Мог уехать в Бразилию, но в 36 поменял крутую работу на неизвестность. История казахстанца
Алексей Кушнерев родился и вырос в Астане. Планировал стать переводчиком, но попал в посольство Бразилии, где проработал 12 лет на различных позициях. За это время успел получить степень MBA в университете Сан-Паулу. После ухода из дипломатии Алексей стал директором крафтовой пивоварни в Шымкенте, а через год решил попробовать себя в ИТ. Сейчас астанчанин – руководитель проектов в одной из казахстанских ИТ-компаний.
Специально для Digital Business Алексей рассказал, как встреча с послом Бразилии избавила его от множества собеседований, и почему спустя 12 лет он решил оставить стабильную работу. Также узнали, как мужчина вместо школы сомелье оказался в ИТ, и почему рекомендует посещать групповые курсы для входа в профессию.
«В посольство попал по объявлению в газете»
– Учился в 11 лицее имени Пушкина, в физмате, однако любимыми уроками были иностранные языки. Занимал призовые места на олимпиадах по английскому, поэтому легко поступил на грант в Томский Государственный Университет (ТГУ) по специальности «Лингвистика». Проучился несколько месяцев, понял, что выбрал не самое прибыльное направление и параллельно заочно пошел на второе высшее по направлению «Экономика, финансы и кредит» в Высшей школе бизнеса ТГУ.
Днем учился на инязе, а вечером на экономе. При этом хватало времени на баскетбол, свою команду КВН и подработку. Даже когда писал обе диссертации, работал переводчиком-менеджером на заводе сладостей. Кажется, для меня тогда в сутках было 40 часов.
С двумя дипломами магистра вернулся в Астану и быстро нашел работу. В разделе вакансий газеты «Из рук в руки» прочитал единственное объявление на английском языке: посольство Бразилии искало административного ассистента. Пошел на собеседование, где в коридоре наткнулся на посла. Он поговорил со мной немного на испанском и английском, а после сказал отменять остальных кандидатов.
За 12 лет поработал практически во всех департаментах: был личным ассистентом посла, занимался переводами, аналитикой и проектной деятельностью. Помогал с организацией работы бразильских дипломатов и самого посла в Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане. Лично встречался с двумя президентами Бразилии. Один раз летал в Рио-де-Жанейро на карнавал по работе – с удовольствием съездил бы еще, но уже просто как турист.
Работать с дипломатами нравилось, ведь это люди с несколькими высшими образованиями, знанием 4-5 языков и огромным опытом в международном управлении проектами. Они обучали меня португальскому, международному протоколу, делились книгами и опытом.
Я и сам не переставал учиться. Параллельно с работой в 2020 году поступил на MBA по проектному управлению в Университет Сан-Паулу – один из лучших вузов Бразилии. Программа была на португальском языке. После зачисления началась пандемия коронавируса, и учебный процесс пришлось быстро перестроить. В вузе создали студии удаленного вещания и платформу для обучения: лекции в записи, системы тестов и контроля успеваемости работали идеально как в веб-версии, так и с телефона.
Преподавательский состав – сплошь магистры и профессора. Например, дисциплины Agile и Change Management на тот момент преподавал президент бразильского чаптера PMI (локальная группа профессионалов в области управления проектами – прим. Digital Business). Единственный минус – разница во времени. Сдавать экзамены и защищать диссертацию приходилось с 3 до 5 утра. Однако справился и получил 9.8 баллов из 10 возможных.
«В день открытия нашей школы сомелье объявили карантин»
– В свободное время занимался предпринимательством. У меня было несколько своих pet-проектов, например, курсы португальского языка и переводческое агентство. Также около двух лет вместе со знакомым работал над открытием винной школы сомелье в Астане. Строили обучающую лабораторию, писали программу и учебные материалы, исследовали рынок элитных напитков, находили партнеров, поставщиков, занимались маркетингом и даже набрали несколько групп для обучения. Планировали провести открытие 20 марта 2020 года. Именно в этот день объявили карантин. Пандемия разрушила два года стараний.
Все это время продолжал работать в посольстве, но было понимание, что нужно что-то менять и идти дальше. Хотелось попробовать новое, поэтому в 2022 году уволился. На тот момент мне было 35 лет. Уходил с легкой грустью, но без каких-либо конфликтов. Более того, через год после увольнения получил высшую дипломатическую награду Бразилии – звание Кавалера Ордена Риу-Бранку. Пока что я единственный гражданин Казахстана с такой наградой.
Опыт открытия школы сомелье, а также знания по управлению проектами помогли стать директором пивоваренного завода в Шымкенте. К сожалению, спустя немного более года по семейным обстоятельствам пришлось вернуться в Астану. Занялся консультированием по антикризисному и проектному управлению и развитию бизнеса, однако постоянной работы не было.
При этом всегда понимал, что за ИТ будущее, поэтому хотел попробовать себя в этой сфере. Почти сразу поступил оффер в inDrive на позицию супервайзера бразильского офиса. Несмотря на хорошее предложение, отказался: решил, что сначала нужно прокачать скиллы, плюс давно хотел уйти в своеобразный творческий отпуск.
В семье мнения разделились. Нужно было выбрать между финансовой стабильностью и отсутствием развития или риском остаться без денег, зато двигаться дальше. Пришлось пройти сложный период, но сегодня ни о чем не жалею.
Ушел в IT «Со мной работало три ментора одновременно»
– Бороться со страхом перемен помогал системный подход: описал личные objectives and key results, разбил на более мелкие цели, поставил сроки и начал погружение.
Решил сразу обратиться к профессионалам. В какой-то период со мной работало три разных ментора: помогали определиться с направлениями поиска, улучшить резюме, правильно оформить страницу в LinkedIn, выстроить системный подход, определить метрики и тестировать гипотезы. Также был англоязычный коуч по личностному развитию. Лайфхак для всех, кто думает, что это дорого: благодаря нетворкингу можно легко найти начинающих специалистов, которые помогут и дадут много инсайтов в обмен на отзыв или рекомендацию.
Никогда не переставал быть студентом, поэтому легко погрузился в обучение. Прошел курсы по продакт-менеджменту в Product Bee, знакомился с различными ИТ-дисциплинами на курсах в GoPractise, Product Sense, изучал внутреннее устройство Web и Mobile приложений, смотрел лекции Яндекс Практикума по разными направлениям.
Прочитал большое количество литературы, в основном на русском и английском языках. Например, разобраться в основах продакт-менеджмента в ИТ помимо курсов помогли книги «Mom’s Test», «Traction», «The Lean Startup», «Thinkertoys». При изучении бизнес-анализа моей «базой» стали «Разработка требований к программному обеспечению» Карла Вигерса, «BABOK (Business Analysis Body of Knowledge)» от IIBA, «Пользовательские истории» Майка Кона и др.
Кроме книг было множество интернет-ресурсов, видео, подкастов, вебинаров и т.д. Все, что изучил сам, пытаюсь отфильтровать и собрать самое интересное в открытом телеграм-канале Geek Storage. Создал его недавно как открытую библиотеку для себя, но приглашаю присоединиться всех желающих.
Четыре месяца стажировался в американском венчурном стартап-агрегаторе, где успел поработать продакт-менеджером в TravelTech и EdTech стартапах на стадии Discovery. Получил необходимые знания и решил попробовать себя на позиции бизнес-аналитика в европейской ИТ-компании. Было несколько этапов собеседования: проверка критического мышления, устного и письменного английского, тестовое задание, техническое собеседование и финальный созвон. Такой сложный отбор позволил понять всю специфику и объем работы на ранних этапах. В компании работал над созданием банковского приложения и продолжал развивать свои скиллы.
Однако все же решил вернуться к сфере проджект-менеджмента: хотелось применить полученную степень MBA на практике. С февраля этого года работаю по специальности в казахстанской компании AG TECH. Планирую дальше развиваться в этом направлении и создать собственный курс по управлению проектами.
«Стараюсь делиться своими кейсами, где у меня был хороший, а еще лучше — плохой опыт»
– Несмотря на смену направлений, мне нравится работать в ИТ. Один из главных плюсов – понятная система развития. На любой позиции есть схема роста, hard и soft навыки, которыми нужно пополнить свой стек, чтобы встать на уровень выше. Сейчас, например, стараюсь выделять больше времени на изучение LLM и Prompt Engineering.
Еще в ИТ больше меритократии (принцип управления, согласно которому руководящие позиции должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка – прим. Digital Business). Если стараешься на 120%, то обязательно получишь результат в той или иной форме. Так работает не везде.
Возможно, поэтому во многих компаниях довольно молодые команды. С разницей в возрасте у меня проблем не было, со всеми удавалось найти общий язык. С коллегами часто консультируем друг друга. Всегда стараюсь делиться своими инсайтами, кейсами, где у меня был хороший, а еще лучше плохой опыт.
Если вы считаете себя слишком возрастным для ИТ и боитесь сменить профессию, помните: навыки, которые у вас уже есть, помогут в освоении нового направления. Мой предыдущий опыт сильно мне пригодился.
Просто начните. Чем раньше вы это сделаете, тем быстрее появится ясность в выборе направления. Самостоятельного изучения недостаточно, нужны курсы, желательно групповые. Когда рядом с вами единомышленники, гораздо легче разобраться в сложной теме. Потратьте время на стажировку: за пару месяцев «бесплатной» работы, вы получите огромный практический опыт и легче войдете в ИТ.
Читайте также: «Жалко людей: многие работают в найме и не помышляют заняться бизнесом». Как врач стала предпринимателем