«Бренд нашей страны очень слабый». Стартаперы – об отношении к Казахстану в Сингапуре и Индонезии

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 26.02.2025, 16:07
Адмет Акхтер

CEO Introdex Адмет Акхтер. Фото: из личного архива Адмета Акхтера

В 2023 году казахстанец Адмет Акхтер переехал в Сингапур, чтобы запускать стартап Introdex. Дела у проекта идут неплохо: в прошлом году удалось привлечь почти полмиллиона долларов инвестиций, найти первых клиентов и выйти на оценку в $10 млн.

Адмет рассказал Digital Business, как в Сингапуре относятся к Казахстану:

– Если вы иностранец и находитесь в стране меньше трех лет, то рынок к вам только привыкает. Достижения за рубежом их не сильно волнуют. Когда речь идет о хороших чеках, нужно, чтобы вам доверяли.

Быть фаундером из нашего региона — красный флаг для инвесторов. Фонды из Юго-Восточной Азии плохо понимают, какой у тебя бэкграунд, и опасаются, что просто возьмешь деньги и исчезнешь. Если бы я был родом из страны ЮВА, даже с не самой сильной экономикой, мне бы доверяли больше. Приходится разрушать стереотипы и доказывать свою состоятельность.

Индонезия

Ержан Рыскалиев

Сооснователь стартапа Clockster Ержан Рыскалиев

 

Мнением из Индонезии с нами поделился сооснователь стартапа Clockster Ержан Рыскалиев. Он прожил полтора года в Джакарте и рассказал, как в этой стране относятся к фаундерам из Казахстана.

– В Индонезии до сих пор нет понимания, что такое Казахстан. Любое государство, заканчивающееся на «стан», для них ассоциируется с Афганистаном. Бренд нашей страны очень слабый, поэтому доверия никакого нет. Людям из Германии, Франции или США в этом плане гораздо проще.

Еще в Индонезии есть, скажем так, неписанное правило или адженда, которая звучит как Indonesia first. Из-за этого местные инвесторы действуют так. Если к ним приходит иностранец вроде меня, который делает HR-стартап, они смотрят, кто из индонезийцев предлагает что-то похожее, и дают деньги ему. Никто вообще не оценивает, хуже там продукт или нет. Из-за того, что денег хватает, они понимают, что любой талант и технологию можно купить. Таким образом индонезийцы защищают свой внутренний рынок, потому что условный я все равно буду выводить деньги куда-то в Сингапур. Им это не надо. Они в этом плане берут пример с Китая, – отметил Ержан Рыскалиев.

В тему:

«Минимальная оценка компании должна быть $5–6 млн». Казахстанец рассказал, как построить стартап в Сингапуре

«У трех ведущих фондов суммарно около $2,5 млрд в управлении». Казахстанец рассказал об особенностях стартап-индустрии в Индонезии