Чанпэн Чжао, основатель и генеральный директор криптовалютной биржи Binance, в интервью Tengrinews.kz порассуждал о перспективах развития криптовалют, NFT и интересе к Казахстану.
О перспективах фиатных денег
Генеральный директор Binance не считает, что фиатные деньги в краткосрочной перспективе проиграют криптовалютам. Когда создается что-то новое, то необязательно, что при этом теряется ценность каких-то существующих вещей.
К примеру, интернет-поисковики. Для роста им не надо было соревноваться с почтовыми сервисами. Социальным сетям для их роста так же не надо было конкурировать с поисковиками. Вы можете создавать новые ценности, создавая кейсы, которые бы были полезны для людей. С этой точки зрения криптовалютам не надо отбирать то, что есть у фиатных денег. Фиатные деньги отлично подходят, к примеру, для того, чтобы расплачиваться за кофе, заказать еду и для многих других вещей. Но когда речь идет о международной торговле, когда вы хотите зарабатывать в глобальных масштабах, когда вы хотите купить предмет искусства, когда хотите продавать предметы искусства в масштабе всего мира…
Чанпэн Чжао уверен, что криптовалюты — это новый инструмент, который позволяет сделать это проще. В традиционной фиатной валюте таких вариантов использования средств никогда не существовало.
Что будет с биткоином
Основатель Binance считает, что через 10-20 лет, когда будет больше сценариев для использования коинов и пользователей в этом пространстве, индустрия будет продолжать расти, интернет и блокчейн также будут расти дальше.
Я не думаю, что что-то могло бы заменить биткоин в краткосрочной перспективе. У него самая большая рыночная капитализация, он самый децентрализованный. Мы не знаем, кто создал биткоин. Это наиболее проверенная, наиболее безопасная криптовалюта, в отличие от других коинов. Также это тот коин, работу которого необходимо изучать, когда познаешь сферу криптовалют. Когда вы изучаете сферу блокчейна и криптовалют, вы не сможете обойтись без информации о биткоине. Это базовая концепция.
Но при этом Чанпэн Чжао уверен, что когда-нибудь на смену биткоину придет другая, лучшая криптовалюта. Либо сам биткоин будет развиваться:
– Оба варианта возможны. Ничто не остается навсегда, наша цивилизация стремится вперед. Я не думаю, что биткоин или криптовалюты исчезнут. Что-то может заменить биткоин в некоторых аспектах, но это что-то должно быть лучше. Я не знаю, когда это может произойти, но если подумать о будущем в 20, 50 или 100 лет, то вполне возможно, что произойдет какая-то модернизация.
NFT для билетов и товаров
NFT как технология останется с нами, так у нее много сценариев для использования, и сейчас видна лишь верхушка айсберга, считает Чанпэн Чжао. Кроме того, NFT привели в сферу много людей, которые ранее даже не интересовались криптовалютами.
Я разговаривал с людьми, которые рассказывали, что занимаются NFT и никогда ранее не пользовались криптовалютами. NFT сейчас – это один из способов для создателей контента, для художников продавать свое искусство фанатам по всему миру. Это именно та возможность, которая не была доступна нам ранее. Я разговаривал с художниками в Париже, Дубае, на Филиппинах. Они продавали свои работы галереям за 10 тысяч долларов за штуку. С NFT они зарабатывают 100 тысяч долларов и больше за каждую свою работу. Сейчас они посвящают все свое время NFT. Технология предлагает создателям контента новый способ монетизации их работы, такое раньше было недоступно. Это точно то, что останется с нами.
При этом он прогнозирует, что большинство существующих сегодня NFT не сохранят свою ценность через 5-10 лет. А небольшое количество из тех, кто это сможет сделать, экспоненциально вырастут в цене.
Гендиректор Binance привел два направления практического применения NFT, которые он считает перспективными:
1. NFT-билетирование, когда все билеты (будь-то спортивные мероприятия или любые другие шоу) будут использовать NFT.
Некоторые художники и музыканты рассказывали мне, что продавали билеты на свои шоу, к примеру, за 150 долларов. Перекупщики одни за другими выкупали все билеты и выставляли цену в 300 долларов, а затем и выше. Так цена достигла 3 тысяч долларов. Артист не получил практически ничего из такой высокой рыночной цены. Существующая сейчас структура продажи билетов неэффективна. Используя NFT, мы можете с легкостью решить эту проблему. Каждый раз, когда билет будет перепродаваться, артист будет получать 80 процентов от разницы, а перекупщики смогут получать максимум 20 процентов. Это даст гораздо больше артисту. Возможно, это слишком много или слишком мало, не уверен, но сейчас у нас есть технология, чтобы отследить это.
2. Проверка подлинности товара. Когда потребитель может приобрести NFT, пойди в любой магазин и забрать свой товар, будучи уверенным в том, что это подлинная вещь.
Нам нужно развивать подобные приложения, чтобы сделать их простыми в использовании. Нам нужны предприниматели, которые будут создавать решения адаптивным способом. Вот почему я думаю, что пока мы видим лишь вершину айсберга для возможности использования NFT. Сейчас мы просто покупаем JPEG, цифровое искусство, но пока это лишь ранняя часть всей индустрии.
Чем приглянулся Казахстан
Чанпэн Чжао. Фото — Astana Hub
Чанпэн Чжао поделился своими впечатлениями и о Казахстане. Например, вот так он объяснил интерес к стране:
Мы меньше заботимся о том, где находится страна и прочих подобных моментах. Мы просто хотим работать с прогрессивными мыслителями и лидерами. Через эти связи мы поняли, что в Казахстане есть чрезвычайно прогрессивные лидеры. Проще говоря, это и есть причина.
И рассказал, что во время своего визита в Astana Hub он увидел несколько проектов, три из которых он назвал значительными. Но что это за проекты — не ответил, что потому это может повлиять на стоимость определенных коинов:
Это были игровые проекты, виртуальная реальность. В Казахстане уже есть своя экосистема, это фантастика.
Сама страна основателю криптовалютной биржи тоже понравилась – своей цифровизацией:
Самое большое впечатление у меня оставил тот факт, что Казахстан – продвинутая в цифровом плане страна. Об этом я не знал. После того как я вышел из аэропорта, поехал в город, я увидел, что Казахстан – большая страна, там прекрасная окружающая среда, красивые высокие здания. Но это все не впечатлило меня так, как тот факт, что в стране такой уровень цифровизации, такая цифровая инфраструктура.