«Уговаривать не придется»: В правительстве сказали, кто частично профинансирует расходы на рост МЗП до 110 тысяч

С 1 января 2027 года минимальную заработную плату в Казахстане планируют повысить до 110 тысяч тенге. Первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин рассказал, как это отразится на бизнесе и социальных выплатах, пишет Digital Business.

Компенсация за счет налогов

По предварительным расчетам, фонд оплаты труда вырастет примерно на 426 млрд тенге, но компании смогут частично компенсировать эту нагрузку за счет увеличения налоговых вычетов.

«Если посмотреть, у нас порядка 1,8 млн человек, которые зарабатывают. Мы примерно посчитали, что дельта, то есть рост, составит порядка 426 млрд тенге. Это увеличение самого фонда оплаты труда. То есть это та сумма, которая ляжет дополнительной нагрузкой на бизнес», - сказал Амрин.

Для юридических лиц увеличение фонда оплаты труда означает рост вычетов. Соответственно, компании смогут уменьшить сумму корпоративного подоходного налога к уплате. Амрин оценил этот эффект примерно в 60 - 68 млрд тенге.

«Уговаривать никого не придется. Со следующего года минимальная заработная плата должна быть установлена на уровне 110 тысяч тенге. Это предусмотрено законом», - отметил первый вице-министр.

Сколько придется платить ИП на упрощенке

Повышение МЗП отразится не только на работодателях, но и на индивидуальных предпринимателях. От этого показателя зависят обязательные платежи, которые ИП перечисляют за себя. Ранее Digital Business попросил эксперта по налоговой безопасности Дмитрия Казанцева рассчитать, сколько предпринимателям на упрощенной декларации придется платить в 2027 году. Для примера использовали МЗП в 110 тысяч тенге и МРП в 4 693 тенге.

По предварительному расчету, ежемесячные обязательные платежи ИП за себя составят:

  • ОПВ - 11 000 тенге;
  • ОПВР - 4 950 тенге;
  • социальные отчисления - 5 500 тенге;
  • взносы на ОСМС - 7 700 тенге.

Итого - 29 150 тенге в месяц. За год набегает 349 800 тенге.

При этом в эту сумму не входит индивидуальный подоходный налог с дохода. Базовая ставка для ИП на упрощенной декларации составляет 4%, однако маслихаты могут менять ее в пределах от 2% до 6% в зависимости от региона и вида деятельности. Предпринимателям стоит учитывать не только ежегодные обязательные платежи за себя, но и отдельный налог с полученного дохода.

Как изменятся социальные выплаты

Амрин также отметил, что вместе с МЗП увеличатся показатели, от которых зависят отдельные социальные выплаты. В частности, это касается ежемесячной выплаты по уходу за ребенком до полутора лет. Для работающих родителей максимальный размер такой выплаты ограничен 40% от семикратной МЗП. При повышении минимальной зарплаты до 110 тысяч тенге верхний предел начисленной выплаты составит 308 тысяч тенге в месяц. После удержания обязательных пенсионных взносов в размере 10% на руки останется до 277,2 тысячи тенге.