Как геолог, учительница и ремонтник компьютеров поменяли работу и ушли в ИТ

Ольга, Андрей и Мейирлихан живут в разных городах Казахстана и не знакомы друг с другом. Но столкнулись однажды с одинаковой проблемой. Образование, которое они годами получали в университетах и колледжах, не помогло им зарабатывать желаемых денег. «Еле хватало на жизнь», — так вспоминают свое прошлое уже бывший геолог из Актау Мейирлихан, уже бывшая учительница географии из Алматы Ольга и уже бывший специалист по ремонту компьютеров из Костаная Андрей.  

Все трое — ученики образовательной платформы Skillbox, куда они пришли получать новую специальность в ИТ-сфере. Отучившись, нашли новую работу, продолжают развиваться и ни разу не пожалели, что так резко изменили свою карьеру и во многом жизнь.

Мы в Digital Business признаем важность всех профессий, без которых невозможно представить жизнь в стране: учителей, врачей, шахтеров, геологов, спасателей и многих других. В то же время наше медиа сфокусировано на ИТ-сфере, и мы видим, что интерес к карьере в ИТ у молодых ребят в Казахстане растет. Для многих это хорошая возможность не только достойно зарабатывать, но и заниматься интересными творческими задачами. А также иметь возможность создавать новые продукты на стыке цифровых технологий и традиционных отраслей. Истории таких людей мы расскажем в партнерском проекте Digital Business и Skillbox «Пути в ИТ»

Мейирлихан Айтжанов, Актау, 26 лет (Backend-разработчик)

Мейирлихан из Актау целых два года был безработным. Что с ним может случится такое, парень не предполагал. Образованный человек, дипломированный геолог (закончил КГУТИ им. Есенова по специальности «Разведка месторождений полезных ископаемых»). Шесть лет учился в университете, магистерская степень. Родители помогали оплачивать учебу и видели будущее сына в нефтяном деле. «Хоть бурильщиком, хоть оператором», — вспоминает Мейирлихан. Главное – родители видели в этой сфере будущее, видели сына на престижной работе с хорошей зарплатой.

С надеждами в свое будущее смотрел и сам Мейирлихан. Несмотря на то, что о нефтяной отрасли он особенно не мечтал, но геологию изучал с удовольствием. И верил, что работу по специальности найдет, и сама работа будет в радость.

После университета парень пошел работать в проектный институт в Актау — сервисную организацию, которая участвует в разработке новых месторождений. «Наша задача была в том, чтобы проектировать, строить структурные карты, давать консалтинговые оценки, где лучше бурение сделать и так далее. Работа была интересная», — вспоминает он.

Но очень быстро Мейирлихан понял, что мотивации оставаться в геологии — все меньше. Как бы ни было интересно, но зарплата такая, что прожить на нее было нереально. 80 000 тенге на ставку. Сначала терпел, потом просил повышения. Но зарплата не менялась. «А однажды надо было успеть за месяц сделать 20 проектов. Целых 20 проектов. И все это за 80 тысяч?!»

Понятно, что надо было уходить. Но куда? «Работы в городе по моему профилю уже было мало. Я попал в проектный институт. И  то с большим трудом. А многие мои однокурсники так и не нашли работу по специальности».

Родители Мейирлихана были против смены профессии сыном. Оно и понятно. «Мой папа в 1977 году сам начал работать в нефтяной отрасли. Как устроился на работу, так больше 40 лет и проработал на одном месте, — говорит Мейирлихан. — Родители понимали мои недовольства зарплатой, но все-таки уговаривали остаться».

А Мейирлихан стал задумываться о том, чтобы уйти в ИТ. «Тогда (в 2020-м, — прим.ред.) в Казахстане все чаще стали говорить о развитии ИТ-отрасли. Начался даже какой-то бум. А ведь я интересовался ИТ еще со школы. С того времени, когда в школе была олимпиада, и я сделал на WordPress свой первый сайт. Это было очень интересно — что-то разрабатывать самому».

Однажды терпение Мейирлихана все-таки лопнуло. Из проектного института он уволился. «Уволился от злости, решил поменять профессию. И наконец, понял, чего хочу на самом деле — хочу быть разработчиком». 

Так Мейирлихан стал безработным. Для того, чтобы уйти в ИТ, надо было учиться с нуля и получать специальность заново.

В этот период жизни парень сравнивает себя с главным героем фильма «Октябрьское небо». 1957 год. Советский Союз впервые в истории человечества запустил на земную орбиту первый «Спутник». В то же время в небольшом шахтерском городке в Западной Вирджинии (США), где все завязано на добычу угля, живет мальчик Хомер, чей отец-шахтер настаивает, чтобы сын тоже стал шахтером. А Хомер влюбляется в космос и мечтает запустить собственную ракету.

«Всё то же самое! Только у нас в Актау нефть добывают, и тоже только одна профессия имеет важность, а другие —  нет», — улыбается Мейирлихан.

Парень вспоминает, что после увольнения было очень тяжело, доходило до депрессии и сожалений — ну зачем было так резко все бросать. Брал подработки не по специальности.

Однажды кто-то из коллег сказал ему, что есть Skillbox. Образовательная-платформа, где можно освоить с нуля самые разные профессии, в том числе, в ИТ. «Я погуглил, нашел их сайт, изучил. Мне понравилось, я подумал, что это шанс. Нашел как раз то, что мне интересно. Профессию Fullstack- разработчик по PHP. И купил этот курс».

Учится Мейирлихан уже 2 года. И уже месяц как работает по новой специальности, хотя обучение еще продолжается.

Теория — это процентов 20, а 80% — практика. Так описывает учебный процесс он. По сути обучение — это набор определенных модулей, предметов, которые студент может проходить в удобном порядке. Без четкого расписания лекций и семинаров. У каждого предмета свой преподаватель, который на платформе называется куратором. Изучаешь материал, делаешь домашнее задание и отправляешь куратору. Поправляешь ошибки — и снова отправляешь куратору. И так, пока не освоишь предмет. 

При этом студент может сам регулировать нагрузку. Мейирлихан распределил ее таким образом, что учеба занимала 5 дней в неделю. Как быстро проходить обучение — за пару лет или за пару месяцев — решает тоже сам студент.

«У кураторов классный подход. Они не пинают, главная их задача  — давать вам информацию и помочь справиться со сложностями, разобрать ошибки, показать их на примерах. Многие записывают видео и объясняют, в чем именно ошибки, — делится опытом парень. — Со мной постоянно на связи 4-5 кураторов по разным профилям. И, кроме этого, есть еще общий чат в телеграмме. Если какие-то пробелы есть, можно написать туда, и кураторы, и сами студенты помогают».

В структуре платформы есть также Центр развития карьеры — здесь ученикам и выпускникам помогают подготовиться к поиску новой работы или даже найти такую работу. «Мне помогли составить резюме, научили писать сопроводительное письмо работодателям, и это было полезно, — говорит парень. — Дальше надо было изучить вакансии и рассылать резюме. Прошел где-то 4 или 5 собеседований и устроился на новую работу».

Сейчас Мейирлихан работает в компании, где, наконец, занимается разработкой. «Мы делаем мобильные и десктопные приложения — в основном работаем с крупными госзаказами, — рассказывает он. —  Перед тем, как меня взяли, кроме собеседования дали целых 2 технических задания — со всем справился. Пока я еще на испытательном сроке, который длится три месяца. После испытательного срока будет полноценная зарплата разработчика – это в разы выше, чем было в проектном институте».

Задумываешься о том, чтобы сменить профессию?

Пройди тест и узнай, какая профессия тебе подойдет!

Геология, говорит, тоже остается для него интересной. В будущем, возможно, даже получится сделать полезный продукт на стыке ИТ и геологии. «То, о чем я сейчас думаю как о хобби, — это построение структурных карт. Хочу написать их на Python. И еще хотел бы заняться созданием морфологических карт — это когда через лазеры можно получить важные геологические и географические данные. Хочу разработать программу, которая будет делать такие структурные карты по данным, которые получит от дрона. В дроне будет содержаться портативная камера и лазеры наведения. И по методу кригинга программа сможет обрабатывать их», — делится возможными планами Мейирлихан.

Такие данные могут помочь заказчикам понять, например, где им бурить новую скважину. Или могут помочь увеличить добычу в сутки: «Сейчас слишком много компаний, которые делают какие-то сервисы в этой области, но делают платно. А я хотел бы сделать такие open source карты, чтобы все могли ими пользоваться. Я таких бесплатных ПО ни в Казахстане, ни в мире не знаю».

Мейирлихан говорит, что пока не встречал людей, которые бы решились сменить профессию, отучились по ИТ-специальности и пожалели бы об этом: «Конечно, менять что-то страшно. Но я знаю людей, которые были вообще гуманитариями, а пошли в ИТ на дизайн учиться». 

«Просто важно, чтобы на момент смены профессии кто-то поддержал. С родителями хоть и были недопонимания, но они мне все-таки помогали, потому что денег от подработок сильно не хватало, — добавляет он. — Но если такой возможности нет, можно работать там, где уже работаете. А параллельно учиться, и только после получения новой специальности — уходить. Главное, что сейчас есть возможности для того, чтобы быстро освоить новую профессию».

Именно так — из гуманитарной сферы в ИТ — пришла Ольга, учительница географии из Алматы.

Ольга Дерипаско, Алматы, 36 лет (SMM-специалист)

— Я по специальности учитель географии (5-7-е классы). Проработала 6 лет в школе, поняла, что молодым учителям очень сложно заниматься только своим предметом — очень много отчетов нужно составлять, — делится с нами Ольга.  — А с детьми итак непросто работать, да и у родителей очень много требований к учителям: “ни в коем случае не трогайте моего ребенка!”. Мы в школе воспитывались по другому. Для нас учитель – это был человек №1. Учитель всегда прав. Сейчас все иначе.

К тому же зарплата, по мнению уже бывшей учительницы, была низкой при ее загрузке. Как молодому учителю без категории Ольге дали ставку делопроизводителя и несколько часов уроков по предмету в неделю. Оклад – 23 000 тенге (в 2010-м году это было чуть больше $150 – прим. ред.). Ольга решила попробовать себя в другой сфере.

Сначала она ушла в компанию, которая занималась продажей картриджей. Потом –  в компанию по продаже спортивного питания. Сфера была тоже далека от школы, но зато близка к спорту — Ольга уже много лет занимается кроссфитом. Так она впервые попробовала себя в маркетинге.

«Там же я познакомилась с девушкой, которая занималась SMM. Она меня очень вдохновила! Ведет несколько проектов, много путешествует. Не привязана к рабочему графику с 9 до 18, работает фактически сама на себя. Плюс, работая в SMM, можно зарабатывать 200-250 000 тенге за проект. Если вести 2-3 проекта – доход получится достойный».

С тех пор, как Ольга ушла из школы, зарплаты учителей заметно выросли. «Но все равно это не сравнится с тем, что можно зарабатывать, если работаешь на себя», – говорит она.

Чтобы уйти в SMM, не хватало знаний — надо было пойти куда-то учиться.

«Помониторила курсы. Самые лучшие отзывы были у Skillbox. Я купила курс в прошлом ноябре и вот уже через месяц планирую закончить обучение. На все про все — меньше года, — рассказывает она. —  Моя специальность включает в себя несколько блоков. Таких, как общий вводный курс в SMM, курс по таргету и сейчас прохожу копирайтинг. После каждого блока —  итоговая практическая работа. Учиться можно в удобном режиме. Кураторы — практики, а это тоже очень важно. Некоторые имеют собственный бизнес в рекламной сфере».

Офлайн-точка с курсами Skillbox в ТРЦ Mega, Алматы

Ольга уже совмещает работу по новой специальности и учебу: ведет аккаунт спорт-клуба, в котором много лет тренируется сама – директор клуба случайно узнал, на кого учится Ольга, и предложил поработать. Ольга говорит, уже удалось вырастить количество подписчиков в разы. И люди стали намного чаще писать в директ и интересоваться клубом.

«Дальше готовлюсь к стажировке в компании, куда, надеюсь, попаду благодаря Skillbox — в одно из рекламных агентств. В качестве ТЗ я разрабатывала им контент-план постов для руководителей бизнеса. В нем я даю советы, как вести аккаунт, что публиковать, какая информация в постах будет полезна. Сейчас жду, возьмут ли на стажировку. Хочу набраться знаний в больших компаниях, чтобы кухню изнутри посмотреть, увидеть масштабы, еще больше практики получить. А потом уже думаю завести свой блог и монетизировать его», — делится планами Ольга.

Андрей — еще один выпускник курсов, до них он тоже работал в ИТ, но захотел освоить новые знания и зарабатывать больше.

Андрей Усманов, Костанай, 26 лет (Веб-дизайнер)

— Пять лет назад я закончил Костанайский колледж автомобильного транспорта (специальность «Вычислительная техника и программное обеспечение»). Стал программистом, который специализируется на ремонте компьютерной техники. Профессия нравилась, когда учился, но когда вышел в свободное плавание, понял, что работу найти по специальности очень сложно. Если получалось находить что-то, то платили мизер: 70 000 — 80 000 тенге. На жизнь не хватало. Я половину только на оплату съемной квартиры отдавал.

Так Андрей тоже пришел к мысли, что профессию надо менять: «У меня был хороший пример перед глазами — моя родная сестра. Она сначала поступила в университет на психолога, но не доучилась. Узнала как-то про профессию веб-дизайна и загорелась, сейчас работает и хорошо зарабатывает,  и ей нравится то, чем она занимается».

В интернете Андрей нашел Skillbox, почитал отзывы – и решил попробовать. «Веб-дизайн  — это вообще та специальность, которая востребована в наше время, в больших городах особенно», – говорит он. Правда, поначалу боялся мошенничества. Родители так вообще не понимали, как это платить деньги за курсы каком-то сайту. Но после того, как начал учебу, сомнения отпали.

«Я выбрал курс “Графический дизайнер”, где изучал и визуализацию, и рекламную графику. И больше всего в обучении мне понравились именно кураторы. Даже если ты чайник — все можно понять, потому что объясняют каждый шаг: на какую иконку нажать, где эта иконка находится и т.д. И каждую твою ошибку детально разбирают», — делится впечатлениями Андрей.

После курсов работу нашел довольно быстро – работает на удаленке.

Пока для Андрея это временная подработка. «Делаю баннеры и визитки рекламные в одной российской компании. Мой доход уже не меньше, чем был, но усилий трачу намного меньше. Я только начинаю по сути и, если буду больше усилий прикладывать, то, судя по рынку, зарплата будет в разы больше».

Сейчас Андрей как раз в поиске постоянной работы – желательно не удаленной, а в офисе. Возможно, нашим читателям-работодателям в ИТ как раз нужен в команду молодой амбициозный специалист. Напишите нам в редакцию, и мы познакомим вас с Андреем!

SkillboxИТкадрыКазахстанРабота в Казахстане