Air Astana подвела итоги первого полугодия 2025 года: рост прибыли, расширение маршрутов и обновление флота

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Эсклюзив из центра ИИ в Астане. Уже на YouTube! Эсклюзив из центра ИИ в Астане. Уже на YouTube!
Дата публикации: 07.08.2025, 10:36
Air Astana подвела итоги первого полугодия 2025 года: рост прибыли, расширение маршрутов и обновление флота

6 августа в Астане группа компаний Air Astana провела День эмитента, где представила финансовые и операционные итоги за первое полугодие 2025 года и подвела черту под шестью кварталами с момента выхода на IPO. Участники встречи задали вопросы ключевым фигурам компании — CEO Питеру Фостеру и финансовому директору Ибрагиму Канлиелу. Digital Business собрал главное — от показателей и новых направлений до неожиданной детали о том, каким по счету сотрудником Air Astana был сам Питер Фостер.

Что было сделано за 6 месяцев

За шесть месяцев компания продемонстрировала устойчивый рост по ключевым показателям. Выручка увеличилась на 12 %, чистая прибыль выросла более чем в два раза, а число перевезенных пассажиров достигло 4,5 миллиона. При этом средняя загрузка рейсов осталась на стабильном уровне — около 82 %.

Основной прирост пассажиропотока пришелся на международные направления, особенно в страны Азии. Air Astana активно расширяла маршрутную сеть, сделав ставку на рынки Китая, Индии, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. За полгода было запущено 20 новых маршрутов, в том числе рейсы в Гуанчжоу, Кульджу, Мумбаи и во Франкфурт. Частота полетов в некоторые города увеличена, а часть рейсов переведена на ежедневную основу. Активно развивались и сезонные направления — Турция, Черногория, Вьетнам.

Параллельно компания продолжила обновление флота. На сегодняшний день он насчитывает 61 самолет, полностью унифицированный за счет вывода Embraer E2. Теперь парк состоит исключительно из Airbus и Boeing — впервые с 2003 года Air Astana перешла на столь простую и эффективную модель эксплуатации.

Значимым шагом стало завершение модификации шести самолётов A321LR, что позволит компании развивать дальнемагистральные маршруты. Также группа в десятый раз прошла аудит операционной безопасности IATA — впервые по новой риск-ориентированной методике, подтвердив соответствие самым высоким международным стандартам.

Высокие показатели — не гарантия снижения тарифов

Питер Фостер

На фоне уверенного роста финансовых и операционных показателей логично возникает вопрос: приведут ли эти успехи к снижению цен на билеты? CEO Питер Фостер ответил прямо: в текущих условиях рассчитывать на это не приходится.

— Казахстан, как и многие другие страны, имеет национальную валюту — тенге, которая испытывает существенное давление по отношению к доллару США. И, как вам, вероятно, известно, авиационная отрасль глобально «привязана» к доллару. Примерно две трети всех затрат в этой индустрии выражены именно в долларах. Зависимость от американской валюты касается не только Air Astana, но и всех авиакомпаний мира. Закупка топлива, лизинг воздушных судов, обслуживание и комплектующие — все это оплачивается в долларах. Учитывая такую структуру расходов, мы не можем позволить себе сокращать тарифы. Даже несмотря на сильные результаты за первое полугодие, маржинальность отрасли остаётся крайне низкой. Если говорить о соотношении чистой прибыли к общей выручке, то оно в среднем не превышает 5 %, — рассказывает Фостер.

Таким образом, даже при впечатляющих операционных результатах пространство для маневра в части ценообразования остается крайне ограниченным.

Фостер также добавил, что дочерняя авиакомпания-лоукостер FlyArystan продолжает предлагать бюджетные перелеты. Разница в цене между билетами FlyArystan и Air Astana на одних и тех же маршрутах, в определенный период и в зависимости от цикла бронирования, составляет около 35%.

Планы на будущее: расширение флота и географии полетов

Группа компаний Air Astana намерена увеличить свой авиапарк до 84 воздушных судов в 2029 году. По словам CEO авиакомпании, эта цель вполне достижима:

— Если говорить о тех конкретных самолетах, которые нам нужны, то заказы на большинство из них уже размещены.

Новые борта позволят не только нарастить частоту существующих рейсов, но и расширить географию полетов. Один из ключевых проектов — запуск прямого рейса Алматы – Токио, намеченного на март 2026 года.

Хотя компания пока не раскрывает все планы по будущим направлениям, Питер Фостер отметил, что в приоритете остаются рынки Индии и Китая, где наблюдается устойчивый рост спроса.

Группа продолжает изучать возможности расширенного стратегического партнерства для ускорения роста и улучшения связи с близлежащими мегарынками, которые помогают налаживать более тесные деловые, культурные и туристические связи с Казахстаном.

— В дополнение к Меморандуму о взаимопонимании, подписанному в марте 2025 года, Air Astana подписала код-шеринговое соглашение с China Southern Airlines. Данное соглашение охватывает 50 еженедельных рейсов между Казахстаном и Китаем, предоставляя пассажирам больше возможностей для путешествий и улучшая сообщение между двумя странами. Партнёрство с China Southern Airlines будет способствовать развитию торговли и туризма с Китаем и обеспечит возможности роста для обеих авиакомпаний. Кроме того, группа ведёт переговоры с перевозчиками в Индии. Это дополняет прошлогоднее код-шеринговое соглашение с Japan Airlines для японского рынка и существующие коммерческие отношения с Lufthansa для Западной Европы и Turkish Airlines для Турции, — отмечается в отчетах Air Astana.

Как устроена жизнь Air Astana изнутри

Питер Фостер

После анализа финансовых показателей и стратегических планов редакция Digital Business решила заглянуть за кулисы Air Astana и узнать больше о внутренней работе группы компаний: как принимаются ключевые решения, как устроена управленческая структура и какую роль лично играет CEO авиакомпании Питер Фостер.

К примеру, во время сессии вопросов и ответов выяснилось, что Фостер не только участвует в формировании стратегических решений, но и лично отбирает казахстанские фильмы для бортовой развлекательной системы Air Astana.

Свой рассказ о внутренней жизни авиакомпании CEO начал с короткой автобиографической ремарки:

— Я работаю в этой авиакомпании уже 20 лет. Когда прибыл в Казахстан, у нас было всего пять реактивных самолетов. Тогда Air Astana была сравнительно небольшой компанией, каждый знал друг друга в лицо и по имени. Было привычно, что один человек выполняет сразу несколько функций — и это воспринималось как норма.

С тех пор многое изменилось. Сегодня Air Astana — это более 6,5 тысячи сотрудников, и, как с улыбкой отмечает Фостер, знать всех по именам уже невозможно, хотя ощущение близости с коллективом сохраняется:

— Если я правильно помню, я был 543-м сотрудником, официально принятым на работу. Сегодня нас уже тысячи. Конечно, число людей, которых я знаю лично, со временем уменьшилось — кто-то уходил, кто-то приходил. Но каждый раз, когда я встречаю кого-то в Казахстане, создается ощущение, что он либо работает у нас, либо работал раньше, — рассказывает Фостер.

С ростом масштабов компании изменился и сам принцип управления. То, что раньше можно было делать в одиночку, теперь требует командной структуры и системного подхода.

— Со временем мы сформировали внутри компании группы ответственных руководителей. Отдельно по направлениям: безопасность, сервис, коммерческие процессы, стратегическое планирование. Эти группы собираются минимум раз в месяц, чтобы детально обсудить ситуацию в своей зоне ответственности с моим участием. Кроме того, каждый день в 10 утра у нас проходит управленческая планерка — своего рода летучка, на которой мы обсуждаем оперативные вопросы, требующие ежедневного внимания, — делится глава Air Astana.

По словам Фостера, такая система помогает не только держать руку на пульсе, но и в какой-то степени отражает его личную философию: если ты следишь за деталями, то и большая картина, которая из этих деталей складывается, будет в порядке сама по себе.

Может быть интересно:

Питер Фостер о дебатах в мажилисе, рейсах в США и планах остаться в Air Astana