Банк и налоговая не оставят самозанятым шанса на просрочку
Со следующего года в Казахстане могут поменять правила работы самозанятых, банков и онлайн-площадок. Поправки в Налоговый кодекс уже вынесли на общественное обсуждение. Одна из них касается самозанятых и банков, пишет digitalbusiness.kz
Прежде чем разбираться, что именно изменится с 2027 года, стоит понять, как самозанятый вообще работает с банком.
Счет самозанятого - на примере Kaspi.kz
В Казахстане действует отдельный банковский сценарий для самозанятых. Например, в приложении Kaspi.kz такой счет можно открыть без регистрации ИП.
Для этого человек должен соответствовать нескольким условиям:
- быть гражданином Казахстана и старше 18 лет;
- заниматься деятельностью из разрешенного перечня ОКЭД;
- не иметь регистрации в качестве ИП;
- не иметь наемных сотрудников;
- получать доход до 300 МРП в месяц.
Оформление происходит непосредственно в приложении. Вам нужно открыть «Госуслуги» - «Стать самозанятым», выбрать категорию деятельности, пройти фотоверификацию и подписать документы с помощью Kaspi ЭЦП.
Можно выбрать несколько направлений одновременно

Среди них: аренда и лизинг, ветеринария и животноводство, доставка, медиа-услуги, образование и творчество, ремонт и обслуживание, салоны красоты, строительство и отделка, сервисное и частное такси, торговля и услуги для дома.
Счет самозанятого в Kaspi.kz открывается только в тенге, второй такой счет открыть нельзя.
Банк, налоговая и самозанятый
Новыми поправками хотят подключить банки к механизму, при котором обязательные налоги и социальные платежи будут перечисляться без участия физлица - человека, который оформлен как самозанятый.
Работать это будет в том случае, если человек получает безналичную оплату за выполненную работу.
Плюсы для самозанятого
Меньше бюрократии и волокиты с самостоятельными расчетами и платежами
Плюсы для налоговой
Никаких долгов и обязательств. самостоятельных расчетов и платежей, а для налоговой - прямую связь между доходом и обязательствами.
Банк фактически становится участником налогового расчета. Самозанятому не придется отдельно отслеживать каждый такой платеж и самостоятельно перечислять его государству.
А если получать деньги на обычную карту
Во-первых - это нарушение, если речь идет о предпринимательской деятельности (пусть и на себя). Во-вторых, КГД и сейчас получает информацию от банков и других участников рынка в рамках предусмотренных налоговым законодательством механизмов контроля.
Внимание фискалов может привлечь ситуация, когда физлицо регулярно получает деньги от большого количества разных людей. Прятать деньги в 2026 году не стоит - их точно найдут, а дальше - возникнут последствия.
Налоговой откроют «быстрый доступ»
Грядущие изменения не ограничиваются самозанятыми. Сейчас при наличии предусмотренных Налоговым кодексом оснований КГД может запрашивать у банков сведения о счетах бизнеса, остатках и движении денег.
В проекте предлагают убрать один порог: если налоговая задолженность не погашена в течение двух месяцев, сумму, при которой может применяться этот механизм, хотят снизить с 2 500 до 45 МРП.
Новое для онлайн-продавов
Если иностранный продавец реализует товар покупателю в Казахстане через интернет-площадку - резидента страны, обязанность по уплате НДС предлагают возложить на саму площадку.
Аналогичный подход хотят применить к электронным услугам. А вот другая новая норма касается продавцов, которые не исполняют требования налогового органа. Проект предусматривает статью 89-1 Налогового кодекса, которая позволит КГД принимать решение о приостановлении продаж через интернет-ресурс или площадку. Исполнить такое решение должен будет владелец соответствующего ресурса.
ЭСФ могут стать инструментом давления
Предлагается расширить основания для приостановления выписки электронных счетов-фактур. Меру расчитывают применять при наличии задолженности выше установленного предела, если она не погашена более шести месяцев.
Для справки: Почему банк может отказать в открытии счета самозанятого

Фото: Екатерина Малама
Например, в Kaspi.kz предусмотрено несколько оснований для отказа в открытии счета самозанятого - они практических идентичных для других БВУ.
Это может произойти, если:
- счет самозанятого уже открыт;
- человек зарегистрирован как ИП;
- ему еще нет 18 лет;
- на счетах есть аресты или другие ограничения;
- имеется налоговая задолженность или задолженность по социальным платежам;
- сработали внутренние правила банка.
Информацию об арестах можно проверить в реестре должников по исполнительным производствам, а налоговую задолженность - через сервис Комитета государственных доходов. Если причиной отказа был арест, после его снятия можно подать заявку повторно.