«Вложили 100 млн тенге личных сбережений»: узнали, как в Алматы развивается первая служба электротакси

Служба электротакси Blue Sky Taxi в Алматы не пытается конкурировать с Яндексом и другими агрегаторами — с 9 машинами в парке сделать это невозможно. Но основатели проекта уверены: они не просто перевозят пассажиров из точки А в точку Б, а дают каждому возможность внести свой вклад в экологию большого города. За полтора года работы команда Blue Sky Taxi уже перевезла более 100 тысяч пассажиров и построила несколько зарядных станций для электромобилей. Журналист DigitalBusiness.kz покатался на электротакси и выяснил, как работает этот интересный проект.

…Во время спуска с Шымбулака в Алматы водитель такси включает режим рекуперации на электрическом Nissan Leaf. Машина медленно спускается по серпантину, а шофер рассказывает легенды о горных ручьях, которые рассекают высокие склоны Тянь-Шаня. Через полчаса мы спускаемся в город. Батарея такси тем временем подзарядилась почти на 20%.

— Раньше я работал таксистом на бензиновой машине, — говорит шофер. — Ездил по горам и нажимал на газ, особо не задумываясь: топливо будет уходить при любом раскладе. Потом пересел на Leaf и понял, что машина может не только тратить, но и подзаряжаться на ходу — и тут все зависит от рациональности водителя.

Nissan не теряется в автомобильном потоке: если нужно — может обогнать, едет бодро и быстро реагирует на каждое нажатие на педаль. По дороге мы пересекаемся с еще одним такси с синей полосой на капоте: оно везет других туристов на вершину Шымбулака. Всего в Алматы — 9 таких электромобилей.

Мы приехали на парковку McDonald’s, где нас ждет один из создателей Blue Sky Taxi Ауэз Тулегенов. Водитель глушит мотор, который за всю поездку не издал ни одного звука:

— Алматы и так достаточно шумный и загазованный. Поэтому наша служба электротакси — это попытка сделать город тише и чище, — говорит Ауэз.

Водитель проверяет машину и ставит ее на быструю зарядку мощностью 50 кВт. Говорит, достаточно 10-15 минут, чтобы зарядить батарею с 50 до 80%. А за полчаса станция способна дать автомобилю запас хода на 120 километров (полный запас — 150 км).

Однажды позвонил таксист и подсказал идею для бизнеса

Зачем Ауэзу, бывшему директору по торговле British American Tobacco в Казахстане, понадобилось развивать тему с электротакси и сетью зарядных станций? Он рассказывает, что все началось с мыслей об экологии:

— Алматы стоит в горной чаше и не проветривается. Город до сих пор отапливается угольными ТЭЦ, хотя ее и планируют перевести на газ. Вопрос с транспортом тоже не решается: только в Алматы зарегистрировано около полумиллиона машин, и ежедневно из области заезжает еще 200 тысяч. Автомобили по большей части старые, им по 15-20 лет. Далеко не все они экостандарта Евро-5. Мы не хотели мириться с тем, что и без того плачевная экологическая ситуация ухудшается с каждым годом.

Сначала основатели Blue Sky Taxi попробовали просто продавать электромобили. Для старта решили импортировать под заказ бюджетные Nissan Leaf. Но дело не пошло:

— В 2018 году люди этого не поняли: зачем покупать авто с ограниченным запасом хода за 8 миллионов тенге, если за эти же деньги можно взять хорошую машину на бензине. Цена на топливо в Казахстане низкая — литр 92-го бензина стоит около 180 тенге. Электричество у нас тоже недорогое, но была еще одна проблема — в Алматы вообще не было инфраструктуры для «электричек». То есть, покупая такую машину, ты сразу должен продумать, где будешь ее заряжать.

Последний пункт и отпугивал многих потенциальных клиентов, поэтому предприниматели изменили концепцию — занялись развитием сети зарядных станций. Первая зарядка появилась в 2019 году и была бесплатной для алматинцев. За следующий год ребята поставили еще несколько станций, а потом решили масштабировать проект и создать службу такси:

— Идею подсказал местный таксист, который нашел старое объявление о продаже электромобилей и позвонил нам. Его заинтересовало, что расход «электрички» на 1 километр пути стоил по тем расценкам около 2 тенге. Машину он так и не купил, а вот нам подал идею, что можно начинать электрификацию транспорта через такси — и в итоге реализовали такой проект.

Осенью 2020 года Ауэз и его коллеги купили пять подержанных Nissan Leaf и начали возить пассажиров. Модель и марку выбирали после изучения опыта электротакси в других странах (Японии, США, Украине, странах ЕС): в хетчбеке четыре места для пассажиров, в багажник можно положить несколько больших чемоданов, а на крыше помещаются лыжи и сноуборды.

Не стали конкурировать с Яндексом, но за 1,5 года перевезли 100 тысяч человек

Чтобы не конкурировать с Яндексом и другими агрегаторами, которые заняли почти весь рынок, ребята изменили позиционирование:

— Blue Sky Taxi — это не про доставку человека из точки А в точку Б. Каждая поездка — это предотвращение выбросов CO2 и личный вклад алматинца или гостя в экологию города. И мы напоминаем об этом во время поездки, например показываем на экранах позади водителя, что каждый пройденный километр предотвращает выброс нескольких граммов углекислого газа. В сумме за полтора года работы эта цифра превысила тонну CO2, которая не попала в воздух Алматы.

Сейчас основными направлениями электротакси являются трансферы из аэропорта в город и в курортные зоны Медеу –Шымбулак:

— Мы стоим на парковке аэропорта и выступаем в качестве визитной карточки Алматы, показывая, что в городе заботятся об экологии и используют электротранспорт. Такая же логика и с курортами. И схема работает — за полтора года в этих локациях мы уже перевезли более 100 тысяч пассажиров, — рассказывает Ауэз Тулегенов.

С 2020 года заказы принимаются круглосуточно по телефону через диспетчерскую службу и WhatsApp. А сейчас Blue Sky Taxi разрабатывает собственные платформы — причем как для такси, так и для зарядных станций:

— Принцип работы везде одинаковый — автоматизация приема заказов. А приложение для сети зарядных станций будет иметь свои фишки. Например, возможность забронировать зарядку под конкретное время, увидеть актуальный заряд и оплатить зарядную сессию.

Поездка Медеу-Шымбулак стоит 3 тысячи тенге, а из аэропорта в город — в среднем 3-4 тысячи тенге в зависимости от расстояния. Ауэз говорит, что вся выручка идет на покрытие операционных затрат и развитие сети быстрых зарядных станций. Последние же пока в основном помогают популяризировать электротранспорт и развивать для него инфраструктуру.

В штате компании сейчас больше 30 человек. Это водители, бухгалтеры и диспетчеры. Стартаперы вложили в проект больше 100 миллионов тенге — это их личные сбережения:

— Мы хотим большего, чтобы наша работа серьезно влияла на предотвращение выбросов углекислого газа. Для этого нужно еще больше расширить автопарк и развить сеть быстрых зарядных станций.

 

Ждем ваши комментарии в нашей группе в Telegram! Здесь можно задать свои вопросы герою статьи, поделиться опытом, начать дискуссию. Строим цифровое комьюнити вместе🚀

Комьюнити Digitalbusiness.kz

 

Blue Sky TaxiNissan LeafАлматыАуэз Тулегеноврепортажэкология