«Не романтизируйте ИТ». Честный разговор об онлайн-образовании и карьере в Казахстане

Freedom Broker О редакции
Дата публикации: 01.04.2025, 16:33
Подкаст Skillbox

Рынок профессионального образования меняется: когда-то все хотели быть юристами или экономистами, сейчас популярны айтишники. Даже бухгалтеры и менеджеры переучиваются на ИТ-специалистов, опасаясь, что в недалеком будущем их заменят технологии. Но действительно ли всем нужно уметь программировать и так ли легко научиться? Достаточно ли пройти онлайн-курсы? Если идти в ИТ, то на какую специальность? Какие навыки сейчас ценят работодатели?

Это и не только обсудили в нашем подкасте с коммерческим директором Skillbox Kazakhstan Евгением Лычковским, Chief People & Business Support Officer Тахминой Кодири и руководителем проектов в Школе предпринимательства и инноваций AlmaU Ильясом Азельхановым.

Полную версию подкаста уже можно посмотреть на нашем канале на YouTube! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые видео. А за лучший комментарий предусмотрен специальный приз Skillbox Kazakhstan.

 

ИИ не заменит людей. Но изменит работу каждого

Тахмина Кодири привела данные Всемирного экономического форума: к 2030 году 39% компетенций, существующих сейчас на рынке, исчезнут, а на их месте появятся новые. Это связано с цифровизацией. Крупные технологические компании уже начали сокращать ИТ-специалистов, в основном джунов. Однако 59% сотрудников пока не готовы осваивать новые навыки.

«Вопрос в том, как компании выстраивают стратегии переобучения. За последние пять лет мы никого не уволили и не сократили, несмотря на то, что перешли от классического телекома к диджитал оператору. Почему так вышло? Потому что быстро перестроились и запустили программы рескиллинга и апскиллинга (освоение новой профессии или повышение квалификации соответственно — прим. Digital Business). Например, человек работает в финансах, у него классные компетенции финансового аналитика: он умеет управлять цифрами, анализировать их. Если компания дает ему возможность переобучиться, он может перейти в команду роботизации и анализировать роботов», —  рассказала Тахмина Кодири.

Chief People & Business Support Officer Тахминой Кодири

Chief People & Business Support Officer Тахмина Кодири

В Skillbox Kazakhstan после внедрения искусственного интеллекта некоторых сотрудников перевели на новые позиции — в бренд-маркетинг, проектный маркетинг и креативные стратегии по развитию бренда. Это те области, где технологии не могут полностью заменить людей.

«Когда в Skillbox активно внедряли искусственный интеллект, я опасался, что копирайтеры и дизайнеры перестанут думать. Но на деле оказалось иначе. ИИ помогает раскрывать креативность. Это стало для меня большим инсайтом. Например, когда дизайнер приходит на новую работу, он первые 3-4 месяца фонтанирует идеями, но затем креативность падает. 

Взаимодействие с Midjourney позволяет иначе взглянуть на работу: сеть предлагает новые конфигурации, и дизайнер начинает мыслить по-другому. Он берет за основу идеи нейросети, добавляет свое и получает нечто новое. Если раньше пять копирайтеров писали 30 текстов в день, то теперь те же пять копирайтеров пишут 500 текстов в день. Это значительно ускоряет time to market», — говорит коммерческий директор компании Евгений Лычковский.

Коммерческий директор Skillbox Kazakhstan Евгений Лычковский

Коммерческий директор Skillbox Kazakhstan Евгений Лычковский

ИИ помогает Skillbox следить за успеваемостью учащихся и адаптировать обучение под их потребности. Такой объем информации трудно обработать вручную.

«Но в одном остаемся консервативными: не используем ИИ для проверки домашних заданий. Этим должен заниматься человек, так как ChatGPT может быть шаблонным. Не планируем менять этот подход в ближайшие годы, хотя содержать методическое подразделение дорого», — сказал Евгений Лычковский.

Почему специалисты по кибербезопасности зарабатывают на уровне топ-менеджера? 

С развитием цифровизации компании генерируют и обрабатывают больше данных. Для их защиты нужны специалисты по кибербезопасности, но на рынке Казахстана таких мало. Пытаясь победить в битве за таланты, работодатели предлагают более высокие зарплаты.   

«Для технологических компаний актуально все, что связано с безопасностью. Специалисты по кибербезопасности, DevOps, DevSecOps необходимы, но их днем с огнем не сыщешь.  К сожалению, в вузах этому пока не учат. Поэтому те, кто уже работает в этой сфере, могут стоить на уровне топ-менеджера и даже больше», — отметила Тахмина Кодири.  

Какие ИТ-курсы сейчас популярны? 

По словам коммерческого директора Skillbox Kazakhstan, на их образовательной платформе курс по Python стабильно входит в ТОП. 

«Python относительно прост, и это легкий вход в профессию. Также популярны курсы по тестированию, потому что они позволяют человеку, который еще не определился с направлением, познакомиться с разными языками и процессами. Следующий шаг после тестирования — программирование, DevOps, Frontend и так далее.

Курс по 1С-программированию особенно востребован у бухгалтеров. Сначала они хотят просто лучше разбираться в программе, а потом понимают, что могут сами дорабатывать систему. Рядовой бухгалтер зарабатывает относительно немного, но 1С-разработчик, который может настроить систему и написать код, значительно дороже», — рассказал Евгений Лычковский.

Он сообщил, что с каждым годом все больше людей проходят онлайн-курсы, чтобы освоить новую профессию. Еще три года назад таких было около 40%, а 30% просто хотели повысить квалификацию. Сейчас картина изменилась — около 70% проходят курсы для того, чтобы сменить работу. 

Онлайн-образование и ИТ — это легко?

Почему-то некоторые считают, что освоить ИТ-профессии легко. Евгений Лычковский развеял эти предубеждения. 

«В 2022–2023 годах на людей давили: “Иди в ИТ”. Мы набили немало шишек, потому что учиться людям тяжело. В какой-то момент решили идти против рынка и в маркетинге честно говорить: “Легко не будет, будет сложно. Но если вы достигнете своих целей, у вас все будет хорошо”. Даже ввели оффер: “Вернем деньги, если не трудоустроишься”. Но при этом человек должен выполнять домашние задания, учиться. Ведь обучение требует самодисциплины и мотивации. Особенно это касается сложных курсов — по Data Science, кибербезопасности», — отметил Евгений Лычковский.

Skillbox не принимает на обучение тех, кто не настроен серьезно. С ними для начала работает профориентолог. 

«На этом этапе стараемся отсеять людей, которые могут потерять мотивацию, потому что конечный результат для нас — это трудоустройство. 87% тех, кто к нам обратился, получили работу», — сообщил коммерческий директор компании.

Ильяс Азельханов прошел онлайн-курс от Skillbox, и его доход значительно вырос. Раньше он рассматривал проекты за чек с пятью нулями, а сейчас — с шестью. По его словам, учиться онлайн — удобно, но нужно правильно планировать свой день. 

«Онлайн-образование позволяет не тратить время на дорогу в университет, не носить с собой ноутбук, не напрягать спину. Ты можешь учиться в свободное время. Допустим, курс по Python разбит на теорию и практику. Две практических сессии, одна теоретическая. Теорию я могу прослушать в наушниках по дороге на работу. А сделать практические занятия — либо на обеде, либо вечером, когда приезжаю домой», — рассказал Ильяс Азельханов.

 руководитель проектов в Школе предпринимательства и инноваций AlmaU Ильяс Азелханов

Руководитель проектов в Школе предпринимательства и инноваций AlmaU Ильяс Азелханов

В Skillbox студентов учат не только теории, но и реальной работе. В конце обучения они защищают дипломный проект на основе реального кейса перед комиссией, в которую входят работодатели. Также предусмотрена поддержка карьерного консультанта.

Компаниям нужны «суперработники»

Тахмина Кодири считает, что сейчас компании нуждаются в «суперработниках», которые сохраняют старые компетенции, и при этом могут взаимодействовать с искусственным интеллектом. Чтобы найти таких специалистов, бизнес должен четко знать, какими проектами он будет заниматься в ближайшие годы и какие навыки нужны для их реализации.

«Существует некоторая романтизация программирования, что все должны уметь программировать и писать код. Мы тоже подумали, что в компании все должны быть айтишниками. Запустили девятимесячный курс по программированию для непрограммистов. Цель была понятна — закрыть джуновские позиции в ИТ-разработке. Но к тому моменту, когда курс закончился, эти позиции уже были закрыты через другие источники. Возник вопрос: что делать с ребятами, которые завершили курс? 

Кто-то, конечно, перешел в ИТ. Например, у нас есть взрослый сотрудник, который до этого обучения никогда не был айтишником, но теперь он тимлид в разработке. 

После этого кейса поняли, что такие долгосрочные программы не работают внутри корпораций. В университетах, на онлайн-курсах — да, это возможно. Но, если у тебя внутри корпорации стоит конкретная цель, она должна быть четкой и стратегически продуманной», — отметила Тахмина Кодири.  

По этому плану HR будет искать кандидатов, способных реализовать амбиции компании. Важны не только технические навыки, но и Soft skills. Компании ценят, когда сотрудник не только хорошо пишет код, но и умеет общаться, мыслить нестандартно и презентовать проект.

Смотрите полную версию подкаста на нашем канале на YouTube! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые видео. А за лучший комментарий предусмотрен специальный приз Skillbox Kazakhstan.