Ольга, Андрей и Мейирлихан живут в разных городах Казахстана и не знакомы друг с другом. Но столкнулись однажды с одинаковой проблемой. Образование, которое они годами получали в университетах и колледжах, не помогло им зарабатывать желаемых денег. «Еле хватало на жизнь», — так вспоминают свое прошлое уже бывший геолог из Актау Мейирлихан, уже бывшая учительница географии из Алматы Ольга и уже бывший специалист по ремонту компьютеров из Костаная Андрей.
Все трое — ученики образовательной платформы Skillbox, куда они пришли получать новую специальность в ИТ-сфере. Отучившись, нашли новую работу, продолжают развиваться и ни разу не пожалели, что так резко изменили свою карьеру и во многом жизнь.
Мейирлихан Айтжанов, Актау, 26 лет (Backend-разработчик)
Мейирлихан из Актау целых два года был безработным. Что с ним может случится такое, парень не предполагал. Образованный человек, дипломированный геолог (закончил КГУТИ им. Есенова по специальности «Разведка месторождений полезных ископаемых»). Шесть лет учился в университете, магистерская степень. Родители помогали оплачивать учебу и видели будущее сына в нефтяном деле. «Хоть бурильщиком, хоть оператором», — вспоминает Мейирлихан. Главное – родители видели в этой сфере будущее, видели сына на престижной работе с хорошей зарплатой.
С надеждами в свое будущее смотрел и сам Мейирлихан. Несмотря на то, что о нефтяной отрасли он особенно не мечтал, но геологию изучал с удовольствием. И верил, что работу по специальности найдет, и сама работа будет в радость.
После университета парень пошел работать в проектный институт в Актау — сервисную организацию, которая участвует в разработке новых месторождений. «Наша задача была в том, чтобы проектировать, строить структурные карты, давать консалтинговые оценки, где лучше бурение сделать и так далее. Работа была интересная», — вспоминает он.
Понятно, что надо было уходить. Но куда? «Работы в городе по моему профилю уже было мало. Я попал в проектный институт. И то с большим трудом. А многие мои однокурсники так и не нашли работу по специальности».
Родители Мейирлихана были против смены профессии сыном. Оно и понятно. «Мой папа в 1977 году сам начал работать в нефтяной отрасли. Как устроился на работу, так больше 40 лет и проработал на одном месте, — говорит Мейирлихан. — Родители понимали мои недовольства зарплатой, но все-таки уговаривали остаться».
А Мейирлихан стал задумываться о том, чтобы уйти в ИТ. «Тогда (в 2020-м, — прим.ред.) в Казахстане все чаще стали говорить о развитии ИТ-отрасли. Начался даже какой-то бум. А ведь я интересовался ИТ еще со школы. С того времени, когда в школе была олимпиада, и я сделал на WordPress свой первый сайт. Это было очень интересно — что-то разрабатывать самому».
Так Мейирлихан стал безработным. Для того, чтобы уйти в ИТ, надо было учиться с нуля и получать специальность заново.
В этот период жизни парень сравнивает себя с главным героем фильма «Октябрьское небо». 1957 год. Советский Союз впервые в истории человечества запустил на земную орбиту первый «Спутник». В то же время в небольшом шахтерском городке в Западной Вирджинии (США), где все завязано на добычу угля, живет мальчик Хомер, чей отец-шахтер настаивает, чтобы сын тоже стал шахтером. А Хомер влюбляется в космос и мечтает запустить собственную ракету.
«Всё то же самое! Только у нас в Актау нефть добывают, и тоже только одна профессия имеет важность, а другие — нет», — улыбается Мейирлихан.
Парень вспоминает, что после увольнения было очень тяжело, доходило до депрессии и сожалений — ну зачем было так резко все бросать. Брал подработки не по специальности.
Однажды кто-то из коллег сказал ему, что есть Skillbox. Образовательная-платформа, где можно освоить с нуля самые разные профессии, в том числе, в ИТ. «Я погуглил, нашел их сайт, изучил. Мне понравилось, я подумал, что это шанс. Нашел как раз то, что мне интересно. Профессию Fullstack- разработчик по PHP. И купил этот курс».
Учится Мейирлихан уже 2 года. И уже месяц как работает по новой специальности, хотя обучение еще продолжается.
При этом студент может сам регулировать нагрузку. Мейирлихан распределил ее таким образом, что учеба занимала 5 дней в неделю. Как быстро проходить обучение — за пару лет или за пару месяцев — решает тоже сам студент.
«У кураторов классный подход. Они не пинают, главная их задача — давать вам информацию и помочь справиться со сложностями, разобрать ошибки, показать их на примерах. Многие записывают видео и объясняют, в чем именно ошибки, — делится опытом парень. — Со мной постоянно на связи 4-5 кураторов по разным профилям. И, кроме этого, есть еще общий чат в телеграмме. Если какие-то пробелы есть, можно написать туда, и кураторы, и сами студенты помогают».
В структуре платформы есть также Центр развития карьеры — здесь ученикам и выпускникам помогают подготовиться к поиску новой работы или даже найти такую работу. «Мне помогли составить резюме, научили писать сопроводительное письмо работодателям, и это было полезно, — говорит парень. — Дальше надо было изучить вакансии и рассылать резюме. Прошел где-то 4 или 5 собеседований и устроился на новую работу».
Сейчас Мейирлихан работает в компании, где, наконец, занимается разработкой. «Мы делаем мобильные и десктопные приложения — в основном работаем с крупными госзаказами, — рассказывает он. — Перед тем, как меня взяли, кроме собеседования дали целых 2 технических задания — со всем справился. Пока я еще на испытательном сроке, который длится три месяца. После испытательного срока будет полноценная зарплата разработчика – это в разы выше, чем было в проектном институте».
Геология, говорит, тоже остается для него интересной. В будущем, возможно, даже получится сделать полезный продукт на стыке ИТ и геологии. «То, о чем я сейчас думаю как о хобби, — это построение структурных карт. Хочу написать их на Python. И еще хотел бы заняться созданием морфологических карт — это когда через лазеры можно получить важные геологические и географические данные. Хочу разработать программу, которая будет делать такие структурные карты по данным, которые получит от дрона. В дроне будет содержаться портативная камера и лазеры наведения. И по методу кригинга программа сможет обрабатывать их», — делится возможными планами Мейирлихан.
Такие данные могут помочь заказчикам понять, например, где им бурить новую скважину. Или могут помочь увеличить добычу в сутки: «Сейчас слишком много компаний, которые делают какие-то сервисы в этой области, но делают платно. А я хотел бы сделать такие open source карты, чтобы все могли ими пользоваться. Я таких бесплатных ПО ни в Казахстане, ни в мире не знаю».
«Просто важно, чтобы на момент смены профессии кто-то поддержал. С родителями хоть и были недопонимания, но они мне все-таки помогали, потому что денег от подработок сильно не хватало, — добавляет он. — Но если такой возможности нет, можно работать там, где уже работаете. А параллельно учиться, и только после получения новой специальности — уходить. Главное, что сейчас есть возможности для того, чтобы быстро освоить новую профессию».
Именно так — из гуманитарной сферы в ИТ — пришла Ольга, учительница географии из Алматы.
Ольга Дерипаско, Алматы, 36 лет (SMM-специалист)
— Я по специальности учитель географии (5-7-е классы). Проработала 6 лет в школе, поняла, что молодым учителям очень сложно заниматься только своим предметом — очень много отчетов нужно составлять, — делится с нами Ольга. — А с детьми итак непросто работать, да и у родителей очень много требований к учителям: “ни в коем случае не трогайте моего ребенка!”. Мы в школе воспитывались по другому. Для нас учитель – это был человек №1. Учитель всегда прав. Сейчас все иначе.
К тому же зарплата, по мнению уже бывшей учительницы, была низкой при ее загрузке. Как молодому учителю без категории Ольге дали ставку делопроизводителя и несколько часов уроков по предмету в неделю. Оклад – 23 000 тенге (в 2010-м году это было чуть больше $150 – прим. ред.). Ольга решила попробовать себя в другой сфере.
Сначала она ушла в компанию, которая занималась продажей картриджей. Потом – в компанию по продаже спортивного питания. Сфера была тоже далека от школы, но зато близка к спорту — Ольга уже много лет занимается кроссфитом. Так она впервые попробовала себя в маркетинге.
«Там же я познакомилась с девушкой, которая занималась SMM. Она меня очень вдохновила! Ведет несколько проектов, много путешествует. Не привязана к рабочему графику с 9 до 18, работает фактически сама на себя. Плюс, работая в SMM, можно зарабатывать 200-250 000 тенге за проект. Если вести 2-3 проекта – доход получится достойный».
С тех пор, как Ольга ушла из школы, зарплаты учителей заметно выросли. «Но все равно это не сравнится с тем, что можно зарабатывать, если работаешь на себя», – говорит она.
Чтобы уйти в SMM, не хватало знаний — надо было пойти куда-то учиться.
Ольга уже совмещает работу по новой специальности и учебу: ведет аккаунт спорт-клуба, в котором много лет тренируется сама – директор клуба случайно узнал, на кого учится Ольга, и предложил поработать. Ольга говорит, уже удалось вырастить количество подписчиков в разы. И люди стали намного чаще писать в директ и интересоваться клубом.
«Дальше готовлюсь к стажировке в компании, куда, надеюсь, попаду благодаря Skillbox — в одно из рекламных агентств. В качестве ТЗ я разрабатывала им контент-план постов для руководителей бизнеса. В нем я даю советы, как вести аккаунт, что публиковать, какая информация в постах будет полезна. Сейчас жду, возьмут ли на стажировку. Хочу набраться знаний в больших компаниях, чтобы кухню изнутри посмотреть, увидеть масштабы, еще больше практики получить. А потом уже думаю завести свой блог и монетизировать его», — делится планами Ольга.
Андрей — еще один выпускник курсов, до них он тоже работал в ИТ, но захотел освоить новые знания и зарабатывать больше.
Андрей Усманов, Костанай, 26 лет (Веб-дизайнер)
— Пять лет назад я закончил Костанайский колледж автомобильного транспорта (специальность «Вычислительная техника и программное обеспечение»). Стал программистом, который специализируется на ремонте компьютерной техники. Профессия нравилась, когда учился, но когда вышел в свободное плавание, понял, что работу найти по специальности очень сложно. Если получалось находить что-то, то платили мизер: 70 000 — 80 000 тенге. На жизнь не хватало. Я половину только на оплату съемной квартиры отдавал.
Так Андрей тоже пришел к мысли, что профессию надо менять: «У меня был хороший пример перед глазами — моя родная сестра. Она сначала поступила в университет на психолога, но не доучилась. Узнала как-то про профессию веб-дизайна и загорелась, сейчас работает и хорошо зарабатывает, и ей нравится то, чем она занимается».
В интернете Андрей нашел Skillbox, почитал отзывы – и решил попробовать. «Веб-дизайн — это вообще та специальность, которая востребована в наше время, в больших городах особенно», – говорит он. Правда, поначалу боялся мошенничества. Родители так вообще не понимали, как это платить деньги за курсы каком-то сайту. Но после того, как начал учебу, сомнения отпали.
После курсов работу нашел довольно быстро – работает на удаленке.
Пока для Андрея это временная подработка. «Делаю баннеры и визитки рекламные в одной российской компании. Мой доход уже не меньше, чем был, но усилий трачу намного меньше. Я только начинаю по сути и, если буду больше усилий прикладывать, то, судя по рынку, зарплата будет в разы больше».
Сейчас Андрей как раз в поиске постоянной работы – желательно не удаленной, а в офисе. Возможно, нашим читателям-работодателям в ИТ как раз нужен в команду молодой амбициозный специалист. Напишите нам в редакцию, и мы познакомим вас с Андреем!