Продал машину и квартиру ради учебы в Лондоне. История бывшего шоколатье, который стал айтишником
Азат Тураров родом из Караганды. Первый бизнес открыл еще во время учебы в университете: вместе с другом основал риелтерскую компанию, которая уже на третий месяц работы принесла $8000. После запустил кондитерский цех, где сам готовил сладости. А в 28 лет решил все бросить и войти в ИТ. Продал машину, квартиру и уехал учиться в Лондон на бизнес-аналитика. За 4 года успел поработать в EPAM и Тенгизшевройл, а затем основал свою онлайн-школу ИТ-менеджмента, где обучает будущих скрам-мастеров, проджект-менеджеров и бизнес-аналитиков.
Спросили у героя, почему он продавал успешно действующие проекты, как решился на переезд в Лондон и сколько искал работу в ИТ. Также узнали, как прошло самое провальное собеседовании Азата и насколько изменился его заработок после смены специальности.
«Бывало, за неделю зарабатывали 3-4 млн тенге»
– Первое высшее образование получил в Карагандинском государственном университете. В то время слабо понимал, чем хочу заниматься. Решил, что пойду по стопам отца и займусь предпринимательством, поэтому выбрал ближайшее полезное направление – финансы. Во время учебы начал работать: перепродавал машины, а в 19 лет вместе со знакомым открыл риелтерскую компанию. На третий месяц выручили $8000 – для молодых ребят нереальная сумма. Однако через 1,5 года продал бизнес: надоело постоянно быть на телефоне, ведь звонили в полночь и по выходным.
После бакалавриата поступил в Бизнес школу КБТУ на программу MBA. Окончил магистратуру и попал на стажировку в отдел логистики Procter & Gamble. Однако ушел до окончания практики и до 2020 года в найме не работал: управлял химчисткой, иногда занимался различными разовыми сделками по продаже квартир.
В 2016 году открыл кондитерский цех в Астане. Партнер занимался выпечкой, рецептурой и решал вопросы, связанные с производством. Отношения с клиентами, продажи, маркетинг стали моими задачами. Нужно было как-то выделиться на рынке. Начали производить и продавать шоколадные фигурки, конфеты с необычными начинками и т.д. Использовали качественный бельгийский шоколад и все делали вручную, поэтому цена товаров была довольно высокой. Со временем производство сладостей стало доходными бизнесом, особенно перед праздниками и корпоративами.
Наша технология была авторской, поэтому изначально мы не обучали ей кондитеров. Не хотели, чтобы человек узнал рецептуру, уволился и начал производить такую же продукцию в другом месте. Поэтому решил научиться самостоятельно делать конфеты и взял курс у известного московского кондитера. В таком режиме мы с партнером проработали почти два года, за это время я изготовил более 1000 сладостей. Перед праздниками или в сезон свадеб получали много заказов и зарабатывали по 2-3 млн тенге в месяц. Однажды обслуживали международные соревнования по стендовой стрельбе: продавали еду и напитки, кормили персонал. Тогда за неделю получили примерно 3-4 млн тенге.
«Планировал найти работу в Лондоне, но за 2 недели до окончания учебы началась пандемия»
– В то же время понимал, что это не мое. Хотелось меньше операционки и больше новых вызовов. Продал бизнес и начал сотрудничать с одной казахстанской ИТ-компанией. Помогал им с поиском клиентов и проектов, но с программистами практически не взаимодействовал. Именно в тот момент начал задумываться, не перейти ли мне в ИТ. Это был ноябрь 2018 года, переломный момент в моей жизни. Однажды проснулся и решил, что пора что-то менять, ведь за 28 лет ни в одной из сфер своей деятельности я не реализовался как эксперт.
Решил, что попробую отучиться в Лондоне, так как там живут друзья, и можно остановиться у них. Начал подтягивать английский: за 2 месяца мой IELTS (международная система оценки знания английского языка – прим. Digital Business) вырос с 5.5 до 6.5. Обучение оплачивал самостоятельно, поэтому выбирал не самые топовые вузы, а те, которые смогу потянуть финансово. Поступил в несколько университетов, однако больше всего понравился City University of London, специальность Business Systems Analysis. Правда, туда меня взяли с третьего раза: комиссия долго не принимала мое мотивационное письмо.
Перед отъездом продал машину и квартиру в Караганде и собрал все накопления. По моим расчетам, этих средств должно было хватить на 12-14 месяцев жизни в Лондоне. Далее рассчитывал найти работу. Радовало то, что это были не последние деньги: осталась еще недвижимость в Астане.
Когда началось обучение, меня больше всего удивил уровень мотивации и подготовки однокурсников. Большинство из них четко понимали, зачем пришли в этот вуз, как собираются развивать карьеру. А некоторые уже были действующими ИТ-специалистами с опытом работы.
В Лондоне сильно скучал по домашней еде. По сравнению с Казахстаном кухня там очень слабая, а традиционное английское блюдо fish&chips быстро надоело. Были, конечно, хорошие рестораны, но они не для студента с месячным бюджетом в 1000 фунтов (около 490 тысяч тенге по курсу на 2019 год – прим. Digital Business). Поэтому пришлось научиться готовить самому.
После учебы планировал устроиться на работу в Лондоне. Однако за 2 недели до окончания занятий началась пандемия коронавируса, всех перевели на удаленку. Сдавать экзамены и защищать диссертацию тоже нужно было онлайн, поэтому вернулся домой. 18 марта отметил свой день рождения в одиночестве, а на следующий день вылетел в Казахстан.
«За полчаса до собеседования дома отключили интернет, а мобильный почти не ловил»
– После возвращения в Казахстан полгода искал работу. Из-за карантина вакансий почти не было, никто не понимал, как работать удаленно. В апреле 2020 года попросил товарища порекомендовать меня в EPAM. Успешно прошел собеседование, но эту позицию закрыли. Изначально хотел устроиться в иностранную компанию, так как мысли вернуться в Лондон и найти там работу меня не покидали. Понял, что вакансий почти нет, а сбережения еще остались. Решил не торопиться, сдать экзамены и отдохнуть летом.
Осенью 2020 года начали размораживать вакансии и меня пригласили на собеседование для проекта компании Тенгизшевройл от вендора AtyrauTechInvest. Это был эпичный провал. За полчаса до собеседования дома отключили интернет, а мобильный почти не ловил. Успел приехать к маме и подключиться вовремя. Однако с самого начала созвона стали глючить наушники, пришлось общаться без них. И тут соседи начали делать ремонт. Плюс, оказалось, что интервью будет на английском, что только прибавило стресса. В итоге меня почти не было слышно, и через 10 минут разговор завершился. Конечно, мне отказали.
Решил набраться опыта для резюме и стал откликаться на вакансии местных компаний. Получал отказы из-за отсутствия опыта. Однако вскоре устроился руководителем ИТ-проектов в Транспортный холдинг Алматы, который занимается обслуживанием карт ONAY!. Проработал там 5 дней, и мне снова позвонили и позвали на проект Тенгизшевройл, однако уже от другого вендора – Norsec Delta Projects. Рассказал про ситуацию месячной давности, предложили попробовать еще раз. Все получилось — и меня взяли скрам-мастером на проект. Очень помог сертификат Professional Scrum Master I, который получил в Лондоне. В Казахстане на тот момент было мало сертифицированных Agile-специалистов.
Первый заработок был около $1000 (примерно 430 тысяч тенге по курсу 2020 года – прим. Digital Business), затем получил почти в 1,5 раза больше. А через полгода попал в EPAM, в команду e-commerce проекта от британского заказчика Boden. Там был единственным сотрудником из Казахстана. Набрался опыта, увеличил насмотренность и вернулся на проект в Тенгизшевройл. В итоге за 13 месяцев в ИТ моя зарплата выросла в 4 раза: максимально получал 2,5 млн тенге в месяц. Стали приходить офферы на большие суммы с релокацией в Европу. Однако уже не хотел переезжать и понимал, что увеличатся не только доходы, но и траты.
«Мне комфортнее иметь собственный бизнес»
– В 2023 году понял, что у меня уже достаточно экспертизы, и стал аккредитованным тренером Scaled Agile. Начал проводить занятия по вечерам, а позже основал онлайн-школу ИТ-менеджмента AgilePM.kz: мне комфортнее иметь собственный бизнес. Сейчас сосредоточен только на этом проекте: преподаю scrum-мастерам, проджект-менеджерам, занимаюсь индивидуальным менторством. За несколько лет школа сертифицировала более 180 человек по направлениям Scrum, SAFe, Kanban, около 280 студентов прошли различные обучения. Есть и корпоративные клиенты, которые покупают тренинги для сотрудников или обращаются за помощью в Agile и продуктовой трансформации.
Тем, кто хочет перейти в ИТ, рекомендую выявить ваши сильные и слабые стороны и решить, чем бы вы хотели заниматься. ИТ-сфера очень разнообразна, и каждый может найти направление по душе. Сначала многое будет не получаться, однако важно не сдаваться, а проанализировать, что еще вы можете сделать, чтобы повысить свои шансы на успех. И продолжать пробовать. С каждым разом будете лучше понимать, как добиться желаемой цели.
Читайте также: «Я уже алматинец». Как нидерландец открыл кофейню на Зеленом базаре