Здесь был интернет. Репортаж из двора в Алматы, где снесли базовую станцию
В прошлом году на тот момент глава Минцифры Багдат Мусин рассказывал, что в Казахстане установлено порядка 20 тысяч базовых станций, из которых около 10 тысяч – 4G. Чем больше БС, тем лучше связь. Но часто операторам приходится станции… убирать. Причина — в радиофобии. В 2023-м Kcell снес около 40 БС. А Beeline Казахстан в этом году убрал 5 базовых станций только в Алматы и Алматинской области.
Мы решили узнать, как меняется жизнь одного определенного района после того, как там демонтируют важный элемент телекоммуникационной инфраструктуры. Для этого приехали в локацию, где недавно убрали базовую станцию Beeline. Измерили скорость интернета и спросили у местных жителей, как они с такой связью живут. Подробности – в репортаже.
Что показывает SpeedTest?
Отправляемся на пересечение улицы Шевченко и проспекта Сейфуллина в Алматы. Именно там мобильному оператору пришлось убрать базовую станцию. Вечером буднего дня это довольно оживленное место: помимо жилых дворов здесь расположен корпус Казахского национального медицинского университета, несколько ресторанов и кафе, а чуть дальше – стадион «Динамо».
Сначала решили проверить, какую скорость подключения предлагают три мобильных оператора Казахстана – Beeline, Tele2 и Kcell. Зашли во двор дома на пр. Сейфуллина, 520, сделали по два замера для каждого оператора и выбрали самый высокий результат. Все для того, чтобы избежать кратковременных сбоев или особенностей работы сетей в конкретный момент. Проверяли 4G-связь, так как не у всех операторов есть опция 5G.
Тесты проводили на одном смартфоне – iPhone 14 и использовали приложение SpeedTest от компании Appenvision Ltd. Настройки сервиса оставили по умолчанию, а после смены сим-карты перезагружали телефон.
Лучший результат в этом районе у Kcell – 62,39 Мбит/с. Пинг (время, за которое отправленный в сеть запрос достигает адресата и возвращается обратно) при этом был довольно низкий – 24,16 миллисекунд (мс). При повторном тесте показатели скорости ухудшились до 54,52 Мбит/с, пинг остался прежним.
Теле2 работал хуже: скорость подключения не поднималась выше 19,71 Мбит/с, а пинг в одном из тестов составил 119 мс (самый быстрый результат – 55 мс). Первый тест от Beeline показал 0 Мбит/с (неясно, это был сбой связи или глюк приложения), повторный замер – 33,35 Мбит/с. Однако пинг оказался довольно высоким – почти 81 мс.
Несмотря на разницу в показателях, подключение к интернету работало стабильно. Можно было вести переписку в мессенджерах и без задержек смотреть видео в соцсетях с любой из сим-карт.
«У нас часто пропадает связь на видеозвонках. Но такая проблема во многих районах Алматы»
Во дворе после 6 вечера немноголюдно. Удается пообщаться с Ириной, которая работает в салоне красоты, расположенном в одном из домов. Она чаще всего подключена к общественной сети Wi-Fi, и иногда фиксированный интернет в помещении пропадает:
– Что касается мобильного интернета, то у меня Kcell, который работает здесь стабильно. Правда, клиенты периодически сталкиваются с проблемами. Многим приходится подключаться к сети салона, чтобы заплатить с помощью QR-кода, так как мобильный интернет пропадает.
Сын Ирины Владислав живет в паре кварталов отсюда. На мобильный интернет молодой человек не жалуется, но вот фиксированный оставляет желать лучшего:
– Часто зависает фильм на середине или пропадает связь во время видеозвонка. Насколько знаю, такая проблема во многих районах города.
Об установке, как и о сносе базовой станции, наши собеседники ничего не слышали. По их словам, такая аппаратура им «никак не мешает». Главное, чтобы она решала проблему плохого интернета.
«Проводов становится больше, а качество интернета только хуже»
Перемещаемся в соседний двор по адресу пр. Сейфуллина, 577. На площадке замечаем несколько молодых мам. Одна из них, Анастасия, живет в доме напротив. Мобильный интернет девушка называет «так себе», но к домашнему у нее гораздо больше претензий:
– Каждый год в подъезде появляется все больше новых проводов, а качество интернета становится только хуже. Кажется, год назад было лучше, а сейчас совсем испортилась связь. Посмотреть кино или поговорить по телефону бывает просто невозможно.
Девушка не выступала за снос базовой станции, более того, даже не знала о ее установке:
– Сейчас меня волнует только плохое качество связи. Если базовая станция может решить проблему, то я только «за» ее установку. В Алматы и так плохая экология, не думаю, что базовая станция как-то ухудшит ситуацию.
«Серьезного вреда базовая станция не принесет»
Наша следующая собеседница Клара живет в этом же доме. Через год женщина отметит юбилей – 80 лет. Несмотря на преклонный возраст, она активно пользуется мобильным интернетом: смотрит видео и общается с близкими. Еще в начале 2000-х женщина стала абонентом Билайн и с тех пор «не изменяет ему». Однако качество связи в последнее время Клару огорчает:
– Мобильный интернет стал часто пропадать. Бывает, видео останавливается и появляется кружок загрузки. Так я понимаю, что телефон нужно перезагружать. Мне кажется, пару лет назад связь во дворе была лучше.
Женщина не знала, что недалеко от ее дома стояла базовая станция, и не требовала ее сноса. По словам Клары, в этом нет никакого смысла:
– Я медик по образованию, поэтому понимаю, что серьезного вреда базовая станция не принесет. Мои близкие такого же мнения. Мне кажется, местные жители не могли написать такую жалобу.
Мы пообщались еще с несколькими жителями этого и соседних дворов. Часть из них жаловались на плохое качество связи, остальных все устраивало. Тех, кто был против установки базовой станции, найти не удалось.
«Снос базовой станции обходится в 10-50 млн тенге»
В мае Digital Business спрашивал у мобильных операторов, насколько актуальна проблема радиофобии. В Кселл ответили, что «компания оказалась между молотом и наковальней»: с одной стороны, вынуждены демонтировать станцию даже по требованию одного жителя, а с другой – получают нарекания со стороны клиентов и, как следствие, штрафы от регулятора.
В Теле2 рассказали, что продолжают демонтировать базовые станции из-за радиофобии и напомнили, что «снос одной станции влияет на сигнал не только в радиусе данной точки, но оказывает воздействие и на всю связанную с ней сеть, увеличивая нагрузку».
В Билайн нам говорили, что «сталкиваются с сопротивлением, угрозами, актами вандализма, когда рвут кабели и поджигают оборудование. В некоторых случаях инженерам приходится прибегать к услугам охранных организаций».
Представители мобильного оператора отметили, что установка базовой станции требует огромных усилий, а ее снос обходится в сумму от 10 до 50 млн тенге.
На поиск нового места, повторное оформление документов и монтаж БС уходит много времени. Как найти выход из ситуации? Кажется, решение пока отсутствует.
Читайте также: Ловит или нет? Проверили скорость мобильного интернета от Beeline, Tele2 и Kcell в проблемных районах Алматы