Next MFO: как ИТ-решения Halyk BaaS и Rocket Tech ускоряют цифровую трансформацию МФО в 2025 году 

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 26.05.2025, 14:53

В мае Rocket Tech и Halyk Bank провели в Алматы первый митап, посвященный цифровой трансформации МФО. Представители ведущих финтех-команд, банков и поставщиков решений обсудили главные вызовы отрасли, а также показали, как быстро адаптировать существующую инфраструктуру под новые продукты. Узнали, насколько эффективно готовые решения заменяют кастомную разработку, зачем МФО собственный бэклог задач и как улучшить клиентский путь.

Halyk BaaS: банковские сервисы для МФО

На митапе напомнили, что в ноябре 2024 года на Rocket Conf Halyk презентовал BaaS-платформу — библиотеку готовых банковских модулей для необанков и финтех-компаний. Ее первым крупным партнером стала компания Vlife, которая подключила сервисы онбординга, Halyk ID, оплату услуг и выпуск карт.

Для МФО в составе платформы в банке разработали отдельный SDK — Halyk Widget, позволяющий встроить банковские сервисы напрямую в мобильное приложение МФО.

«Halyk – это не просто банк, а технологическая корпорация, которая трансформирует и развивает ИТ-рынок на республиканском уровне. Видим высокий спрос среди МФО на платежные и идентификационные сервисы, так как тарифы у сторонних провайдеров завышены, а доступ к госбазам ограничен. У банка уже есть все нужные интеграции, и мы можем предложить рынку безопасные и проверенные решения», — отметил директор ИТ-департамента Halyk Алдияр Арыстанбаев.

Алдияр Арыстанбаев

Алдияр Арыстанбаев

BaaS-платформа предлагает четыре ключевых сервиса для МФО:

  • Моментальное зачисление кредитных средств с карты Halyk на счет МФО;
  • Погашение займов с карты клиента;
  • GovTech-доступ к государственным сервисам внутри приложения МФО;
  • KYC — авторизация и первичная идентификация клиента с помощью Halyk ID.

«Решение сокращает Time to Market, снижает техническую нагрузку, упрощает документооборот и уменьшает расходы МФО на коммуникации. Для пользователей — это возможность за пару кликов получить займ, погасить задолженность или воспользоваться госуслугами», — добавил начальник управления Neobank в Halyk Роман Третьяков.

Роман Третьяков

Роман Третьяков

В ближайшее время ожидается расширение платформы: появится зачисление по номеру телефона в другие БВУ РК, а также сервисы биометрии, ЭЦП и полноценного KYC.

Отдельное внимание представители банка уделили сервису Halyk ID — цифровой идентификации, работающей по аналогии с российским Сбер ID. 

«Halyk ID позволяет пользователю в один клик подтвердить личность и получить доступ к сервисам МФО без повторного ввода данных. Сервис уже используется в ряде партнерских приложений и показывает высокие показатели вовлеченности», — рассказал Product Owner Halyk ID Медет Айтқожа.

Медет Айтқожа

Медет Айтқожа

Для МФО это означает:

  • Снижение расходов на внедрение собственных KYC-процессов;
  • Повышение конверсии за счет быстрого онбординга клиентов;
  • Юридически значимую авторизацию, соответствующую требованиям регуляторов;
  • Первый шаг на пути к интеграции с экосистемой крупнейшего банка страны.

White label вместо инхауса, ускорение time to market в 2,5 раза и обработка 25 тыс. заявок в день 

Еще один сценарий цифровой трансформации для микрокредитных организаций на базе готовых финтех модулей описал product owner Ready Bank Александр Соболев из Rocket Tech.

Александр Соболев

Александр Соболев

По его мнению, запускать новые продукты и апгрейдить инфраструктуру  МФО стимулируют не только технические требования регулятора, но и запросы аудитории. Клиент ждет выдачу займа «здесь и сейчас» прямо в смартфоне. Для этого финансовой организации нужна готовая ИТ-архитектура, состоящая из 4 элементов: 

  • Front Office: Mobile/Web-банкинг для SME и физлиц – быстрые UX‑ориентированные приложения для iOS и Android плюс дополнительный Web-интерфейс для юр. лиц;
  • Back office: автоматизированная банковская система (АБС) и процессинг, включая проведение транзакций, учет остатков и т. д.
  • Middle Office: операционная CRM-платформа для управления продажами и с сопровождением клиентов по принципу единого окна, а также кредитный конвейер с полной автоматизация кредитного цикла и обработкой до 25 тыс. заявок в день;
  • Внешние интеграции: SaaS/BaaS-сервисы, системы коллекторского управления, low/no-code платформы, AI-решения для скоринга и антифрода и т. д.

Разработка такой системы с нуля займет минимум 1,5-2 года и потребует порядка $2 млн на содержание инхаус команды разработчиков. Как сократить затраты и время на запуск гибкой ИТ-архитектуры до полугода, Александр Соболев рассказал на примере готовых решений Ready Bank. С 2024 года ее целиком или модульно используют и внедряют финансовые организации в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. 

MFO Next

Ready Bank включает все вышеперечисленные модули и интегрирован с Colvir – самой популярной АБС в Казахстане. При этом интеграция платформы с другими банковскими системами занимает от 7 месяцев до года, что все равно быстрее разработки аналогичного решения с нуля. 

Также Ready Bank отличает модель white label-решений. Она позволяет заказчикам самостоятельно развивать и поддерживать продукт внутри компании после его внедрения без дополнительных затрат на подписку. 

Александр Соболев

Александр Соболев

«White label – это готовая «коробка», которая на 70% закрывает ключевые потребности клиента. Оставшиеся 30% подразумевают ее адаптацию под продукт. Например, у кого-то это автокредитование или лизинг, у кого-то кредит наличными и т. д. После интеграции наши партнеры получают проверенные модули от опытной команды разработчиков с соблюдением всех регуляторных норм по хранению и обработке персональных данных и т. д. В итоге они сокращают время выхода на рынок в 2,5 раза, что дает им конкурентное преимущество. При этом каждый заказчик несет какой-то новый инсайт, а его обратная связь помогает нам внедрять новый функционал», – говорит Александр Соболев. 

Адаптированная АБС, ИТ-отделы с нуля и конкурентный UX 

Вторая часть митапа тоже не обошлось без презентации новых продуктов. Международный поставщик АБС Colvir адаптировал свою систему под МФО. По словам аккаунт менеджера компании Тимура Тлегенова, в Казахстане новое решение уже внедряет МФО с фокусом на автокредиты. 

Темур Тлегенов

Тимур Тлегенов

Функционал платформы включает набор модулей, необходимых для выдачи займов, расчетно-кассовых операций, обмена данными и т. д.

СTO Solva Group Сергей Климов поделился опытом внедрения гибких практик для ускорения бизнеса. В отличие от банковского кредитования продукты МФО требуют постоянной адаптации и переупаковки из-за высокой конкуренции. При этом между бизнесом и ИТ-подразделениями не всегда выстроена четкая коммуникация, а топ-менеджмент часто не вовлечен в разработку. 

Сергей Климов

Сергей Климов

В такой ситуации решением может стать прямое участие руководства в формировании бэклога задач, чтобы понимать куда и на что уходят ресурсы компании. Еще эксперт подчеркнул важность разделения ИТ-отделов по стримам, внедрения гибких методологий разработки и кросс-функциональных команд, регулярного обслуживании тех. долга, автоматизаци и не только. 

Завершила серию докладов Design Lead в Rocket Tech Мария Шкунарская. Она рассказала, почему качественный UX стал конкурентным преимуществом и разобрала 5 частых ошибок, которые мешают финтех-проектам расти.

Мария Шкунарская

Мария Шкунарская

В условиях, когда игроков становится только больше, а отличий между сервисами — все меньше, успех продуктов во многом определяет опыт их использования. Он складывается из взаимодействия с интерфейсами сервисов, а также их бизнес-логикой. Соответственно, каждый непонятный термин, лишний шаг или задержка в процессе ведет к потере заявок, обращениям в тех. поддержку и потере клиентов.  

MFO Next

Митап завершился панельной дискуссией с участием всех спикеров, на которой эксперты обсудили главные вызовы рынка МФО. Несмотря на полярность взглядов по отдельным вопросам, участники сошлись во мнении, что скорость цифровой трансформации и удобство цифровых решений стали главными критериями успеха МФО в конкурентной борьбе.