Фольклор в кармане: как развивается мобильное приложение Qonzhyq
Несколько лет назад молодые мамы Айгерим Исатаева и Алия Сарсенова не смогли найти хорошую детскую литературу на казахском языке. В библиотеку ради чтения сказки ребенку идти не хотелось, да и не было историй и сказок в том формате, который бы мог заинтересовать современных маленьких детей.
Это подтолкнуло Айгерим и Алию на создание серии собственных сказок с воспитательным уклоном под названием «Марио Қонжық». Книжки продавались по всей стране, но не все семьи в Казахстане могли позволить себе купить их по 2-3 тыс. тенге. И поэтому в 2021 году проект перешел на новый этап — было создано мобильное приложение Qonzhyq для всей семьи, способное погрузить детей в национальный фольклор.
Сейчас у приложения вышел большой релиз — в нем кардинально изменен раздел обучения. DigitalBusiness поговорил с CPO проекта Qonzhyq Нурдаулетом Куандыком.
— На кого рассчитано приложение Qonzhyq и какую проблему решает?
— Весь вопрос в удобстве для пользователя и доступности материала. Можно прошерстить весь Google и YouTube, но не найти нужную песню, сказку или любое другое произведение. На рынке действительно нет удобных инструментов для изучения национального фольклора обществом, хотя государство и разные фонды выделяют колоссальные средства для продвижения этой тематики.
Помимо всего, весь мир переходит на формат стриминга, а любимых авторов на популярных площадках нет. Поэтому мы решили реализовать приложение, которое всегда будет легкодоступно, что называется, в кармане у народа: захотел послушать золотую классику казахской музыки — легко! Кюи на различных инструментах — легко! Убаюкать ребенка крутыми колыбельными — да хоть сейчас качайте приложение и засыпайте вместе с ребенком.
— Откуда в приложении весь этот контент?
— Мы получили разрешение на использование контента игрушки, которая называлась «Электронды қазақ үй». Почти половина контента составляют эти материалы. Все остальное мы создавали сами.
— Какая команда работает над проектом?
— Основной костяк команды состоит из продакт-менеджера, двух инхаус-разработчиков и маркетолога. Аутсорсим услуги UX/UI, трафик менеджера, графических дизайнеров и контент менеджеров.
— Сколько денег затрачено на проект? Чьи это деньги?
— Сейчас немного сложно точно озвучить затраты, но примерно будет 25-30 миллионов тенге. Проект живет и развивается за счет личных вложений Айгерим Исатаевой.
— Предусмотрена ли монетизация проекта? Каким образом?
Монетизация и возврат вложенных в разработку средств никогда не был целью №1. Самое главное — нести пользу. И дойти до момента, когда проект сам сможет поддерживать свое развитие.
Изначально планировали зайти в e-commerce — интегрировать в приложение магазин. Но после запуска и попытки продвижения в маленьком регионе (город Семей) мы увидели, что не смогли добиться виральности и большого количества скачиваний. И решили, что изначальным планам по монетизации не суждено сбыться. Сейчас мы делаем плавный вираж в сторону обучения дошкольников и учеников начальных классов — именно за счет этой части проекта мы планируем монетизировать приложение.
Весь реализованный к данному моменту функционал планируем оставить полностью бесплатным.
— Проводились ли какие-то исследования/опросы о том, насколько сейчас востребован казахский фольклор?
— Самый первый стимул для нас — собственные боли и нужды. Мы также изучили вопрос в соцсетях, комментарии на Youtube, в пабликах и в других приложениях.
И поняли, что по теме нет даже платных качественных ресурсов, не говоря уже о бесплатных.
И судя по поведению и отзывам ранних пташек, мы сделали очень классное приложение, которое нужно народу, но которым не пользуются каждый день: MAU сейчас достиг 5000, а DAU в среднем доходит до 450 уникальных пользователей. И это только в Восточно-Казахстанской области. От всей страны ожидаем цифры побольше.
— Какие планы на ближайшее будущее?
— После запуска и привлечения 10 000 новых пользователей мы начнем искать инвестиции и гранты для дальнейшего развития проекта. Сейчас мы открыты к предложениям, но инвесторам сразу дадим понять, что этот проект является некоммерческим, по большей части социальным.