Казахстанцам объяснили, сколько налогов они на самом деле платят с зарплаты в 2026 году
С 1 января 2026 года в Казахстане действует новый Налоговый кодекс. Для физлиц в нем изменились три ключевые вещи: появилась прогрессивная шкала ИНП, обновился набор вычетов и изменился порядок уплаты налога.
Digital Business обратился за консультацией по обновленным правилам к Гульнур Есжановой, налоговому эксперту, профессиональному бухгалтеру РК и члену Казахстанской ассоциации налоговых консультантов.
Что удерживают из зарплаты и что платит компания
У наемного работника из дохода удерживаются три основных платежа: обязательные пенсионные взносы (ОПВ) - 10%, взносы на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС) - 2% и индивидуальный подоходный налог - по шкале 10/15% с облагаемого дохода после вычетов.
ОПВ, ВОСМС, социальные отчисления и обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) - это социальные платежи, а не налоги.
На стороне работодателя в 2026 году:
- социальные отчисления - 5%;
- ОПВР для работников, родившихся начиная с января 1975 года, - 3,5%;
- отчисления на ОСМС - 3%;
- социальный налог - 6%.
Платежи не уменьшают сумму, которую работник получает «на руки».
Для ТОО также установлены верхние пределы базы

ОПВ рассчитываются с дохода до 50 МЗП в месяц, максимальный взнос составляет 425 000 тенге.
- ВОСМС работника - до 20 МЗП, или 1 700 000 тенге. Максимальный взнос - 34 000 тенге.
- ОПВР - база от 1 до 50 МЗП, максимальный размер - 148 750 тенге.
Социальные отчисления рассчитываются с базы от 1 до 7 МЗП, то есть до 595 000 тенге. Максимальный размер - 29 750 тенге. Отчисления работодателя на ОСМС рассчитываются до 40 МЗП, или 3 400 000 тенге.
Как это выглядит на обычной зарплате
Например, зарплата составляет 1 млн тенге.
Отчисления работодателя на ОСМС:
- 1 000 000 * 3% = 30 000 тенге.
- ВОСМС работника:
- 1 000 000 * 2% = 20 000 тенге.
Для ВОСМС действует верхний предел в 20 МЗП, или 1 700 000 тенге. Поэтому максимальный взнос работника составляет 34 000 тенге в месяц.
Для ООСМС предел выше - 40 МЗП, или 3 400 000 тенге. При таком доходе максимальный размер отчислений работодателя составит 102 000 тенге в месяц.
Если человек работает одновременно в нескольких местах
С ВОСМС нужно быть внимательнее: доход до 20 МЗП учитывается совокупно со всех мест работы.
Как работает прогрессивный ИПН

Фото: Екатерина Малама
С 2026 года для доходов физлиц действует прогрессивная шкала, установленная статьей 363 Налогового кодекса. Ставка 10% применяется к облагаемому доходу до 8 500 МРП за календарный год включительно.
Если доход превышает этот порог, ставка 15% применяется только к сумме превышения, а не ко всему доходу.
8 500 МРП в 2026 году = 36 762 500 тенге в год. В пересчете на месяц это около 3,06 млн тенге, но сам порог считается именно за календарный год.
15% не берут со всей суммы
Например, облагаемый доход человека за год составил 10 000 МРП.
ИПН считается так:
8 500 МРП * 10% + 1 500 МРП * 15%.
Повышенная ставка применяется только к той части дохода, которая вышла за установленный порог. Если человек получает 4 млн тенге в месяц, это не означает, что все его доходы будут облагаться по ставке 15%. Сначала учитываются предусмотренные законом вычеты, затем определяется облагаемый доход и превышение годового порога.
Работодатель считает налог нарастающим итогом
«ИПН с зарплаты рассчитывается не по принципу «каждый месяц просто отнять 10%». Работодатель считает облагаемый доход нарастающим итогом с начала года, применяет шкалу 10/15% и затем вычитает сумму ИПН, рассчитанную и удержанную за предыдущие месяцы», - объясняет специалист.
Налоговый агент учитывает только те доходы, которые выплачивает сам.
Если у человека есть другие источники дохода, например, аренда, доход от иностранного заказчика или продажа имущества, - информация о них учитывается отдельно в рамках налоговой отчетности.
А что с ИП и частной практикой
Для индивидуального предпринимателя, крестьянского или фермерского хозяйства на общеустановленном режиме действует другая граница. Доход до 230 000 МРП облагается по ставке 10%, после превышения порога применяется 15%.
Для лиц, занимающихся частной практикой, например нотариусов и адвокатов, ставка составляет 9%.
«Новая прогрессивная шкала не означает, что с определенного дохода человек внезапно начинает отдавать государству 15% от всей зарплаты. Важны годовой порог, облагаемый доход, вычеты и то, кто именно получает и выплачивает доход», - заключила эксперт.