Казахстанка оставила престижную работу в ИТ и в 45 лет стала преподавателем йоги

В первой части проекта «Работа 3.0» мы сформулировали 10 трендов на рынке труда, во втором поговорили с экспертом о зумерах и их карьерных перспективах. Сегодня завершаем цикл историей казахстанки, которая строила карьеру в ИТ и финансах во время расцвета автоматизации в Казахстане, а в 42 ушла на фриланс. Говорят, что ближе к 50-и на рынке труда ничего не светит, но у Сауле Атамбаевой другое мнение. Поговорили о работе программистом в 90-е и карьере с нуля, которую наша героиня построила после ухода с престижной должности.
«Будучи совсем девчонкой, автоматизировала 32 сберкассы Темиртау»
Сауле Атамбаева поступила в КазГУ в 1985 году и уже после первого курса представляла Казахстан на Всесоюзной олимпиаде по программированию. А в 1990-м стала одной из первых выпускниц по специальности «Прикладная математика». И сразу же застала расцвет автоматизации.
— Я родом из Темиртау и после университета вернулась домой. Женщины-программисты были тогда уникальны, в основном работали мужчины. Я начала работать в лаборатории, которая занималась разработкой учебных программ для обучения персонала металлургического комбината. А потом меня пригласили на работу в банк, и я, будучи совсем девчонкой, автоматизировала 32 сберкассы города. В то время был ручной учет на счетах, и я учила взрослых женщин пользоваться компьютерами и программным обеспечением. В то время в магазинах выдавали товар и продукты по чековым книжкам, и в банке каждый день учет чеков велся вручную с постоянными ошибками. Я написала программу для обработки чеков со всего города и облегчила работу — до сих пор горжусь таким вкладом в развитие родного Темиртау.

Сауле с 2-летним сыном и близкими подругами из КазГУ. С ними она дружит по сей день.
В 27 лет Сауле вышла замуж и переехала с супругом в Россию. И стала стремительно строить карьеру.

— Нашла объявление в газете — искали сотрудника в Управление федерального казначейства по Республике Марий Эл. Это структура государственного уровня, и я стала заниматься автоматизацией проведения банковских выписок.

Была заместителем начальника отдела госдоходов, ездила инспектировать Ростовскую область в составе комиссии, проверяющей на нецелевое расходование госсредств. В Йошкар-Оле прожила в итоге 12 лет, и это был прекрасный опыт.

«Были интересные проекты республиканского масштаба — попала на самый пик»
В 2003 году наша героиня вернулась в Казахстан. Но жить в родном Темиртау уже не особо хотела — город казался маленьким и тесным. Поэтому через пару лет переехала в Астану и устроилась в «НАТ Казахстан» — компанию, которая разрабатывает программное обеспечение.
— У меня был опыт работы в госорганах, а их заказчиком тогда был Налоговый комитет. Делали проект по внедрению электронной налоговой формы, и я устроилась аналитиком. Были интересные проекты республиканского масштаба с Таможенным комитетом, ЗАГСом, министерством здравоохранения — попала на самый пик. В 2008 году стала экспертом группы развития систем для финансовых органов. Но потом на рынок зашел EPAM Kazakhstan. Кадры стали утекать сначала туда, потом в НИТ. У нас началась реорганизация, мне предложили новые позиции. Но на тот момент проработала уже 20 лет. Долго думала и решила уйти. 1 февраля 2011 года написала заявление по собственному желанию.
«Работала в персональных кабинетах, с табличкой с моим именем. А тут сижу на полу, в домашней студии»
Так Сауле Атамбаева ушла в «свободное плавание» в 42 года. И следующие 2 года занималась сетевым маркетингом и продажами. Но всерьез ее эта сфера не затянула.
— Хочу отметить важный факт — у меня никогда не было терзаний, что я не на своем месте или что мне надо найти себя. Профессию я выбирала самостоятельно, на работе всегда получала удовольствие. И уходила тоже с чистой совестью и легким сердцем. И вот за 2 года освоила искусство продаж. А потом у меня начались проблемы со здоровьем. Поставили диагноз и порекомендовали операцию, но я не захотела идти по этому пути. Стала исследовать альтернативные способы, изучать, как можно регулировать свое состояние с помощью физических нагрузок. И нашла в соцсетях женщину, которая посоветовала йогу и цигун. 5 лет я ходила в зал на йогу, а потом обнаружила студию возле дома. Местная йога-тичер как раз вернулась из Индии и внезапно предложила всем желающим пройти ее курс бесплатно при условии, что будем вести занятия в ее школе.
Сауле ходила на занятия полгода, вставала в 6 утра, тренировалась и в итоге стала преподавателем йоги. А вскоре стала работать вместе со своим учителем.
— Я работала с ней еще и как администратор, фактически вдвоем вели студию. Это была домашняя студия, я придумала название Art Yoga Studio. Привлекали клиентов всеми возможными активностями. Узнала себя в новом качестве. Представьте, 20 лет работала в такой сфере, в персональном кабинете, с табличкой с моим именем. А тут сижу на полу, в домашней студии, преподаю йогу — это кардинальная разница в ощущениях.

2017 год, Сауле выступает на шоу «Давайте говорить» как преподаватель перинатальной йоги
«Итого я провела 20 лет в ИТ-сфере и финансах и 12 лет в области самопознания»
Позже Сауле пошла собственным путем и стала работать на себя. Снимала залы, набирала группы, брала корпоративные заказы. А потом прошла обучение и начала работать с беременными девушками.
— Внезапно направление с беременными стало главным. Я тогда арендовала зал как раз возле перинатального центра. И девочки оттуда ходили на занятия. Кстати, мне очень помогало среднее образование младшей медсестры, которое успела получить в юности. А в 50 лет стала организатором обучения и сама же его прошла по теме психологического консультирования и телесной терапии.

Героиня на курсах материнства, 2019 год
Сауле осваивала разные науки по работе с телом и продолжала преподавать — например, сейчас она хочет вести танцевально-двигательную терапию. Но преподавание йоги решила завершать.
— Сейчас глубже изучаю тему телесности, и мне недостаточно просто вести йогу. И этот цикл будто подошел к логическому завершению. Итого я провела 20 лет в ИТ-сфере и финансах и 12 лет в области самопознания. У меня жизнь строится 7-летними циклами, и вот сейчас опять размышляю, какие новые задачи меня ждут. Кстати, уже знаю, что хочу еще попробовать себя в качестве страхового агента.

Наши родители уходили на пенсию в 55 лет, социальная активность уже завершалась. Но сейчас продолжительность жизнь увеличилась до 80 лет, на пенсию выходят тоже позже. Поэтому нужно продолжать активно жить и находить для себя смыслы.
Наша героиня уверена, что математический склад ума помогал ей на всех этапах.
— У нас все-таки изучали культуру решения прикладных задач. Поэтому многие сокурсники сделали карьеру в разных областях. Главное — понимать, как работают алгоритмы, тогда можно применить этот стиль мышления ко всему. Поэтому я себя не позиционирую как инструктор, который просто покажет шпагат. Я лучше расскажу, как это работает и как это сделать.
Несмотря на насыщенный карьерный путь и смену маршрута в 42 года, Сауле верит в предназначение и миссию.
— Я верю, что у каждого есть предназначение. Но абсолютно нормально, если сегодня опостылело то, что воодушевляло вчера. Надо пробовать новое обязательно.