Байжан Канафин, основатель и CEO Documentolog — известный ИT-предприниматель, дал много интервью на тему бизнеса. Но он также известный триатлет-любитель: в этом году выиграл чемпионат мира Ironman в Сент-Джордже в категории Executive Challenge. Именно о триатлоне мы в редакции DigitalBusiness.kz решили подробно поговорить с Байжаном.
Как происходит эта магия — когда люди, не занимавшиеся спортом профессионально, делают без перерыва заплыв на 3,86 км, заезд на велосипеде в 180,25 км и марафонский забег в 42,2 км? В чем удовольствие при таких сверхнагрузках? Сколько времени триатлеты отдают тренировкам, готовясь к Ironman? Как начать регулярно заниматься спортом и не «слиться» после первых занятий? И, конечно, мы попросили нашего собеседника провести параллели между триатлоном и бизнесом — какие качества важны для успеха в обеих сферах.
О тяжелой гонке в Сент-Джордже
– Старт чемпионата мира Ironman, в котором мне удалось стать победителем в категории Executive Challenge, должен был пройти в октябре 2021 года в Каилуа-Коне на Гавайях. Но из-за жестких антиковидных ограничений, которых придерживалось гавайское руководство, чемпионат был перенесен на май 2022 года в Сент-Джордж, штат Юта. В Сент-Джордже совсем другой климат и рельеф, и эта гонка оказалась самой сложной за всю историю Ironman: 26% участников не смогли прийти к финишу.
Для меня трасса в Сент-Джордже тоже была очень тяжелой. Во-первых, высота. На велоэтапе набор высоты 2,5 тыс. метров. На беге – 450 метров. Во-вторых, стояло невероятно жаркое солнце, температура была около 38°C. Нет деревьев, сплошные скалы, и ты под прямым ударом солнца всегда. Кроме того, Сент-Джордж расположен на высоте 1,3 км над уровнем моря, это предгорье, что влияет на уровень кислорода в воздухе.
При подготовке к Ironman тренируют бег, велосипед, плавание, уделяют большое внимание питанию. А здесь добавились еще два фактора: адаптация к солнцу и адаптация к высоте. Поэтому результаты в Сент-Джордже в среднем оказались намного хуже, чем на Коне.
Я считал, что хорошо подготовлен, но на беге вторую часть практически шел пешком. Не успел к началу мая подзагореть, получить достаточно солнца, чтобы адаптироваться к такой жаре.
Мое итоговое время на дистанции в Сент-Джоржде — 11 часов 6 минут. Для Executive Challenge — это очень сильный результат. Но я, скажу откровенно, хотел пройти гонку меньше чем за 10 часов.
Про фактор удачи в спорте и бизнесе
Вообще результат в Ironman — это совокупность миллиона факторов. Но, прежде всего, он зависит от подготовки. Сколько тренируешься — такой и результат. В этом плане Ironman — очень справедливый вид спорта. Без упорных тренировок здесь никакая удача не поможет.
Но фактор везения все же играет роль. Ты можешь подойти к гонке на пике формы, но за неделю до старта чуть простыл — все, это сразу сказывается на твоем «перформансе». Немного не выспался — то же самое. Ты можешь случайно упасть на дистанции, перед тобой кто-то может упасть… Самолет могут отменить. Да что угодно!
Примерно 20-25% в итоговом результате на Ironman – это все-таки удача. 75-80% – подготовка.
В бизнесе пропорция очень похожа. Без труда долгосрочного успеха точно не будет. Если мы говорим не про заработать деньги в моменте, а про создание системного бизнеса. Но и удача тоже нужна.
Вообще, я думаю, успех в бизнесе находится на пересечение пяти факторов:
- Сама идея.
- Правильные люди, которые могут эту идею реализовать.
- Наличие денег, достаточного финансирования.
- Административная среда, законодательные условия, в которых ты можешь развиваться.
- Удача – когда ты оказался в нужном месте в нужное время.
Мне кажется, те компании, которые выстреливают на рынке, выстреливают на пересечении этих пяти факторов.
Про «случайное» попадание в триатлон
В том, что я занялся триатлоном, тоже есть элемент удачи, стечения обстоятельств. Мы случайно встретились с Болатом Бидахметовичем Жамишевым, бывшим министром финансов (сейчас Болат Жамишев — председатель общественного фонда «Қазақстан халқына», — прим. DigitalBusiness.kz), у лифта. Это произошло именно в тот момент, когда я весил под 90 кг при росте 178 см и уже задумывался о своем состоянии. Понимал: надо что-то делать.
А тут Болат Бидахметович. Я у него, пользуясь случаем, спросил про его увлечение бегом. Он говорит: «Да, каждое утро я бегаю часик, 10 километров». — А для меня тогда 10 км было чем-то невероятным. — «И 2-3 раза в неделю хожу зимой на каток «Алау». А летом мы компанией на велосипедах выезжаем». Тогда еще был март, зимняя погода, и я возьми да брякни: «Болат Бидахметович, следующий раз как пойдете на каток, возьмите с собой».
Это был понедельник, я помню. Он говорит: без проблем, следующий раз я иду на каток в среду в обед. Договорились. Мы доехали каждый до своего этажа, попрощались и я благополучно забыл об этом разговоре. И он в среду в 12.30 пишет мне сообщение: «Байжан, в 13.00 в «Алау» . Меня в холодный пот бросило. Я ж совсем забыл! Но поскольку Болат Бидахметович – очень уважаемый человек, а я еще и сам напросился, то все рабочие планы отменил, помчался домой, быстро переоделся – и на каток.
Прошла первая тренировка, затем еще, еще. Потом наступило лето и пришло время тренировок на улице – на велосипедах. Он говорит: мы каждую субботу собираемся группой и выезжаем в 7 утра. Суббота, 7 утра? Для меня тогда это было что-то нереальное. В тот момент я жил типичной корпоративной жизнью, мог в субботу к 6 утра домой только прийти. А тут в 7 утра тренировка. Я думаю: что ж делать, как найти в себе силы? Образ жизни тебя не отпускает, друзья не отпускают, привычки не отпускают.
Но мне так понравился первый велосипедный выезд! Решил продолжать.
Вот так потихонечку я втянулся в спорт. Для меня открылся этот мир тренировок. Он должен открыться, это не у каждого и не сразу происходит.
Через год и два месяца после того дня, как мы случайно встретились с Болатом Бидахметовичем возле лифта, у меня был первый старт в триатлоне. Конечно, это еще был не Ironman, а суперспринт, совсем короткая дистанция. Но мне очень понравилось. Особенно то, что чередуется бег, плавание, велосипед, нет однообразия. В этом тоже определенный кайф.
Неудача, которая сильно подзадорила
В конце июня 2017 года в Астане проводилась гонка, а-ля половинка Ironman. Я проплыть — проплыл, на велике проехал, а на беге у меня сразу начало болеть колено. Как только я сошел с велосипеда, началась боль. И я ковыляю, не могу от боли, 10 км как-то проковылял. А меня на финише вся семья ждет, родители ждут. И сходить с дистанции никак не хочется, и болит. Я боролся с собой, но где-то на 12-м километре все-таки сошел.
Понятно, это было очень неприятно. Тебя все родственники на финише ждали. А ты не финишировал. Как же так?
Меня эта неудача сильно раззадорила. Я в следующие два дня купил слот на половинку «айронмена» в Китае и начал серьезно тренироваться, готовиться.
27 августа 2017 года в Китае, через два месяца после провала в Астане, я успешно финишировал и получил свою первую медаль. Эта гонка тоже была очень тяжелой. На беге я сильно страдал. А тебя обгоняют, перед тобой все бегут. Ты даже идти не можешь, а они бегут. Думаешь: что ж за звери эти люди?
Но я в итоге финишировал, результат – 5 часов 48 минут. Я был очень горд собой, что не сошел, что дошел до финиша. И меня это так подзадорило, что я купил еще один слот на половинку «айронмена» через два месяца — в Турции в октябре. И дальше уже не мог остановиться.
В 2018 году был первый полный триатлон. Италия, Червия. Добежал. Получилось. Результат был около 11 часов. Правда, тепловой удар получил. Опыта еще было мало, шлем неправильный выбрал.
И, конечно, кайф в том, что благодаря триатлону я много путешествую как спортивный турист, много стран посмотрел.
Рецепт успеха в триатлоне и бизнесе
Он, на мой взгляд, заключается в концентрация на одном деле. В способности прилагать усилия в течение долгого времени. Желание быстрых результатов — не про триатлон. В триатлоне, если у тебя не было серьезного спортивного бэкграунда, быстро ничего не получится.
Почему так? Потому что природа создала наш организм инертным. Чтобы в нем произошли серьезные изменения, нужно время и регулярные действия. Нельзя же похудеть резко за неделю или месяц. Нет, конечно, можно, но потом наступает суперкомпенсация. Потому что природа гениальна, она изобрела наше тело так, что оно всегда стремится к балансу, к компенсации. Попав в стресс, организм потом стремится наестся впрок. Только последовательная работа способна давать устойчивые результаты, когда триатлон становится образом жизни.
То же самое и в бизнесе. Я считаю, неправильно рассчитывать на какие-то быстрые результаты.
Я помню, лет 5-6 назад некоторые мои коллеги из бизнеса в Казахстане начали открывать офисы, филиалы за рубежом. Это хорошая и правильная мысль. Но здесь как в спорте, к этому надо быть внутренне готовым. Чтобы процессы внутри компании были готовы, чтобы люди были готовы, чтобы качество не пострадало, когда тебя клиенты начинают «рвать» со всех сторон. Это серьезная внутренняя готовность. Многие как открылись тогда, так и закрылись.
И второе — постоянное стремление к эффективному использованию ресурсов. Если я вижу, что наши ресурсы используются неэффективно, я обычно всегда об этом прямо говорю. И, да, не всегда это клиентам нравилось. Обычный подход клиента «я плачу деньги, я заказываю музыку, а ты исполняешь, то, что я хочу». Но когда у нас количество клиентов стало расти, я стал анализировать и понимать, что это путь вникуда.
Потому что уровень компетенции клиентов бывает очень разным. Ты иногда видишь, что разговор идет про вещи далекие от предметной области… Сидишь и думаешь: удовлетворять чих-пых каждого клиента у тебя никаких ресурсов не хватит. И мы потихоньку начали отстаивать свои позиции в диалогах с клиентами. Это такие тонкие моменты выставления границ оправданной стоимости «хотелок» клиента.
Что, ребята, так нельзя или это стоит дополнительных денег. И поначалу было столько «хейта» некоторых клиентов в наш адрес — что мы где-то не идем навстречу, негибкие. Это был год 2015-2016. Но именно такой подход нам позволил сфокусировать наши ресурсы на развитии своего продукта.
Мы развиваем свой продукт — а клиент всегда голосует кошельком. Мы разрабатываем в продукте какие-то новые фишки, и если клиентам они заходят, значит ими пользуются. Бывает, что фишка, которую предлагает заказчик, является действительно интересной. Тогда мы эту идею вставляем в план работ, и это будет системная функция, которая в следующем релизе будет распространяться на всех наших клиентов. А что такое системная функция — это весь процесс производства: разработка, тестирование, анализ, корректировки. То есть это планомерно, а не по щелчку пальцев делается.
Победы в бизнесе как результат постоянных улучшений
Сейчас у нас около ста тысяч клиентов и почти миллион пользователей нашего продукта. Практически весь наш маркетинг — это сарафанное радио. Люди, поработав в Documentolog в одной компании, при переходе в другую компанию тоже хотят вернуться в привычную и удобную им среду.
Когда мы начинали бизнес в 2007 году — это был алый океан. Что такое документооборот? Это же не что-то принципиально новое, не ноу-хау. На рынке в то время уже была система Lotus Notes, был Microsoft со своими продуктами, другие бренды. Когда мы стартовали, нас еще никто не знал, и не было такого, что мы изобрели какую-то чудо-формулу, которая не использовалась раньше. В таких условиях ты можешь конкурировать только за счет того, что ты быстрее, дешевле. И постоянно становишься чуть лучше, чем вчера.
В 2007-2010 годах процесс внедрения электронного документооборота в компании всегда был огромным проектом. Примерно год работы, безумные деньги. И самое главное статистика говорила: процент успешного внедрения ЭДО не больше 50. Компания внедрила дорогой продукт, а сотрудники им все равно не пользуются — такие кейсы случались на рынке регулярно.
Мы научились внедрять ЭДО за месяц, потом за две недели. Сейчас у нас два решения. Первое – полностью облачное. Клиент регистрируется, 5 минут, и может работать. А второе: наша платформа, которую мы можем развернуть и внедрить в компании за неделю, а в каких-то случаях и быстрее — за 2-3 дня.
И, конечно, мне приятно, что мы как продуктовая компания смогли на нашем рынке победить западных вендоров и российских конкурентов.
Как сделать физические активности образом жизни
Нужно проделать трюк с собственным мозгом. Ваша задача на начальном этапе чуть-чуть «обмануть» мозг, пока у вас не выработались новые привычки, новые нейронные связи не стали устойчивыми. Как «обмануть»? Во-первых, можно поставить себе конкретную цель и дедлайн: например, через полгода пробежать столько-то. Во-вторых, заниматься в группе, в команде, которая тебя мотивирует. Тогда бросить будет сложнее.
Изменения твоего тела являются следствием изменения образа жизни. Это не должно быть целью — заняться спортом, чтобы похудеть. Да, похудеть очень многие хотят, все хотят иметь красивую фигуру. Это, безусловно, приятно, повышает самооценку. Но гораздо важнее не внешняя красота, а твое внутреннее состояние. Вся твоя сердечно-сосудистая система, гормональная система, всё, что связано с метаболизмом.
Ты можешь иметь красивое тело, но абсолютно плохое здоровье. Можно временно накачать мышцы, но при этом иметь повышенную вязкость крови, высокое давление, зашкаливающий холестерин, медленный метаболизм и т.д.
Про важность регулярных обследований
Когда я занялся триатлоном, я серьезно погрузился в физиологию и биохимию. Триатлон — это целая наука. Если хочешь достичь в нем успеха, нужно разбить большое целое на составляющие и работать с каждой составляющей. Это касается и твоего гормонального состояния, показателей крови. Если у тебя уровень тестостерона низкий, то тот, у кого он высокий будет на голову выше тебя при прочих равных. Или если у тебя низкий гемоглобин в крови, это тоже будет напрямую сказываться на результатах. Здесь, как и в бизнесе, все взаимосвязано и влияет друг на друга.
Кстати, хороший «побочный эффект» триатлона — привычка как минимум раз в полгода сдавать все анализы. Делать регулярный check-up своего организма, а не когда прихватит.
Страдание vs удовольствие
Если ты хочешь не просто пройти дистанцию в триатлоне и получить кайф, а пройти ее как можно быстрее — то будь готов страдать. Когда у тебя пульс на высоте, ты задыхаешься, не хватает кислорода… Но только так, на пределе своего организма, который ты нащупываешь, добиваются больших побед. Любители не любят сильно страдать, и я, например, больше занимаюсь триатлоном, чтобы кайфовать.
Сейчас, готовясь к старту чемпионату мира Ironman 2022 на Коне, я тренируюсь по 12-13 часов в неделю, иногда тренировки доходят до 15-18 часов.
Те, кто занимаются триатлоном профессионально, тренируются по 30 часов. Но у меня нет такой цели. Я за баланс — у меня, помимо триатлона есть бизнес, работа, семья, дети.
Сейчас в пятницу я стараюсь ложиться спать не под утро, как раньше, а в 23.00. Но я не аскет. Я могу себе позволить побыть на вечеринке. Смысл отказываться от мероприятия, если оно интересное, классное, доставляет положительные эмоции? Ну, чуть сдвинешь тренировку на следующий день, ничего страшного.
Как восстанавливаться после больших нагрузок
За время полного «айронмена» у мужчин тратится до 8 тыс. ккал — в зависимости от веса и интенсивности, с которой участник гонки проходит дистанцию. Я теряю в среднем около 6 тыс. ккал.
После гонки — период восстановления. Просто лежать и отдыхать нельзя ни в коем случае. Нужно хорошо питаться после таких потерь, восстанавливать калории и микроэлементы. Нужно пить много жидкости, чтобы выводить из организма лактат, разрушенные волокна, продукты распада, образовавшиеся за время гонки. И нужно слегка «погонять кровь» в следующие дни после «айронмена»: легкие велопрогулки, легкое плавание.
Обычно период восстановления занимает две недели. В это время ни о каких серьезных тренировках ты не можешь думать. Только легкие тренировки в удовольствие.
Про комьюнити «железных людей»
Триатлон — это сообщество очень талантливых и амбициозных ребят. Это супер-комьюнити. Во-первых, триатлон — это дорогой вид спорта, для состоявшихся людей. Во-вторых, триатлон — это про достигаторов, про людей, которые любят себя преодолевать. Это интереснейшие, сильные, харизматичные личности. Очень качественные ребята.
Лайфхак для читателей
Тем, кто наблюдает за моими соцсетями, может показаться, что я только путешествую, занимаюсь триатлоном и не фига не делаю. Но это совсем не так. На сегодня я являюсь первым руководителем и принимаю активное участие в операционной деятельности. Все важные вопросы в компании проходят через меня. С помощью нашей же платформы Documentolog мы настолько смогли автоматизировать все процессы от А до Я: управленческий учет, бюджетирование, согласование и подписание договоров, учет времени и эффективности каждого сотрудника — что я могу находиться в любой точке мира, видеть, что происходит в бизнесе и управлять им. Мы делали это решение под себя и сейчас готовы уже делиться им с другими компаниями.
Мой совет каждому предпринимателю и руководителю: сделайте так, чтобы бизнес не требовал вашего физического присутствия. Автоматизируйте его. Это даст больше свободы, в том числе для занятий спортом и путешествий.
Ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе
🚀