Девушек в Казахстане бесплатно обучили ИТ-профессии. Вот как завершился первый поток новой программы от Bereke Bank

Сегодня доля женщин в казахстанской ИТ-сфере невысока – около 30%. В Bereke Bank не только признают существование проблемы, но и предлагают решение, обучая девушек бесплатно. Например, в марте 2025 года Bereke Bank объявил о наборе в школу бизнес-аналитики с нуля. Больше 200 участниц со всего Казахстана подали заявки на поступление в школу. И лишь 26 из них получили новую профессию.
Зачем банку такие проекты, каким образом первый поток удивил кураторов и на что могут рассчитывать выпускницы? Digital Business выяснил подробности на церемонии вручения сертификатов.
«В выигрыше остаются все»
У Bereke Bank уже есть опыт в подготовке специалистов для ИТ-индустрии. В первый раз это была школа scrum-мастеров – сейчас большинство выпускниц работают в алматинских компаниях. Затем запускалась школа продакт-оунеров, но тогда студентов набирали среди сотрудников банка.
Теперь решили запустить школу бизнес-аналитиков, вновь набирая часть учеников «со стороны». Точнее, учениц.
Кроме имиджевой составляющей, у инициативы есть практическое значение.
По словам организаторов, в первую очередь, это формирование собственного резерва из лояльных специалистов, что при необходимости сократит время найма. Ведь хорошие бизнес-аналитики быстро «вырастают» из должности, и дефицит постоянен.
Во-вторых, вклад в развитие ИТ-инфраструктуры Казахстана и ликвидацию кадрового голода.
– Идея школы возникла в результате сотрудничества с Women in Tech Global. Эта ассоциация объединяет девушек в технологическом секторе, помогает расширить горизонты, выступает площадкой для обмена опытом и источником вдохновения. Но все, что касается финансирования, мы взяли на себя. Рассчитываем, что часть выпускниц, получивших новые навыки, останется работать в банке, а часть применит свои знания на рынке. Благое начинание, когда в выигрыше остаются все, – рассказала Digital Business заместитель председателя правления АО «Bereke Bank» (ДБ Lesha Bank LLC (Public)) Алина Аникина.

Алина Аникина
Из менеджера по продажам в бизнес-аналитики
Из 236 кандидаток со всего Казахстана в школу бизнес-аналитиков попали 34 – нужно было пройти тестирование и написать эссе. Базовое образование и опыт в ИТ не имели значения. Ключевые критерии отбора – уровень soft skills и мотивация.
Именно поэтому Ульяна Чистякова успешно прошла отбор. Девушка много лет работала менеджером по продажам в разных компаниях, но без особой радости. Не было пространства для реализации амбиций. А потом Ульяна услышала о наборе в школу бизнес-аналитиков, заинтересовалась и подала заявку:
– Часто сталкивалась на работе с системными проблемами, которые руководство не решало. А мне очень хотелось повлиять на ситуацию, быть услышанной… В итоге наступило выгорание. Муж, видя мое состояние, рассказал о школе, предложил попробовать. И когда узнала о бизнес-аналитике, поняла – это мое!

Ульяна Чистякова
Как объясняют организаторы проекта, главная задача – введение в профессию, а не прокачка уже действующих специалистов. Потому и принимали новичков.
– Хотели помочь девушкам не из ИТ получить профессию, в которой можно работать даже в декрете и удаленно. Часть учениц – соискательницы «со стороны», которые откликнулись на призыв в социальных сетях. А часть – сотрудницы Bereke Bank, которые захотели новых знаний или смены позиции. К примеру, были коллеги из бухгалтерии, рекрутинга, проектного департамента, – поделилась заместитель директора Value Management office Bereke Bank Асел Максатбек кызы.

Асель Максатбек кызы
Одна из таких учениц – Senior Developer в блоке данных Bereke Bank Инеш Айтмамбетова. Ее бэкграунд отличается от опыта Ульяны – Инеш в ИТ с 1996 года. И если с предметной частью у нее нет проблем, то некоторые дисциплины требовалось подтянуть:
– Часто в работе выступаю еще и проектным менеджером. Потому хотела глубже изучить Agile – этих знаний мне недостает и на текущей позиции. А в перспективе планирую стать product owner, и бизнес-аналитика – ступень на пути к цели.

Инеш Айтмамбетова
Полноценный специалист за 8 недель
Обучение проходило онлайн, что позволило участвовать в нем нескольким девушкам из регионов. Не нужно было тратиться на дорогу и проживание в Алматы.
Над программой работали два приглашенных ментора из школы AgilePM.KZ: бизнес-аналитики с более чем 10-летним стажем и опытом в международных компаниях, в том числе в Европе и США. Под их руководством за 8 недель ученицы прошли путь от обзорной лекции до технических основ в ИТ и дизайне.
Основной упор делался на практику – на выполнение обязательных домашних заданий уходило несколько часов. Уроки проходили вечером, ведь расписание подстраивали под учениц. А у многих из них есть основная работа и семьи, тоже требующие внимания.
Вместо стажировки – собеседование
Несмотря на нагрузку, спустя 8 недель обучения 26 девушек из 34 добрались до финала и защитили проекты.
22 мая в офисе Bereke Bank в Алматы заместитель председателя правления компании Алина Аникина вручила выпускницам дипломы, но это еще не все. Организаторы пересмотрели систему поощрений.
– Самым успешным ученицам мы предлагаем не стажировку, как задумывалось изначально, а собеседование на позицию бизнес-аналитика в банке. Ведь на защите они впечатлили менторов – показали вполне жизнеспособные проекты. После такого приглашать лишь на стажировку показалось недостаточным, – рассказала Асел Максатбек кызы.
Оказаться в числе отличившихся рассчитывает Алиса Кривенко. У девушки был опыт работы в ИТ – в информационной безопасности. Но она намерена сменить профиль.
– Я уже откликнулась на вакансию бизнес-аналитика в Bereke Bank и очень надеюсь пройти. Всегда искала такую специальность, где влияла бы на продукт и участвовала бы в его разработке. Было безумно интересно пройти путь от сбора требований до написания пользовательской истории. Теперь хочу скорее применить все это на практике, – рассказала Алиса.

Алиса Кривенко
Остальным выпускницам помогут в трудоустройстве рекрутеры Bereke Bank. Они подскажут, как правильно составить резюме, проведут «прожарку» и подготовят к интервью с работодателями.