Чуть больше года назад серийный ИТ-предприниматель из Алматы Абай Сергазиев вместе с тремя друзьями запустил стартап Red Art — сервис по обработке фото и видео, в котором качественно улучшить свой контент может даже новичок. Несмотря на то, что продукт еще находится на стадии тестирования, ребята уже смогли привлечь $500 тысяч инвестиций от казахстанского венчурного фонда Shanyraq.vc.
DigitalBusiness.kz узнал у Абая, как они на ранней стадии смогли поднять такой большой для местного рынка раунд, в чем существенные отличия Red Art от классических графических редакторов и может ли сервис быть прибыльным в Казахстане.
«В течении пары суток к нам пришло около 30 тысяч юзеров»
— Расскажите, как появилась идея с Red Art?
— У меня есть друг — Нурсултан Магзумов, серийный предприниматель, который работает в разных сферах. Он довольно медийный человек, который знает, как делать красивый и качественный контент для социальных сетей. Однажды Нурсултан рассказал, что у него в Instagram уже около тысячи обращений от подписчиков, которые спрашивают, как он обрабатывает фото и видео. В общении он выяснил, что большая часть людей не умеют работать в Photoshop и других подобных сервисах, так как там сложный интерфейс. И это натолкнуло его на мысль: нужно создать приложение, где любой желающий сможет улучшить свою фотку или видео буквально в несколько кликов. То есть просто уменьшить количество действий, насколько это возможно: если в профессиональных сервисах необходимо делать около 15 шагов для редактирования, то Нурсултан захотел минимизировать их до 4.
И вот он пришел ко мне и спросил: «Абай, ты же айтишник, можно такое сделать?» Мне идея показалось очень интересной. В итоге подключили к проекту еще двух наших друзей: Тимура Смагулова, у которого есть ряд успешных проектов в продюсировании (к примеру, делал клипы американским рэперам Трэвису Скотту и 21 Savage, хип-хоп группе Migos и другим звездам), и Камаладина Абылайхана, который занимается работой с блогерами: у него более 400 клиентов только в Казахстане. Вчетвером определили бюджет (чуть больше $50 тысяч) и занялись реализацией.
— И с чего начали?
— Сделали своими силами MVP — мобильное приложение на базе iOS и Android, чтобы проверить гипотезу. На практике работа Red Art выглядит следующим образом: загружаете фото, выбираете один из предложенных пресетов (готовых шаблонов настроек цветокоррекции — прим. DigitalBusiness.kz) и через минуту получаете качественно обработанный снимок.
Как только пилот был готов, Нурсултан запостил у себя сторис, что появился вот такой сервис, и спросил у аудитории, насколько он им интересен. В итоге в течении пары суток к нам пришло около 30 тысяч юзеров, а приложение на четыре дня забралось на первое место в казахстанском Play Market и App Store.
Мы увидели, что гипотеза подтвердилась, интерес есть. Вот только не учли, что к нам сразу ломанется такое количество пользователей. В итоге приложение упало, так как было рассчитано на нагрузку до 5 тысяч человек. Сейчас как раз занимаемся увеличением нагрузки до 200 тысяч пользователей. Плюс собираемся добавить возможность обработки видео, так как сегодня такой контент более популярен, чем фотки.
— Как я понимаю, инвестиции привлекались, чтобы допилить продукт?
— Не совсем. Тут все получилось на самом деле случайно. Как-то ехали в машине с моим инвестором по другому проекту и одним из фаундеров венчурного фонда Shanyraq.vc. Зашел у нас разговор о проектах, и я рассказал про Red Art. Наша идея и легкость генерирования новых пользователей понравились, поэтому фаундер венчурного фонда предложил попробовать поднять раунд. Мы с ребятами обсудили и решили, что нужно рейзить и развиваться дальше.
«Хотим интегрировать в проект историю с Web 3.0»
— Как выглядит ваша команда?
— Штат у нас небольшой, восемь человек: разработчики и СТО. Пока таким составом справляемся. Вообще на данном этапе в большой команде нет необходимости.
— Чем сейчас занимаетесь?
— Можно сказать, выстраиваем четкие стандарты по быстрому масштабированию: маркетинг, разработка, нагрузочные тестирования. В маркетинге собираемся делать ставку не на контекстную или таргетированную рекламу, а на вирусное распространение за счет собственного нетворкинга и привлечения партнеров — блогеров, певцов, актеров и так далее. С этим должны помочь Тимур и Камаладин. О том, какая будет форма сотрудничества со звездами, пока думаем. Возможно, договоримся о партнерке.
— Сколько на данный момент пользователей у Red Art?
— Всего в системе 37 тысяч пользователей, из которых 10 тысяч хотя бы раз в месяц пользуется нашим приложением. А больше 850 — ежедневно. Большая часть (74%) — из Казахстана. Остальные — Россия, Беларусь, Украина, Польша, даже из Португалии скачивания есть.
— За счет чего планируете зарабатывать?
— Во-первых, платная подписка. О цене пока не думали: хотим дождаться продуктовых метрик, чтобы лучше понимать настроения на рынке.
Во-вторых, есть модель В2В, где будем предоставлять пресеты от различных брендов. Интерес есть: уже получили запросы от четырех компаний, которые готовы с нами работать. Для пользователей они будут бесплатными, как и пресеты от самого Red Art.
В-третьих, хотим попробовать одну фичу, которую планирую закончить к сентябрю. Видение заключается в возможности интегрирования истории Web 3.0 (идея новой итерации интернета на основе блокчейна, включает в себя концепции децентрализации и экономики на основе токенов — прим. DigitalBusinees.kz).
Как пример — проект STEPN, где люди могут зарабатывать криптовалюту за то, что они гуляют или бегают на свежем воздухе. Но перед этим нужно купить у STEPN кроссовки. И вот здесь история, когда зарабатывают все. Думаю, мы можем за большие суммы продавать пресеты от звезд. Плюс люди смогут зарабатывать деньги, обрабатывая свои фотографии. Нечто подобное мы и хотим реализовать. Единственная проблема, которую я вижу, — это создать такую модель, чтобы она была экономически обоснованной, а не воспринималась рынком как финансовая пирамида. Вот в данный момент находимся в поиске.
«Для иностранных инвесторов Казахстан пока – «терра инкогнита»
— У Red Art есть офис в США. Как я понимаю, фокусируетесь на американском рынке?
—Да. В Казахстане у нас есть возможность быстро запуститься, но, к сожалению, пока что наш рынок не привык платить по подписке, что является огромной проблемой. Собственно, как и в других странах СНГ. Народ потихоньку учится, но говорить, что культура платных подписок сформировалась, пока нельзя. Был ряд проектов, которые запускались по подписке, а потом у них начинался полный треш, так как пользователи не хотели платить, и в итоге стартапы загибались. Также стоит учитывать, что местный рынок маленький: максимум, который мы можем выжать — это 1,5 миллиона пользователей. В США — от 80 до 100 миллионов.
Еще важный момент: для иностранных инвесторов Казахстан — это «терра инкогнита». О нас мало знают, так как нет «единорогов». Плюс влияет законодательство: люди хотят юридически защитить права на логотип, нейминг и так далее. И здесь важна судебная система. На мой взгляд, в США суды авторитетнее, чем у нас. Поэтому и идем туда. Плюс чтобы работать в США, нужно погрузиться в местную тусовку, знать рынок, дабы появилось понимание логики инвестора. И чтобы люди видели, что ты нормальный человек и делаешь классный продукт.
— А конкуренция? Она же тоже в Штатах намного выше.
— Безусловно, сегодня сервисов по обработке фотографий и видео много: есть мировые лидеры, которые стали «единорогами». Однако есть одно важное отличие. Все они предназначены для более узкого рынка — профессиональных фотографов, видеографов и так далее. Мы же больше нацеливаемся на простых любителей. Поэтому у нас мало инструментов для редактирования, чтобы не перегружать пользователей. Мы не конкурируем с большими сервисами, так как даем другой продукт.
— Что вам нужно для запуска в США?
— Для начала обкатать модель в Казахстане, а затем — деньги, чтобы масштабироваться в Штатах. Мы открыли офис в США, так как следующий раунд инвестиций хотим привлекать там, а когда ты исключительно казахстанская компания — делать это нелегко.
— И как успехи? Получается?
— Уже были переговоры с несколькими инвесторами, но мы не хотим форсировать события, так как еще не все деньги потратили с первого раунда. Необходимо собрать целевые метрики. К примеру, когда у нас будет 500 тысяч юзеров, сможем ли мы выходить в прибыль, ведь этот вопрос открытый, так как монетизацию еще не включали. Возможно, будем долгое время увеличивать количество юзеров за счет предоставления сервиса бесплатно. Так делают многие большие стартапы: двигаются по инвестициям до поглощения определенного рынка. Поэтому рисуем разные сценарии.
— При какой оценке будете поднимать раунд?
— Уже были переговоры с иностранными венчурными фондами. Нам сказали, что если удастся реализовать историю с Web 3.0, когда каждый пресет будет существовать как единица искусства от медийной личности, то нам готовы предоставить немаленькие суммы: речь идет о десятках миллионов долларов. Важно завоевать репутацию. Если старые инвесторы довольны, то и будущие будут более расположены.
При этом добиться показателей, о которых я говорю, в США можно довольно быстро: хватит шеринга от пары мировых звезд или 20 локальных партнеров. У нас есть коннекты с разными медийными людьми, которые могут нас очень сильно продвинуть. Считаю, что в течение трех лет нам по силам взять 10% от рынка США.