«Мне хочется, чтобы банковские сервисы стали невидимыми для пользователей». Интервью с членом правления Home Credit Bank

Freedom Broker Freedom Broker О редакции О редакции
Дата публикации: 25.04.2025, 13:36

Digital Business совместно с Home Credit Bank запускает проект «HCB 20 лет — рады помочь». Будем рассказывать о людях, которые работают в банке и формируют его будущее. В выпусках проекта топ-менеджеры и ключевые специалисты поделятся профессиональным опытом, расскажут о карьерном пути, ценностях, вызовах и достижениях. Это истории о росте – личном и корпоративном. О развитии HCB уже на протяжении двух десятилетий на рынке Казахстана и реализации миссии банка – «рады помочь».

В первом выпуске проекта директор по развитию продуктов и взаимоотношений с клиентами, член правления Home Credit Bank в Казахстане Зденек Фоукал рассказал, чем банковская сфера в нашей стране отличается от США и как за последние годы изменился клиентский путь. Поговорили о подходах в разработке продуктов, партнерствах с другими банками и компаниями, а также возможной трансформации приложения Home Credit Bank в полноценную экосистему.

«Казахстан – хороший пример для многих стран мира, как нужно проводить трансформацию банковской сферы»

– Зденек, до Home Credit Bank вы 18 лет работали в банковской сфере разных стран: Чехии, Румынии, Венгрии и США. Насколько там высок уровень цифровизации финансового сектора, если сравнивать с Казахстаном?

– В каждой стране по-разному, поэтому сконцентрируюсь на сравнении с США, где работал до прихода в казахстанский офис Home Credit Bank. К моему удивлению, в Америке очень много оплат за разные товары и услуги производится с помощью чековой книжки. То есть на специальной бумаге вы сами пишите, какую сумму и кому платите, а затем этот человек идет в банк, чтобы получить деньги. Мгновенные платежи, к которым уже в Казахстане все привыкли, там появились, наверное, только после 2018-го года.

Зденек Фоукал, Home Credit Bank

Когда я приехал в Казахстан, здесь уже были развиты мобильные переводы, QR-платежи, множество финтех-сервисов и даже целые экосистемы, в которых находятся электронные госуслуги, маркетплейсы, банковские продукты и многое другое. Могу сказать, что Казахстан – хороший пример для многих стран мира, как нужно проводить трансформацию банковской сферы.

На самом деле, одна из причин, по которой я принял оффер от Home Credit Bank и переехал из США в Казахстан, – возможность поработать над чем-то новым на интересном рынке, где есть шанс быстрее внести изменения и двигать процессы вперед.

– В Home Credit Bank вы пришли в январе 2021-го года. Расскажите, как с тех пор изменились продукты и услуги банка?

– За прошедшие 4,5 года и Home Credit Bank, и вся банковская сфера Казахстана шагнули далеко вперед. Одна из ключевых причин – сформировался тренд на цифровизацию клиентского пути, чтобы сделать его удобнее и быстрее.

Что касается наших результатов, то благодаря запуску разных цифровых продуктов банк с 2021-го года вырос по активам почти в 3 раза. Например, в прошлом году выпустили обновленное мобильное приложение, которое позволило нам стать более гибкими и понятными в работе с клиентами. Это в свою очередь позитивно отразилось на конверсиях.

Зденек Фоукал, Home Credit Bank

Также хочу отметить проект Ozen – карта рассрочки, которая позволяет совершать покупки по всему миру и оплачивать их равными частями в течение 6 месяцев без начисления процентов. Еще один, можно сказать, флагманский продукт – приложение HCB Business (онлайн-банкинг для МСБ), где предприниматели могут решать свои разные повседневные задачи.

Чтобы оставаться конкурентными и дальше расти, будем развивать и другие интересные продукты. Речь, в первую очередь, о залоговых кредитах и кредитовании МСБ. Сейчас концентрируем наши усилия на создании уникальных сервисов и услуг.

«При разработке продукта всегда прошу сделать так, чтобы даже моей 70-летней маме было все понятно»

– Можете поделиться ключевыми принципами, которые лежат в основе разработки новых продуктов и услуг?

– При разработке любого продукта всегда прошу команду сделать так, чтобы даже моей 70-летней маме было все предельно понятно. Если у нее не возникнет сложностей, то и другим будет легко разобраться. А еще важно предоставить возможность получения необходимой услуги в один клик.

Сейчас мы двигаемся к тому, чтобы понять, какие jobs to be done (концепция в маркетинге и создании продуктов: дословно переводится как «работа, которую нужно сделать» – прим. Digital Business) есть у наших пользователей. В процессе общения с клиентами ищем решения, способные помочь закрыть их jobs to be done. И, желательно, делать это незаметно.

Зденек Фоукал, Home Credit Ba

Если выступать от лица клиента, то ему по факту не нужен никакой банк. У человека есть потребность – купить машину или квартиру, например. Для этого нужен кредит, но он не хочет идти за ним в отделение, заполнять разные бумаги, кому-то звонить и так далее. В идеальном мире человек желает быстрее получить необходимую сумму и не слышать никаких названий банков. Поэтому при разработке нового продукта сейчас на первое место ставим качество клиентского пути. Именно это позволяет быть конкурентоспособными, а не цена.

– Приведете пример продукта, на который вдохновил фидбек от ваших клиентов?

– Два года назад смотрели на рынок товарного кредитования и думали, как можем здесь упростить жизнь людей. Ведь практически у всех банков есть только одна услуга – рассрочка. Но, чтобы ее получить, нужно сделать запрос в банк, который рассмотрит заявку, проверит на соответствие всем критериям и только после этого даст ответ. И если вам нужно что-то докупить, то этот процесс повторяется.

Мы посмотрели клиентский путь и поняли, что можем его упростить. Так появилась карта Ozen, которая оформляется в приложении, где одобряем лимит от 20 тысяч до 2 млн тенге. Она максимально понятная для пользования: после оплаты сумма покупки автоматически разбивается на 6 равных ежемесячных платежей без процентов. Также с ее помощью можно бесплатно снимать наличные в любых банкоматах мира и делать P2P-переводы в приложении нашего банка. При этом за использование карты платить не нужно. Но, что более важно, при следующей покупке в рассрочку больше нет необходимости делать запросы в банк, не будет проверок и возможных отказов. Вы просто совершаете следующую транзакцию с помощью карты Ozen и все.

– Насколько важна для Home Credit Bank кастомизация продуктов под различные сегменты клиентов?

– Всегда начинаем с сегментации. Ведь необходимо разобраться, какие конкретно продукты и услуги нужны клиентам сейчас, чтобы закрыть jobs to be done. Для этого необходимо хорошо работать с данными: как теми, что есть у нас, так и партнерскими.

Зденек Фоукал, Home Credit Bank

В идеале нужно знать, где наш клиент сейчас находится. Не в плане какой-то физической точки, а на каком жизненном этапе. Тогда мы лучше понимаем, какие продукты и услуги нужны, и где они могут помочь конкретному человеку. То есть речь идет о гиперперсонализации. Считаю, за этим будущее банковской сферы.

Когда мы знаем, что нужно клиенту в определенный момент времени, конверсии увеличиваются не на 10-15%, а в несколько раз. Персонализация – очень важный аспект, который отличает нас от других. На рынке сейчас очень хорошая конкуренция, много банков, все предлагают похожие услуги. А когда вам понятно, что клиенту нужно, – это важная информация, позволяющая эффективнее работать.

– Расскажите о команде, которая работает над продуктами в Home Credit Bank?

– Все наши продуктовые подразделения управляются Chief Product Officers, которых нам удалось привлечь с рынка или вырастить внутри компании. Некоторые из них пришли из других подразделений банка, поскольку это был следующий логичный шаг в их карьере. Я считаю, что разработка продуктов – одна из самых востребованных позиций в банке. Нужно знать цифры, быть прогрессивным и внедрять инновации, понимать технологии и изучать продажи, маркетинг. А главное – быть лидером и мотивировать команду.

«Вопрос создания полноценной экосистемы с разными сервисами возникает часто»

– Вы ранее в своих интервью отмечали, что хотите развивать разного рода партнерства в Казахстане. Расскажите, с какими конкретно компаниями у Home Credit Bank есть потенциал для коллаборации?

– Мы открыты к сотрудничеству с разными организациями. Уже работаем с Beeline Kazakhstan: теперь банковские услуги можно получать прямо в их мобильном приложении. Взаимодействуем и с Yandex Qazaqstan. Также запустили партнерство с Kaspi по QR-платежам – пользователи нашего приложения могут делать оплаты через Kaspi QR. Это хороший продукт: видим, как увеличиваются конверсии. Получился win-win для всех сторон: Kaspi не теряет клиентов, а мы реагируем на потребности пользователей и удерживаем их в своем приложении.

Зденек Фоукал, Home Credit Bank

Сейчас смотрим другие индустрии, где есть возможности включить банковские услуги для клиентов партнеров, чтобы вместе давать дополнительную ценность.

– Помимо развития партнерств с компаниями из разных сфер, сегодня некоторые банки в Казахстане строят собственные полноценные экосистемы. Не планируете ли и вы двигаться в эту сторону?

– С того момента, как я пришел в банк, вопрос создания полноценной экосистемы с разными сервисами возникал часто. На данный момент могу сказать, что мы к такому не готовы. Это довольно сложный путь. Но, повторюсь, Home Credit Bank максимально открыт к партнерству с другими игроками рынка, в том числе и крупными маркетплейсами. Мы можем предложить им внедрить у себя некоторые банковские услуги, а их продукты предлагать нашим клиентам, как это сделали с Kaspi QR.

– В этом году Home Credit Bank в Казахстане празднует круглую дату – 20 лет. За это время банк пережил серьезную трансформацию. На ваш взгляд, каким Home Credit Bank будет через следующие 20 лет?

– Если честно, то довольно трудно предсказывать, что будет через 20 лет с учетом того, как в нашем мире все быстро и кардинально меняется. Те же мобильные переводы и QR-платежи в свое время произвели настоящую революцию. Поэтому это очень сложный вопрос.

Однако если смотреть на 5 лет вперед, то мне хочется, чтобы банковские сервисы стали невидимыми для пользователей. Что я имею ввиду? В первую очередь, проактивное предоставление услуг. Когда мы, имея определенные данные, знаем, что и в какой момент необходимо клиенту и предлагаем ему это без лишних запросов, подписей документов или походов в отделение. Нужно только сделать один клик, чтобы подтвердить или отклонить. То есть все процессы автоматически проходят под «капотом» с помощью гиперперсонализированных моделей, позволяющих понимать, на каком жизненном цикле находится человек и в чем сейчас нуждается.

Зденек Фоукал, Home Credit Bank

Также банковское приложение должно стать финансовым помощником человека. Стремимся к тому, чтобы улучшить financial health наших пользователей. Предоставляем информацию, которая помогает грамотно взаимодействовать с разными банковскими продуктами, чтобы получать от них максимальный эффект.

– Можете дать несколько советов нашим читателям о том, как быть финансово грамотным?

– У меня есть три базовых совета. Первый – сразу, как только получите зарплату, отложите 10-20% на депозит или инвестиционный счет. Не ждите до конца месяца. Так вы будете эффективно копить.

Второй совет – нужно осознанно подходить к собственным тратам, и анализировать их. Ведь люди чаще всего теряют больше всего денег в трех сегментах: брендовые вещи, дорогие аксессуары и люксовые автомобили. Перед тем, как приобретать что-то из этого списка, подумайте, действительно ли есть ценность в подобной покупке. Особенно если ради нее придется брать кредит. Ведь по итогу выйдет очень большая разница между начальной и итоговой ценой.

Зденек Фоукал, Home Credit Bank

Третий совет – старайтесь, чтобы у вас всегда была твердая «финансовая подушка», которой можно воспользоваться в любой момент. В США обычно предлагают постоянно держать на счете $400. Правда, у 45% американцев зачастую нет в моменте такой суммы. Но желательно иметь всегда свободные деньги под рукой. Думаю, в Казахстане для «финансовой подушки» важно держать на дебетовой карте или депозите $200-300. Это поможет быть готовым к непредвиденным ситуациям и обеспечит финансовую стабильность в экстренных случаях.