Казахстанская предпринимательница Салтанат Мадали в новом эпизоде подкаста «Бизнес Номады» поделилась опытом создания своих двух стартапов.
Как перейти от традиционного бизнеса к ИТ
Салтанат в бизнесе уже шесть лет — является основателем студии Fabricaloft.kz, которая занимается разработкой дизайнов интерьера, а также владеет мини-производством авторской мебели.
Это, по словам предпринимательницы, традиционный малый бизнес. О том, чтобы запустить технологический стартап, Салтанат Мадали задумалась еще до пандемии, когда жила в Египте и управляла бизнесом дистанционно:
«Стартап — это проект, который можно увеличить в несколько десятков или тысяч раз за очень короткое время. И я думала, как мне увеличить свое присутствие на рынке. Есть вариант совершить горизонтальную экспансию: к примеру, купить для цеха еще две пилы, нанять еще двух маляров и дизайнеров. И так я просто буду еще больше продавать. Но насколько увеличу свой бизнес? Даже не в два раза, может быть на 20%-30% в лучшем случае».
Тогда Салтанат Мадали решила попробовать себя в другой индустрии: создать образовательную платформу — маркетплейс с разными курсами. В процессе ей пришлось погрузиться в мир ИТ, пообщаться более чем с 40 ИТ-компаниями со всего СНГ, узнать, что такое техническое задание, UX/UI-дизайн, верстка, разработка и т.д. Но проект оказался провальным — заработать на нем ничего не удалось.
Салтанат Мадали. Скрин из видео Youtube-канала «Бизнес Номады»
«Мы неправильно сделали — нам нужно было пойти в продюсирование других экспертов, а мы сразу начли делать и маркетплейс, и запускать собственные курсы. То есть мы создали очень хороший контент, затратили очень много денег на создание этого портала, а когда нужно было вкидывать деньги в продажи и заниматься маркетингом, на это у нас сил не осталось, мы выдохнулись и выгорели».
Второй «блин» стал приносить деньги сразу
Новый стартап Interium.online — это сервис, на котором пользователь без технических знаний и навыков может прямо на сайте (без загрузки софта на свой компьютер) с помощью мышки нарисовать планировочное решение своей квартиры, расставить мебель, розетки и выключатели, нарисовать полы и потолки, а потом все это выгрузить и показать строителям-отделочникам. И все это — бесплатно. И именно бесплатность для пользователей, как считает Салтанат, позволила проекту стать успешным:
«Если завоевывать пользователя каждый раз, когда он должен совершить одну оплату, то можно очень быстро выгореть. Я пошла по другому пути: сделала для пользователей все бесплатно, но в коллажах присутствует продукция всей индустрии — паркет от наших партнеров, обои, сантехника, краска… Если ты один раз завоевал партнера в B2B сегменте, то он уже всегда будет с тобой через абонентскую плату. Твоя задача — просто масштабировать и развивать проект. А поскольку для пользователей он бесплатен, то сделать это гораздо легче, чем если бы мы брали деньги за каждый коллаж».
При этом Салтанат Мадали, подчеркивает, что ей очень помог опыт, полученный во время реализации первого проекта. И поэтому она не жалеет времени и денег, потраченных на образовательный стартап:
«Я тогда потеряла в деньгах, но приобрела колоссальный опыт. Это позволило мне создать второй проект, который монетизировался уже со второго дня после запуска… Когда я задумывала Interium.online, то я понимала, что на рынке есть нужда в таком сервисе, понимала, как это реализовать, но не знала техническую часть. И мой опыт знакомства с миром ИТ во время первого проекта очень помог — это уже был совсем другой уровень диалога с разработчиками».
Почему MVP очень важен
Салтанат Мадали уверена, что сегодня любой предприниматель, который хочет быстро расти, должен быть хотя бы немножко «айтишником».
«Конечно, не не обязательно знать, как программировать. Но общее понимание о сфере нужно иметь. Например, в каждом проекте важная часть — это техническое задание. Его программисты сами не напишут — да, есть проектный менеджер, но предприниматель и сам должен в этом что-то понимать».
Также опыт в двух ИТ-проектах дал Салтанат понимание важности MVP:
«Нужно вложить в MVP ровно столько денег и энергии, чтобы получить возможность протестировать вашу гипотезу. В чем основная ошибка молодых стартаперов: они сразу начинают думать, что нужно создать большой и красивый продукт. И начинают вкладываться в оборудование, в UX/UI-дизайн, в контент и т.д. А на момент, когда идет открытие проекта, уже не хватает ни финансов, ни энергии на запуск продаж.
И это работает не только для стартапов: например, вы хотите открыть в городе безглютеновую кондитерскую. Не нужно сразу делать цех, покупать оборудование и приглашать поваров. Достаточно сделать страницу в Instagram c фотографиями безглютеновой выпечки, сделанными на смартфон. Запустить таргетинг, получить заявки и посмотреть, какой есть спрос на продукт».
Но Салтанат Мадали делает оговорку: есть индивидуальные случаи. Например, запуская Interium.online, нельзя было сделать совсем простой MVP — сервис пришлось все-таки основательно проработать, иначе бы он в каком-то «сыром» виде не нашел отклика у пользователей.