Стартапер из Малайзии запустил в Алматы первую «машинную ферму»: вот зачем она нужна

В конце апреля в Алматы открылась первая в Казахстане «машинная ферма». Это разработка малазийского стартапа BoomGrow. Внутри системы можно круглый год выращивать зелень и грибы, при этом тратить на 95% меньше воды и земли, чем при традиционных способах выращивания.

Digital Business пообщался с СЕО стартапа Мурали Десаном о том, как возникла идея, в чем уникальность BoomGrow, и что можно выращивать внутри фермы. Также узнали, как можно сотрудничать с проектом, зачем BoomGrow вышел на рынок Казахстана и почему стартап — не конкурент для местных фермеров.

«Через несколько лет привычные нам фермы могут исчезнуть»

— Как возникла идея BoomGrow?

— Около семи лет жил в Лондоне: окончил бакалавриат в Уорикском университете, получил степень МВА, а после 6 лет работал в сфере финансовых услуг. Однако в 2014 году вместе с женой вернулся в Малайзию.

Там заметили следующую тенденцию: если в супермаркетах Лондона на каждом товаре есть этикетки с подробным описанием места выращивания и других показателей, то в Малайзии все по-другому. Лежит много овощей в плотных непрозрачных упаковках, и нет никакой информации, откуда их привезли, есть ли в них пестициды, токсины и т. д.

Кроме того, уже 10 лет назад мы видели, что климатические изменения неизбежны и понимали – вопрос продовольственной безопасности станет критически важным. Спросили себя: «Как мы можем питаться лучше?» Этот момент стал отправной точкой в развитии BoomGrow. Захотели создать решение, которое обеспечит людей не только качественными овощами, но также сделает процесс их производства прозрачным, чтобы каждый потребитель точно знал, что ест.

— С чего начали работу над проектом?

— Объехали всю страну, посетили более 65 ферм и поняли, что нужно создавать решение, которое позволит выращивать полезные растения в закрытом помещении. Такие фермы можно устанавливать в крупных городах и молодежи не придется переезжать в деревню, откуда они сейчас уезжают.

Первые пять лет только исследовали: разбирали чужие системы, общались с фермерами и госструктурами, чтобы понять, чего не хватает и почему так много продуктов приходится импортировать. В итоге создали собственную технологию, которая сегодня запатентована в семи странах.

«С момента посадки до сбора урожая проходит 35-38 дней»

— В чем уникальность BoomGrow?

— В отличие от гидропонной фермы, в нашей системе нет труб, насосов и резервуаров. Кроме того, мы используем на 95% меньше воды и земли, чем при традиционных методах выращивания. Система находится внутри грузового контейнера площадью около 30 кв.м., а значит, может работать 365 дней в году. Ферму можно запустить где угодно, не опасаясь, что она выйдет из строя или потребует сложного ремонта.

Солнечный свет не проникает внутрь. Используем специальные LED-лампы и настраиваем их индивидуально: каждый продукт получает столько освещения, сколько необходимо для наибольшей урожайности. Также поддерживаем необходимую для комфортного роста температуру: она варьируется от +18°С до +22°С.

— Сколько человек необходимо для обслуживания фермы?

— На одной ферме работают двое. Им не нужно специального образования. Главное — мотивация, готовность трудиться, любознательность и искренний интерес к делу.

Сотрудники выполняют две ключевые функции. Первая — операционная работа: посев, уход за растениями, сбор урожая и отправка его заказчикам. Вторая – ежедневный ввод данных в программное обеспечение, что требует базовых навыков аналитики и цифровой грамотности.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Digital Business (@digitalbusinesskazakhstan)

Одна из наших целей — создать доступные рабочие места, как, например, в сети кофеен Starbucks, где баристой можно стать без профильного образования. У нас такой же подход: человек проходит недельное обучение на ферме, осваивает все этапы процесса и после получает сертификат, подтверждающий готовность к работе.

— Что можно выращивать в BoomGrow?

— Листовую зелень, например, салат, капусту, мангольд, съедобные цветы, микрозелень, травы.

При этом мы постоянно расширяем ассортимент: в Малайзии также выращиваем грибы, пробуем получить урожай японской, американской и австралийской клубники и водных растений.

С момента посадки до сбора урожая проходит 35-38 дней: это быстрее, чем при других способах выращивания.

— На фермах также используется искусственный интеллект. Каким образом?

— Около полутора лет назад мы осознали, что управлять фермами вручную больше невозможно – нужны технологии. Чтобы эффективно контролировать процессы, установили камеры. Сотрудники ежедневно делают фото и видео всех растений, а затем вносят данные в ПО.

Сейчас создаем собственную Al-платформу. Уже в конце третьего — начале четвертого квартала этого года система искусственного интеллекта будет внедрена на всех фермах. Она сможет до сбора урожая прогнозировать его состояние, распознавать проблемы на ранней стадии и подсказывать, какие меры нужно принять. Это позволит избежать потерь и собрать овощи и зелень в оптимальном виде.

«Каждая наша ферма прибыльная»

— Каким образом можно сотрудничать с BoomGrow?

— Есть несколько вариантов: первый – купить ферму. Мы возьмем на себя установку и обучение персонала, далее процесс переходит под контроль владельца. Также можно поручить выращивание нам, а сбытом заниматься самостоятельно. Третий вариант – стать пассивным инвестором.

Кроме того, можно просто приобретать продукцию BoomGrow. Например, наши клиенты – пятизвездочные отели (Marriott, Hilton и др.), рестораны премиум-класса (Nobu, Gordon Ramsay). Недавно добавились медучреждения: сотрудничаем с крупнейшей частной больницей в Малайзии, где пациенты кушают нашу зелень на обед.

— Сколько нужно денег на покупку фермы?

— Цена зависит от локации. Сейчас ведем переговоры со всеми клиентами и партнерами в Казахстане, чтобы узнать, какие овощи им нужны в первую очередь. В конце июня сможем назвать ориентировочную стоимость установки одной фермы в стране.

При этом купить ферму может кто угодно: аграрий, владелец ресторана или просто заинтересованный в подобном бизнесе человек.

— В каких странах есть ваши фермы?

— Первая ферма появилась на острове Лангкави в Малайзии. Однако лишь в 2020 году вышли на коммерческий уровень. Сейчас работаем в пяти странах: Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Филиппинах, а теперь и в Казахстане. К концу июня этого года у нас будет 32 фермы. Каждая из них прибыльна.

«Мы не конкурируем с аграриями, а дополняем их»

— Вы вышли на коммерческий уровень спустя 5 лет после исследования. Где брали деньги на развитие проекта?

— Изначально вкладывали собственные средства, а также получили грант от государства. Затем одним из наших крупнейших инвесторов стал суверенный фонд Малайзии Khazanah Nasional Berhad.

При этом у нас много инвесторов из Казахстана. Адиль Нургожин стал бизнес-ангелом проекта еще в 2017 году, позже к BoomGrow присоединились фонды Big Sky Capital, MOST Ventures, BYB Capital и частные инвесторы из Центральной Азии.

— Именно инвесторы убедили вас масштабироваться в Казахстан?

— В том числе. Они заинтересованы в том, чтобы поддерживать наш проект на вашем рынке. Однако мы в целом рассматриваем Центральную Азию как важный регион и хотим сначала наладить деятельность в Казахстане, чтобы после масштабироваться.

Почему именно Центральная Азия? Потому что во многие страны региона овощи в основном импортируются. Некоторые государства не имеют выхода к морю, а в холодное время года – примерно шесть-семь месяцев — выращивать свежую продукцию невозможно. Из-за этого овощи становятся дорогими, часто портятся в пути, цепочки поставок нестабильны, а цены скачут.

Кроме того, мы видим растущий интерес со стороны молодого поколения, которое заботится о здоровье и хочет понимать, что именно ест. Это делает рынок особенно перспективным.

У нас уже есть первые клиенты в Казахстане: ресторан «Камчатка» и кофейня Six Coffee + Wine. Мы работаем над расширением количества партнеров, и будем выращивать именно те овощи, которые им нужны.

— Развитие технологий BoomGrow не помешает работе фермеров в Казахстане?

— Местные фермеры – не наши конкуренты. Мы не выращиваем пшеницу, кукурузу или корнеплоды — этим продолжают заниматься традиционные аграрии. Также не дублируем работу теплиц, которые выращивают, например, помидоры или клубнику. Фокусируемся на овощах, которые в основном импортируются.

Для нас традиционные фермеры, тепличные хозяйства и BoomGrow — части одной системы, которая вместе обеспечивает продовольственную безопасность страны. В такой модели нет необходимости ввозить овощи из-за рубежа, кроме того, заодно создаются новые рабочие места внутри государства.

Вам будет интересно
«Еда, вода и лекарства всегда будут на первом месте». Как казахстанка открыла гидропонную ферму
фермаAgroTechМалайзия