Местным компаниям дать преференции, но с условием выхода на экспорт. Мнение о развитии ИТ-индустрии в Казахстане

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 08.08.2022, 14:46
Байжан Канафин

Байжан Канафин. Фото — Kazakh24.info

ИТ-предприниматель, генеральный директор компании Documentolog Байжан Канафин в интервью Kazakh24.info поделился своими видением мер, которые должно предпринять правительство Казахстана, чтобы ИТ-индустрия в стране получила  серьезное развитие. Публикуем несколько ключевых фрагментов интервью.

Сначала бизнесмен обозначил проблемы Казахстана:

«У нас экономические условия сложные со всех точек зрения рыночной теории: большие пространства, низкая плотность населения, маленькая численность. То есть у нас очень большие логистические затраты и маленький рынок. Будучи маленькой страной, мы хотим построить рыночную экономику, чтобы в Казахстане в условиях рынка выросли сильные, конкурентоспособные на мировом уровне компании.

Теперь возьмем мировую компанию, которая имеет историю развития. Она имеет готовый продукт, технологии, опыт, доступ к финансированию. Эта компания гораздо сильнее любой казахстанской».

Байжан Канафин говорит, что сейчас во многих странах начали активно поддерживать и лоббировать отечественные продукты — давать преференции своим компаниям. Он привел пример Южной Кореи, которая в 1950-60-е годы была бедной страной, но ее правительство приняло решение о том, чтобы определенным крупным компаниям – Samsung, Kia – дать большие государственные заказы:

«Одновременно им были выставлены требования встречные – выйти на экспорт со своим продуктом. И результат этой политики нам всем известен: Samsung – одна из самых крупных компаний в мире, Южная Корея – развитая страна. Это произошло и благодаря тому, что государство не попыталось стать акционером этих компаний. Они как были частными, так и остались».

Так и в Казахстане, считает CEO Documentolog, нужно в каждой отрасли определить список ИТ-лидеров, внедрить критерии и требования по аудированию, раскрытию информации о собственниках.

«Нужно выбрать 10-15 компаний из разных ИT-направлений, дать преференции и поставить перед ними задачи. Во-первых, вырасти и идти на экспорт. Во-вторых, вкладываться в науку, помогать университетам. Все думают, что у нас наука выйдет через государственное финансирование, но такая наука не является прикладной. То есть в настоящий момент работы наших ученых мало коммерциализируются. Основная задача коммерциализации – работа с крупными производственными компаниями. Например, производственной компании что-то нужно, она обращается к группе ученых, которая работает над задачей и находит конкурентное преимущество».

При этом предприниматель уверен, что государство не должно заниматься бесплатной раздачей денег — это задача и риски частных инвесторов:

«Когда рискуешь своими личными деньгами, отношение к ним и к принятию решений другое. Когда речь идет о государственных деньгах, то риск-аппетит и риск совсем другой. Поэтому это история не про государство».

Хотите поделиться своими мыслями о проблемах на рынке ИТ Казахстана? Высказать свои предложения по развитию отрасли. Пишите на редакционную почту editor@digitalbusiness.kz!

А еще ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀