Sweep – это сервис, который предлагает компаниям размещать свою рекламу в виде наклеек на частных автомобилях. Он включает в себя административную панель для рекламодателей и мобильное приложение для водителей. Работает все так: рекламодатели составляют свои пожелания по рекламной кампании и публикуют их в приложении, где водители выбирают бренд, проходят проверку и оклеивание машины, а потом просто катаются по городу и зарабатывают деньги. Несмотря на то, что сервис запустился только в мае этого года, в копилке Sweep уже есть сотрудничество с 1Fit.
Digital Business поговорил с СЕО проекта Тимуром Бекеновым и узнал, чем Sweep сможет заинтересовать рекламодателей и водителей, как развивать сервис исключительно на ангельские инвестиции и почему пока сложно пробиться к крупным брендам.
«460 тысяч легковых автомобилей – это рекламные площади, которые можно занять»
– Как появилась идея со Sweep?
– В Алматы, по последним подсчетам, 460 тысяч легковых автомобилей. И это, по сути, пустые рекламные площади, которые можно занять. Мы решили создать агрегатор, с помощью которого смогли бы свести водителей и рекламодателей. Sweep помогает как бизнесу, так и тем, кто за рулем. Автовладельцы получают пассивный доход. Заказчики, в свою очередь, имеют дополнительные рекламные площади, которые двигаются по всему городу и дают высокие охваты.
– Сколько ушло время на реализацию задумки?
– На разработку сервиса с нашими ресурсами понадобилось 8 месяцев. Прошлым летом мы начали думать над бизнес-моделью и создавать прототип мобильного приложения. По началу справлялись собственными силами. Дело в том, что после учебы в Москве мы с другом Арсеном на протяжении 4-х лет оказывали услуги по разработке сайтов и мобильных приложений. Благодаря этому смогли сформировать сильную команду, которая и занялась Sweep. А в процессе к нам присоединилась Асият – специалист в сфере ИТ-менеджмента, она стала нашим партнером.
В роли инвестора проекта выступил бизнесмен Гаджи Шапиевич Гаджиев, который инвестировал порядка $50 тысяч. Он также помог нам со специалистами в юридической и финансовой сферах. Деньги мы вложили в софт, запуск сайта, создание мобильного приложения, аренду помещения, маркетинг и покупку различного рода лицензий. На самом деле, у нас небольшой бюджет. Из одного интервью узнал, что у конкурента, работающего на российском рынке, он в 10 раз больше.
– А в чем ваше преимущество над подобными сервисами, которые есть в других странах?
– Перед началом разработки мы тщательно изучили конкурентов в других странах, их продукты и обнаружили несколько проблем. Судя по отзывам, автовладельцев беспокоили скорость выплат и работы приложения, а также служба поддержки. Мы постарались закрыть эти вопросы.
Еще будем предлагать своим клиентам продвинутую аналитику. В начале августа подписали соглашение о сотрудничестве с компанией Toppolls, которая занимается исследованиями, в том числе измерением эффективности наружной рекламы. Они замеряют показатели бренда до рекламной кампании и после, чтобы можно было понять, насколько все прошло успешно.
«За рекламную кампанию водитель может заработать до 50 тысяч тенге»
– Сколько в Sweep может заработать водитель?
– Доход автовладельца зависит от нескольких факторов. Во-первых, пробег: мы платим за каждый километр в черте города. Во-вторых, от зон, в которых он ездит, и времени суток (днем и ночью количество показов разное). В-третьих, площадь оклейки: может быть 10%, 20% и 40%. Больше 40% не предлагаем, так как это нужно согласовывать с акиматом и дорожной полицией. В-четвертых, от класса машины – эконом, комфорт или бизнес.
– А как идет оплата, если машина стоит в пробке?
– По повышенному тарифу, так как много людей стоят на остановках, просто идут по улице. Значит, количество показов выше. Поэтому в час-пик, если поехать по центру, то, простояв в пробке, можно заработать больше, чем если двигаться по пустой дороге в объезд.
– То есть вы, по сути, создаете дополнительный трафик на дорогах и только способствуете созданию пробок, правильно я понимаю? Не боитесь хейта в свой адрес?
– Ничего личного. Это просто бизнес :)
– Хорошо. А как вы проверяете, что человек действительно проехал эти километры, а не накрутил их?
– Просим в режиме реального времени сфотографировать приборную панель до и после рекламной кампании. Также по ходу самой кампании с помощью мобильного приложения контролируем маршруты, и если видим какие-то подозрительные движения, то можем попросить владельца дополнительно пройти фотоконтроль. В случае, когда машина не выехала, рекламодатель ничего не платит. Правда, теряется наш доход, поэтому мы всегда узнаем причину простоя, и если проблема серьезная, то удаляем участника и открываем свободную позицию.
– Еще немного о безопасности. Каким образом проверяется право на владение автомобилем?
– При регистрации в нашей системе нужно также в режиме реального времени сделать фотографии автомобиля и всех документов на него, чтобы нельзя было ничего отфотошопить. Мы сверяем данные из техпаспорта с удостоверением личности. Если все сходится, значит, это действительно хозяин машины, который будет водить автомобиль. Доступа к базам дорожной полиции у нас нет.
– А если техпаспорт – подделка, а машина на самом деле не принадлежит этому человек или вовсе в угоне…
– Это не в нашей компетенции.
– Не думали о каком-то сотрудничестве с государственными органами в этом направлении?
– Нет, мы считаем, что имеющаяся сейчас у нас система идентификации оптимальна. Разбираться, в угоне машина или на ней катается другой человек – не совсем наше дело.
«В рекламной кампании с 1Fit наша маржа составила до 30%»
– Что для Sweep сейчас первично: привлечение рекламодателей или автовладельцев, на машинах которых будет размещаться реклама?
– Перед запуском мы задумались над этим вопросом, но быстро поняли, что наш продукт похож на классифайд. Поэтому первым делом занялись привлечением рекламодателей, которые размещают в мобильном приложении рекламную кампанию, а потом мы на нее находим автовладельцев. Со спросом проблем нет. К примеру, когда сотрудничали с 1Fit, нужное количество машин (50) отобрали и оклеили за 4 дня. Однако желающих было в разы больше: в день приходило по 80-100 заявок. Средняя стоимость привлеченного автовладельца вышла 2 тысячи тенге.
Правда, у нас довольно строгие правила отбора, из которых главное – автомобиль должен быть не старше 2007 года. Однако, как показала практика, мы погорячились, когда выставили такой диапазон. Нам встречаются автомобили 2015 года выпуска, с, мягко говоря, плохим состоянием кузова. Но есть и вторая сторона. Как-то человек с автомобилем 2002 года подал заявку на участие в кампании. Это была Audi, отполированная до блеска, заниженная, на крутых дисках. Естественно, заявку одобрили, так как машина привлекала большое внимание и выглядела лучше большинства автомобилей, которые младше.
– К слову, как прошла рекламная компания с 1Fit?
– За месяц накатали 86 тысяч километров – и это всего 50 автомобилей и исключительно по городу. Когда машина выезжает за пределы Алматы, система перестает вести статистику и, следовательно, оплачивать эти километры рекламодателю не приходится. Всю полученную информацию мы передали ребятам из 1Fit. Они сказали, что будут изучать, чтобы понять эффективность, поэтому от каких-то комментариев пока воздержались. Но негатива нет. Для 1Fit, насколько я знаю, это был первый опыт работы с наружной рекламой. Уже после того, как они разместили свою рекламу на автомобилях, они стали развешивать баннеры на остановках. Думаю, это о чем-то говорит. На мой взгляд, реклама зашла хорошо. Мы сняли видео, как оклеиваем автомобиль наклейками 1Fit и выложили его в TikTok на пустой аккаунт, где оно собрало более 100 тысяч просмотров и более 1 тысячи лайков за неделю, хотя мы не ставили на продвижение.
– Сейчас ведутся переговоры с другими рекламодателями?
– Да, но пока каких-то подтверждений нет. В данный момент мы на небольшой паузе, потому что в ходе рекламной кампании с 1Fit выявили ряд недостатков в продукте, связанных с нагрузками на серверы. Не ожидали, что будет столько маршрутов. Нужно немного пересобрать back-часть: провести небольшой ремонт. К октябрю, думаю, уже сможем запуститься снова.
– Из чего формируется ваш заработок?
– Когда рекламодатель заказывает у нас кампанию, мы высылаем ему коммерческое предложение. Цена зависит от сроков, количества автомобилей, площади оклейки и класса автомобиля. Если есть какие-то особые требования, к примеру, нужны машины только одного цвета или марки, то берем за это дополнительную плату. В общем, все считается индивидуально.
– Какие планы по масштабированию?
– До конца года хотелось бы попробовать себя в Нур-Султане и Шымкенте. Для этого нам нужно заключить партнерское соглашение с оклеивающей компанией, подписать контракты с рекламодателями, при этом в столице уже есть заявки, и запустить таргетированную рекламу на водителей. А сама система уже готова: как и в Алматы, в Нур-Султане и Шымкенте мы можем разделить город на зоны и работать по такой же модели. В общем, порог входа невысокий. На наш взгляд, запуск в этих городах рекламной кампании, в которой примет участие больше 30 машин, будет успехом.
– Собираетесь привлекать инвестиции от венчурных фондов?
– Пока что не видим в этом необходимости, потому что получаем полную поддержку от нашего стратегического партнера. Человек прекрасно понимает рынок и готов поддерживать нас. Главное –обоснованно принимать решения. Ну и, честно говоря, если выходить в Нур-Султан и Шымкент, то стоимость масштабирования будет минимальная, силами, имеющимися сейчас, можем справиться.
– Какие видите риски для своего проекта?
– Каждый шаг, который мы делаем сейчас, максимально обдуманный: проводим исследования, тестируем гипотезы… Надеюсь, так будет и в дальнейшем, чтобы исключить наши внутренние риски. Если говорить о внешних, то единственное, с чем мы можем столкнуться – это вопрос законодательства, если завтра, к примеру, власти решат, что нельзя делать никакую оклейку автомобилей. При таких раскладах придется закрывать бизнес в Казахстане. Но мы имеем в планах выход в другие страны, в первую очередь соседние государства, поэтому, при необходимости, этот риск можно как-то купировать.
Хотите рассказать свою историю создания технологичного бизнеса? Или поделиться мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!
А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀