Несколько лет назад у свекрови предпринимательницы Тоты Сматовой выявили онкологию. Семья переехала в Испанию и начала лечение. После операции предстояло тяжелое восстановление и длительные поездки на машине в клинику, которые превращались в целое испытание. Тогда Тоты задумалась: почему бы не сделать так, чтобы медработники сами ездили к пациентам на дом. С этой идеей она вернулась в Казахстан и основала в Нур-Султане сервис выездной диагностики Checkdoc. Историей о том, как проходил запуск проекта и какие ошибки были сделаны на старте, девушка поделилась с DigitalBusiness.kz.
«В поездках в клинику мучатся тысячи больных людей. Почему нельзя этого избежать?»
Я родилась и выросла в Кызылорде. После школы переехала в Алматы и поступила в университет имени Аль-Фараби. Поработала в сфере туризма — и ушла в декретный отпуск. Во время декрета построила небольшой кофейный бизнес: это были четыре кофепоинта в торговых центрах города. После переключилась на бьюти-индустрию и открыла салон красоты. За два года работы поняла, что хочу и дальше развиваться в предпринимательстве, но уже в другой сфере: салон предполагает постоянную коммуникацию с творческими людьми, а с ними достаточно тяжело выстраивать бизнес-процессы. Мне хотелось проекта с четкой структурой. Чтобы понять, как должен работать e-commerce бизнес, я устроилась в ИТ-холдинг Chocofamily, где выросла до проджект-менеджера.
А весной 2020 года в нашу семью пришла беда: у матери моего мужа выявили онкологию. Мы сразу поняли, что будем бороться с болезнью за границей — шансы на эффективное лечение там повыше, чем в Казахстане. Выбрали клинику в Испании и быстро переехали: в апреле мы впервые услышали диагноз, а к концу мая уже проходили консультации в Валенсии.
Нашей радости не было предела, когда врачи сказали, что операция прошла хорошо.
«Я оставила семью в Испании и вернулась в Казахстан, чтобы запустить проект»
Делать проект в Испании мне было не под силу: все-таки я не знаю в совершенстве язык, не имею никаких связей и контактов и в целом не очень понимаю менталитет и потребности испанцев. Поэтому выбрала родной Казахстан.
За пару месяцев лендинг собрал тысячи посетителей, то есть моя идея была жизнеспособна. Следующий шаг — поиск лабораторий, которые согласятся принимать собранные биоматериалы на исследования. На тот момент я только готовилась к возвращению в Казахстан, поэтому нашла в Нур-Султане молодого проджект-менеджера, девочку без опыта, которая согласилась первое время поработать бесплатно. Она объездила десятки компаний и получила от них полезную обратную связь. Оказалось, что медцентры хотят еще больше загрузить свои лаборатории, но не могут: медперсонал, собирающий биоматериалы, и так работает на пределе.
Мы договорились с двумя компаниями: «Инвитро» и «Геном Плюс». И я на время оставила семью в Испании и вернулась в Казахстан, чтобы подобрать персонал и наладить работу компании.
«Через факапы я усвоила простую истину: команда — это и есть основа бизнеса»
С наймом медсестер не возникло никаких проблем. Люди соглашались работать с нами даже несмотря на то, что мы только-только начали проект. Я объясняю это тем, что они просто заскучали в обычных лабораториях. Представьте: целыми днями ты сидишь в одном помещении и погружаешься в вечный «день сурка». А здесь — динамика, постоянные смены локаций и общение с людьми в комфортных условиях.
Вопрос с транспортом тоже закрыли быстро: наняли несколько водителей на своих авто, оплачивали топливо и мойку. И в декабре 2021 года мы официально запустили проект.
Мы открылись вовремя. Как раз началась новая волна коронавируса, появился омикрон-штамм. Заказы пошли сразу — одна бригада (водитель + медсестра) могла объехать до 14 адресов за день. Порой работали по 12 часов — с 6 утра до 6 вечера. Очень быстро мы расширили штат с 2 выездных бригад до 6.
Изначально мы сделали ставку на сервис. Наша цель — превратить сбор биоматериала из стрессовой процедуры в нечто безболезненное и приятное. Для этого мы давали людям гематогенки, витамины, вежливо общались и спрашивали, как у них дела. Казалось бы, это банальные вещи, но именно этого не хватает в классическом стационаре. В итоге в конце визита клиенты благодарят наших медсестер и дают им огромный заряд положительной энергии. А это очень важно для тех, кто постоянно работает с людьми.
«Емкость рынка выездной диагностики достигнет $1 млрд»
Проект развивается и растет. К концу лета, думаю, мы расширим географию и начнем принимать заказы в Алматы. Цель в долгосрочной перспективе — занять 10% рынка выездной диагностики в Казахстане. Это вполне реально и может сделать наш проект успешным. Потому что в ближайшие пять лет емкость этого рынка достигнет одного миллиарда долларов.
Такой объем сферы делает из наших потенциальных конкурентов партнеров. Мы не отнимаем хлеб у классических клиник — наоборот, помогаем им загрузить свои мощности на максимум и больше зарабатывать. Поэтому сейчас предлагаем медицинским компаниям работать вместе. Например, чтобы они размещали на своем сайте виджет, где клиент мог бы записаться на выездную диагностику. И это будет выгодно всем.
У Сheckdoc есть и более глобальная цель. Мы хотим внести свою скромную лепту в здравоохранение Казахстана и сделать так, чтобы наши люди были здоровее и жили лучше. Думаю, что это вполне реально.
Ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀