Как государству извлечь пользу от релокации ИТ-специалистов. Мнение снователя платформы Startup Central Eurasia

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 24.06.2022, 18:11
Релокация

Многие страны Центральной Евразии стали новым домом для ИТ-специалистов из тех стран региона, которые затронул международный конфликт. Релокация айтишников стала важным отраслевым направлением развития в Армении, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане и других стран Восточной Европы и Центральной Азии. Однако насколько стратегически верный такой подход? Ираклий Кашибадзе, основатель платформы Startup Central Eurasia и CEO Future Laboratory, рассказывает, какие факторы нужно учитывать, чтобы получить долгосрочный и взаимовыгодный эффект от цифровых кочевников.

Рекордный отток айтишников

В Беларуси из ИТ-компаний всего за несколько месяцев уволилось рекордное количество специалистов: больше 8 тысяч, что на 50% больше, чем устроилось. В России при этом прогнозируют отток около 40 тысяч айтишников уже к концу этого июня.

Отмечается, что основная масса уехавших – это сотрудники центров разработки зарубежных компаний, материнские структуры которых приняли решение о закрытии офисов в этих странах. Из этой категории мигрируют в среднем 30% от всего персонала, которому предложили уехать. Вторая по численности категория – компании, которые работали на развитых зарубежных рынках, но потеряли заказчиков, из-за чего вынуждены были перенести свои офисы продаж в другие страны с более благоприятной обстановкой. Третья категория – фрилансеры.

Релокант – не турист, а эксперт и будущий CEO

Многие специалисты релоцируются в близлежащие страны СНГ, Грузию, страны Восточной Европы и Центральной Азии. И, конечно, эти государства воспринимают приток разработчиков и менеджеров как возможность для собственного роста экономики. ИТ-специалисты, как правило, имеют высокие доходы, и государствам выгодно, когда человек тратит эти деньги на их территории – на аренду жилья, питание и т. д. Чтобы привлечь релокантов, страны создают специальные условия: предлагают им специальные программы интеграции. Однако есть важные параметры, которые стоит учитывать принимающим государствам.

  1. ИТ-специалист – это не просто турист. Это обладатель большого пула знаний и экспертизы. Он, возможно, выполняет заказы и работает для ведущих мировых технологических компаний – IBM, Google, Amazon, или работает с глобальными банковскими, финансовыми корпорациями. Такой специалист обладает точечными знаниями по проработке, поддержке и развитию очень высокого класса систем и продуктов. Концентрируясь только на том, что эти люди становятся туристами, государство совершает ошибку, поскольку не использует появившуюся возможность. Даже если человек, переезжая, продолжает работать на свою компанию, стоит привлекать его в качестве консультанта, сооснователя локальных стартапов, члена совета директоров начинающих компаний. Это поможет улучшить качество работы местных разработчиков, уровень стартапов и инновационных компаний, поможет понять, как работают глобальные компании.
  2. Коэффициент миграции айтишников очень высокий. Не стоит ожидать, что переехавший в Узбекистан, Казахстан или Грузию специалист останется там навсегда. А значит те инвестиции, что были потрачены на помощь в переезде, могут оказаться недолгосрочными. Важно создать такие условия для интеграции в экосистему страны, чтобы эффект от его присутствия, пусть даже временного, был максимальным.

Создать новый IT-продукт – значит принести выгоду всем

Некоторые страны осуществляют ИТ-аутсорсинг программистов для разработки ПО или для выполнения отдельных задач.

Чтобы релокация зарубежных специалистов была полезной для страны, их необходимо привлекать к разработке полноценных продуктов. Во-первых, продуктовая компания с высокой интеллектуальной составляющей будет приносить больше дохода, что выгодно как для самих разработчиков, так и для государства. Во-вторых, у самого специалиста будет больше причин, чтобы остаться. В-третьих, даже если фрилансер продолжит миграцию или вернется на родину, компания продолжит функционировать, приносить пользу стране и создаст долгосрочную привязанность специалиста к экосистеме.

Под продуктами подразумеваются системы, способные выходить на глобальный рынок и конкурировать с идентичными продуктами, предоставляя более инновационный подход и сервис. Отличные примеры создания таких продуктов есть в Эстонии, где в короткий период времени появилось несколько юникорнов.

Например, Pipedrive. Это CRM-программа для коммуникации с клиентами и визуализации процесса продаж. Стартап в 2020 году стал единорогом. Сегодня это компания генерирует значимый доход для страны, в то время как программисты могут работать из любой точки мира.

Другой пример успешной продуктового стартапа из Эстонии – сервис такси Bolt. Это технологическая компания, также стала единорогом. По последним данным, ее стоимость оценивается примерно в 7,5 миллиардов Евро.

Сила в кооперации и интеграции

Экосистема инноваций состоит из неких «строительных блоков». Это и налоговый режим, и инфраструктура, и доступ к финансам, и образовательные программы. Но главный ресурс – сами люди. И необходимо смотреть в перспективу, как обеспечить все эти элементы, чтобы стартап-экосистема в каждой из стран развивалась.

Главная проблема специалистов нашего региона – отсутствие опыта создания глобальных продуктов с большой добавленной стоимостью. Необходимо вовлекать приезжих специалистов, создавая специальные программы поддержки, гранты, предоставляя доступ к инфраструктуре для инноваций и работе с локальными начинающими стартапами. Добиться этого можно только в кооперации с партнерами: с технопарками из соседних стран, венчурными фондами, министерствами и другими заинтересованными сторонами.

Государствам необходимо вовлекать специалистов, чтобы улучшить общие параметры экосистемы инноваций и заполнить пробелы в ее развитии.