Казахстанец в 19 лет возглавил отдел маркетинга ИТ-компании. Вот его история

Роман Омаров
Роман Омаров из Петропавловска увлекся маркетингом еще в школьные годы. Сначала брал заказы по дизайну, потом искал себя в SMM. Сейчас ему 21 год, а он уже руководит командой из 5 человек в ИТ-компании Арида.
Digital Business узнал у парня, как в 18 лет получить работу маркетологом, а уже через год стать начальником отдела. Роман также порассуждал на тему разницы поколений и назвал главные тренды в продвижении услуг в Казахстане.
«Теория важна, но лучшая школа — это практика»
— Еще в школе увлекся дизайном, начал брать первые заказы на фрилансе. Затем устроился дизайнером в SMM-агентство в Петропавловске и параллельно изучал другие аспекты диджитал-маркетинга. В 16 лет попробовал настраивать таргетированную рекламу — и это стало настоящей точкой роста. Постепенно начал получать регулярные запросы от клиентов.
Позже стал внештатным специалистом в маркетинговом агентстве Diablo Marketing, где работал над проектами из России, Кипра, Эстонии. В какой-то момент понял, что хочу заниматься не только рекламой, но и комплексным продвижением, — так окончательно пришел в маркетинг.

Проходил различные курсы и тренинги. Из значимых могу выделить курс по маркетингу от агентства WinWin и модуль программы MBA от Тимура Сабитова. Сейчас учусь маркетингу в Московском Институте Технологий и Управления. Выбрал заочное обучение, чтобы совмещать учебу с работой. Убежден: теория важна, но лучшая школа — это практика.
Хотелось попробовать силы в крупной компании, поэтому в 18 лет начал искать работу в сфере маркетинга. Проходил собеседование в крупной компании, и там мне прямо сказали: «Вы молодой, а нам нужен человек постарше, потому что боимся, что вы будете ломать систему». Мне показалось это странным. Возраст — это вообще не показатель компетенций. Откликнулся на вакансию в ИТ-компании Арида, прошел собеседование и испытательный срок, после чего меня пригласили в штат на постоянной основе. Так стал единственным маркетологом в компании. В Ариде оценили мой опыт и стремление к развитию. Я даже на собеседовании признался, что есть области, в которых я не силен, но готов учиться.
Арида — казахстанская консалтинговая ИТ-компания, занимающаяся автоматизацией бизнеса. Ее основной продукт — учетные системы, которые помогают клиентам наводить порядок в процессах, увеличивать продажи и управлять клиентской базой.
Бизнес активно рос (сейчас в штате 110 сотрудников), и руководство решило создать полноценный маркетинговый отдел.
Предложили его возглавить — посчитали, что справлюсь. Могу предположить, что хотели доверить отдел человеку, который уже погружен в процессы компании. В нашем коллективе приоритет всегда отдается внутренним кадрам, и если сотрудник проявляет инициативу и результаты, ему доверяют больше ответственности.
Тогда мне было 19 лет. Собрал команду из пяти человек, настроил процессы и начали работу.
«Ошибки были: сначала пытался делать все сам — в итоге страдали результаты»
— Одна из моих главных задач — постоянный поиск новых каналов привлечения клиентов. Цифровая среда часто меняется, старые методы теряют эффективность, приходится быстро адаптироваться.
Конечно, не все получалось сразу. Ошибки были: сначала пытался делать все сам — в итоге страдали результаты. Иногда принимал решения больше на интуиции, чем на данных. Но со временем стал системно подходить к процессу, анализировать, тестировать гипотезы.
С опытом я понял, что лидерство — это не только про принятие решений, но и про умение выстраивать отношения в команде. Каждый человек работает по-разному: кто-то продуктивен в тишине, кому-то нужна постоянная коммуникация. Если человек профессионал, моя задача — выстроить с ним эффективную коммуникацию. Иногда говорят, что хорошему лидеру нужно разбираться в психологии. Я не считаю, что это вопрос образования. Это вопрос эмпатии. У кого-то это врожденный навык, кто-то может развить его с опытом.
Не скажу, что подстраиваюсь под каждого, но понимаю, что разные люди по-разному смотрят на работу. И если человек — профессионал, моя задача не ломать его привычки, а создать комфортные условия, в которых он сможет максимально раскрыть свой потенциал.
Работа нравится: постоянно появляются новые задачи, компания открыта к экспериментам. Особенно интересно наблюдать за трендами. Например, B2B-компании все активнее в интернете на необычных для них платформах. Имею в виду те, которые изначально не воспринимались как подходящие для B2B-маркетинга. Например, TikTok, Instagram Reels, Reddit или даже Telegram, где традиционно доминирует развлекательный и пользовательский контент. Мы тоже стали работать в этом направлении — особенно хорошо заходит контент на основе мемов. Один из роликов набрал 1 млн просмотров. Для других компаний это может быть не самые большие цифры, но в нашей отрасли это вирусный результат. Достигли его без рекламы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
«Взял от миллениалов карьерные амбиции, а от зумеров — осознанность в отношении работы и жизни»
— Когда пришел в компанию, был самым молодым сотрудником. Сейчас у нас стало больше ребят моего возраста, но в среднем коллегам 30-35 лет. Как мне удается находить с ними общий язык? Думаю, сказывается опыт ранней работы: я начал фрилансить в 14 лет и уже тогда взаимодействовал с клиентами и коллегами, которые были старше меня.
Тема разницы поколений, на мой взгляд, слегка переоценена. Встречаются люди, которые по возрасту относятся к зумерам, но по стилю работы ближе к миллениалам. Наверное, так можно сказать и про меня. Миллениалы — перфекционисты, готовы выкладываться на 200%, чтобы добиться результата. Зумеры же ценят work-life balance и не терпят давления. Я же стараюсь находить баланс между этими подходами: работать с полной отдачей, но при этом не выгорать.
Так что можно сказать, что я тот самый «пограничник» между поколениями. Взял от миллениалов карьерные амбиции, а от зумеров — осознанность в отношении работы и жизни.
Я, например, действительно ценю баланс, но если понимаю, что задача требует времени, могу задержаться на работе. Для меня важно выполнить задачу, а не уйти ровно в 18:00. Мой рабочий день длится 8-10 часов. Чтобы оставаться продуктивным, тщательно планирую задачи. Использую календарь и Trello, фиксирую все мысли и задачи, чтобы ничего не упустить. В свободное время играю в настольные игры, бильярд, встречаюсь с друзьями. Люблю читать. Если бы мог дать совет себе 18-летнему, сказал бы: «Начни читать раньше». Из последних прочитанных книг запомнилась «Маркетинг с блэкджеком и шутками» (автор — Павел Воронцов).

В ближайшие несколько лет планирую развиваться в маркетинге и в управлении. Есть мечта однажды занять более высокую управленческую позицию. А еще есть и материальные цели — квартира и машина.
Для меня главное — развитие и возможность делать что-то значимое. В идеале — реализовать проект, который изменит рынок. Например, если бы у меня был неограниченный бюджет, я бы организовал крупнейшую B2B-конференцию в Центральной Азии. А пока я продолжаю учиться, работать и получать удовольствие от процесса. Кажется, это и есть тот самый баланс, о котором все говорят.