«У казахстанских стартапов есть все шансы стать единорогами». Представитель StartX рассказал, как попасть в акселератор от Стэнфорда

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции Ищем журналистов в Алматы! Ищем журналистов в Алматы!
Дата публикации: 16.06.2025, 08:55

StartX – акселератор при Стэнфордском университете, который поддерживает предпринимателей и помогает в развитии их проектов. Сейчас в сообществе более 2500 фаундеров, в том числе из Казахстана, а оценка всех компаний-участников программы превышает $40 млрд.

Как стать частью StartX? В каких направлениях акселератор может помочь стартаперам? Обсудили эти и другие вопросы с руководителем отдела развития бизнеса и партнерств StartX Дарш Сингх Манном. В интервью Digital Business он также рассказал, сколько проектов из Центральной Азии попали в StartX, что важно помнить перед выходом на рынок США и какой процент компаний из потока становятся единорогами.

«За три года качество стартапов из Центральной Азии сильно выросло»

– В апреле этого года стало известно, что три казахстанских стартапа попали в летнюю программу StartX. Дарш, расскажите, по каким критериям отбираются проекты для акселератора?

– Помимо стартапов, основанных выходцами из Стэнфорда, StartX также помогает ИТ- экосистемам в разных регионах. В 2022 году у стартапов из Центральной Азии появился доступ к экосистеме Stanford StartX. Это произошло благодаря партнерству с Astana Business Campus – дочерней организацией Фонда социального развития Назарбаев Университета, которая играет важную роль в подготовке казахстанских команд к международным акселераторам. Здесь предприниматели получают доступ к инфраструктуре, менторской поддержке, а также к возможностям тестирования MVP и поиска первых инвестиций.

Дарш Манн, StartX

Что касается критериев отбора, то стоит помнить, что StartX — некоммерческая организация. Мы не получаем долю в стартапе. Наша программа в основном ориентирована на фаундера, поэтому в первую очередь нам важны:

  1. Приверженность сфере. Ищем основателей, которые уже работают в своей области, знают рынок и не потеряют интерес через пару месяцев.
  2. Сильная команда. Важно, чтобы основатель умел привлекать нужных людей — технических специалистов, менеджеров, соучредителей.
  3. Способность реализовать проект. Наличие идеи — это только старт. Нужны реальные результаты: продукт, база пользователей, выручка – это дает уверенность, что команда основателей может не только придумать идею или сделать презентацию, но и реализовать ее.

В процессе отбора уделяем гораздо меньше внимания идее и отрасли, в которой работает проект. Например, все три участника из Казахстана работают в совершенно разных областях: AIDENTIS – Medtech-стартап, TrustExam.ai работает в сфере образования, а Parqour – ИИ-платформа для управления паркингами.

– Первым проектом из Казахстана, попавшим в StartX, стал медицинский стартап CerebraAI. Сколько всего заявок на участие в акселераторе поступило из нашего региона в последнее время?

– За три года участниками акселератора стали 10 стартапов из Центральной Азии. Однако это только те проекты, что прошли все стадии отбора: желающих явно было больше. На первом этапе Astana Business Campus фильтрует входящие заявки: в среднем они получают около 100 анкет в одном потоке. В год проходит три программы, а, значит, примерно 300 проектов подаются в StartX ежегодно.

Дарш Манн, StartX

Затем сотрудники ABC составляют список примерно из 10 стартапов, из которых максимум 5 или 6 отберут для финального этапа – собеседования с приемной комиссией. Лишь 1-3 из них попадут в программу.

– Насколько вырос интерес к программе у стартапов из Центральной Азии?

– Заявок из региона стало больше, но что важнее, улучшилось и качество проектов. Три года назад, когда мы впервые изучали стартапы, 8 из 10 были «сырыми». Сейчас видим гораздо более высокий процент продуктов, которые действительно интересны. Они работают в нескольких странах, имеют хорошие доходы и готовы к выходу на международные рынки.

«Хотите выйти на определенный рынок – сведем с нужными людьми и расскажем о важных нюансах»

– Каким образом StartX помогает участникам акселератора?

– Поддержка StartX сосредоточена на четырех основных направлениях: нетворк, менторство, образование и ресурсы. Участники получают доступ к сети из примерно 3000 основателей и нескольких тысяч наставников. У акселератора налажены партнерские отношения с крупными банками, технологическими компаниями и юридическими фирмами по всему миру, с которыми стартап может начать сотрудничество. Также у нас проводятся различные образовательные сессии, посвященные, например, фандрайзингу, выходу на рынок или подбору команды.

Дарш Манн, StartX

При этом StartX помогает основателям в зависимости от их потребностей, отрасли и стадии развития. Например, казахстанский стартап Arlan Biotech, специализирующийся на биотехнологиях и иммунодиагностике, усилил международное сотрудничество и вышел на новый уровень научных исследований. А проект CerebraAI, использующий ИИ для ранней диагностики инсультов, наладил связи с медицинскими сообществами Гарварда и Стэнфорда, расширил присутствие на зарубежных рынках и привлек внимание глобальных инвесторов. Для обеих команд участие в StartX стало ключевым этапом в стратегии международного масштабирования.

– То есть для каждого фаундера предусмотрена индивидуальная программа?

– В какой-то степени да, ведь она формируется исходя из потребностей конкретного проекта. Допустим, у фаундера проект на ранней стадии, и его цель на три месяца акселератора — собрать деньги. Мы познакомим его с людьми, которые помогут подготовить хорошую презентацию, представим инвесторам и будем консультировать в процессе переговоров. Хотите выйти на определенный рынок – сведем с нужными людьми и расскажем о важных нюансах.

Дарш Манн, StartX

Акселератор совершенно не похож на школьные или университетские занятия, где нужно прийти и усвоить полученный материал. Наша позиция такова: если вы хотите получить образование, поступайте в Стэнфорд. Там есть лучшие профессора, у которых можно многому научиться. StartX больше похож на пространство, которое может связать с наставниками, инвесторами и ускорить развитие проекта.

«Чтобы уверенно чувствовать себя в США, нужно показать хорошие результаты на домашнем рынке»

– Одна из самых популярных потребностей стартаперов – привлечение средств. На что сейчас обращают внимание зарубежные инвесторы?

– Все зависит от того, на каком этапе привлекаются инвестиции и каков размер чека. Порой у фаундеров есть только идея, которой они увлечены. Нет даже презентации в PowerPoint. В этом случае инвестор принимает решение, основываясь на интуиции и команде, которая делает продукт.

Некоторые инвесторы очень сосредоточены на чем-то одном, у них есть конкретные сферы для вложения денег. Когда они находят основателя, который работает в нужной отрасли, то инвестируют в компании на ранних стадиях.

На более поздних этапах трекшн – самый важный показатель для инвесторов. В этих случаях фаундер берет деньги, чтобы достичь конкретных целей в определенный срок. Дальнейшее привлечение средств возможно, только если команда покажет результат.

Дарш Манн, StartX

– У стартапов из каких отраслей сейчас больше шансов «выстрелить»?

– На данный момент в центре внимания — искусственный интеллект. Это очевидно: все стараются встроить ИИ в свои продукты, инвесторы активно поддерживают эту сферу. Мы уже видели такие всплески интереса раньше — с FinTech, криптовалютами. Это типичный цикл ажиотажа.

ИИ сейчас в моде. Он дает так много инструментов для основателей, чтобы двигаться быстрее и конкурировать с другими проектами. Но гораздо важнее не тренд, а то, насколько глубоко вы понимаете рынок, клиентов и их реальные проблемы. Вы можете добиться успеха и вне этого хайпа, если создаете нужную вещь для своей целевой аудитории и делаете это хорошо.

– Для многих проектов успех неразрывно связан с выходом на американский рынок, и StartX помогает им в этом вопросе. Что можете посоветовать стартапам, которые хотят масштабироваться в США?

– Мы часто видим стартапы, которые еще пытаются понять, как их продукт может быть востребован на местном рынке, но параллельно начинают выходить на рынок США. Чаще всего они терпят неудачу.

США — большой океан. Чтобы уверенно там себя чувствовать, нужно быть хорошим пловцом на местном рынке. Например, Центральная Азия — отличное место для экспериментов. Когда вы поймете, что у вас есть решение, которое действительно удовлетворяет потребности локальных клиентов, можно масштабироваться в Штаты.

Дарш Манн, StartX

Первое, что необходимо сделать по приезду в США – изучить культурные различия и понять, как здесь ведут бизнес. На этом этапе программа StartX может быть особенно полезна.

– Качество любой образовательной инициативы во многом измеряется количеством успешных выпускников. Можете привести примеры стартапов-выходцев из StartX, которые добились выдающихся результатов?

– Среди участников StartX есть три декакорна — компании, стоимость которых превышает $10 млрд. Это блокчейн-платформа Alchemy, финтех-сервис Bolt и NFT-маркетплейс OpenSea. Также в списке – 18 юникорнов из самых разных областей. Например, геймдев-стартап Playco или ИИ-платформа для грузоперевозок Kodiak Robotics. Еще один хороший пример – платформа для автоматизированного найма Turing. Проект был создан во время COVID-19 и недавно привлек $111 млн инвестиций при оценке в $2,2 млрд. Кроме того, у нас было более ста успешных экзитов, когда основатели создавали успешный продукт, а затем продавали его.

Цель нашего партнерства с Astana Business Campus — повторить такой же уровень успеха для основателей из Центральной Азии.

Дарш Манн, StartX

— На ваш взгляд, у казахстанских стартапов есть шансы стать единорогами?

– Конечно. В среднем один из 30 стартапов в потоке StartX становится единорогом. Проекты из Казахстана не уступают по качеству — все зависит от команды и ее способности реализовать идею.

Читайте также: «В Дубае невозможно заработать». Казахстанский предприниматель рассказал об особенностях бизнеса в ОАЭ