучение, когда ты проходишь программу и в конце получаешь сертификат, отмечает Элеонора Мунш, руководитель L&D EPAM в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Армении и Грузии:
В learning-экосистеме EPAM знания, полученные на обучающих программах, тренингах, воркшопах, сотрудники могут закреплять на практике — либо в рабочих проектах, либо выполняя социально-значимые проекты в рамках КСО-активности компании.
По словам Элеоноры Мунш, 10% занимает формальное обучение, 20% — менторинг, дискуссии с коллегами, гуглинг или вопросы, адресованные экспертам, и наконец, 70% — обучение в процессе работы. Сотрудники могут задать свои вопросы коллегам в профессиональных сообществах EPAM. Например, человек из Казахстана может описать проблему, а ответ получит от компетентного разработчика из Латинской Америки.
Значительную часть занимают менторские программы. Обучение через наставничество, когда более опытные коллеги делятся своими знаниями с другими.
И, конечно, в EPAM много внутренних тренингов по soft skills:
Карьерный рост — лучшая мотивация для учебы
В EPAM существует четкое описание требований для каждого уровня специалистов. Люди, обладающие соответствующим опытом и знаниями, помогают индивидуально каждому из сотрудников определить, какие компетенции нужно прокачать для карьерного роста, а также помогают составить индивидуальный план обучения.
Есть и внутренний портал Level up, который позволяет сотрудникам ставить цели для роста и дает рекомендации по обучению. Об этом рассказывает Денис Поселённый, Head of People Team EPAM Kazakhstan & Kyrgyzstan.
Но повышение уровня не происходит автоматически. Сотрудник должен пройти через ассесмент с экспертами, чтобы действительно подтвердить, что он уже дорос до следующего уровня по софт и хард скиллам, умению решать сложные задачи, проблемные кейсы и т.д.
При этом направление для развития каждый сотрудник выбирает самостоятельно. Например, не каждый разработчик хочет расти до менеджера — он может продолжать развиваться именно в инжиниринге, углубляясь в технологические вещи.
Денис Поселённый отмечает, что возможность повышать свой уровень — это, конечно, основная мотивация для сотрудников в обучении, но не единственная. Дело в том, что в ИТ невозможно не учиться:
Лучше проект на Github, чем список сертификатов в CV
При трудоустройстве в EPAM раздел с обучением в резюме тоже имеет значение при оценке кандидата, говорит Денис Поселённый.
Но при этом собеседник подчеркивает: сам по себе длинный список пройденных курсов и сертификатов из тренинговых центров не гарантирует трудоустройство. Так как для компании важно сочетание теоретических знаний и практического опыта в реальных проектах. И практика стоит в приоритете, так как необходимые сертификаты можно получить уже после трудоустройства в EPAM.