«Вложил 360 тысяч тенге – денег пока нет». Истории вкладчиков стартапа Proportunity

О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 14.08.2024, 09:02

Фото: proportunity.kz

В начале августа Digital Business рассказывал о ситуации вокруг проекта Proportunity. Тогда несколько вкладчиков, инвестировавших с помощью платформы в недвижимость (в частности, в проект Lake Villa) заявили, что не получили в срок соответствующие выплаты. Основатель и CEO Proportunity Арман Баев утверждал, что дефолта у компании нет и «возврат средств осуществляется с дополнительной компенсацией».

После публикации материала в редакцию обратились люди, которые вложили в Lake Villa свои средства. Инвесторы уверяют, что на момент публикации не получили ни «тела» (вложенные средства), ни процентов. Несколько вкладчиков согласились поделиться своими историями — сегодня мы даем им слово. Также адресовали вопросы от инвесторов Арману Баеву.

Дисклеймер: Имена некоторых героев публикации изменены по их просьбе. Реальные данные вкладчиков, а также документальное подтверждение их сотрудничества с Proportunity есть в редакции.

Коротко. Что это за платформа Proportunity?

История краудинвестинговой платформы Proportunity началась в 2019-м году. Стартап позиционирует себя как регулируемая инвестиционная платформа в сфере недвижимости, позволяющая людям приумножать свои средства за счет коллективных инвестиций в приносящие доход объекты. Proportunity вошел в акселератор Silkway 2023 от Google for Startups и Astana Hub. Осенью прошлого года для проекта «100 стартап-историй Казахстана» мы общались с основателем Арманом Баевым о том, куда движется проект.

«В случае объявления дефолта я бы принял ситуацию»

Алишер (имя изменено) инвестирует более двух лет. Сейчас в портфеле собеседника как успешные, так и проекты, что оказались под вопросом.

– Начал инвестировать для того, чтобы обеспечить себе безбедную старость, – рассказывает Алишер. – Помимо местных проектов, вкладываюсь в зарубежный фондовый рынок. Полностью осознаю вероятность провала и принимаю решения, исходя из своих целей и риск-профиля (отношение инвестора к риску – прим. Digital Business).

К выбору площадки для инвестиций Алишер подходит серьезно:

– Вначале изучаю лицензию и проверяю, не является ли компания финансовой пирамидой. У Proportunity в этом плане все было в порядке. После ознакомился с другими проектами стартапа и посмотрел подкасты Армана Баева. Казалось, что это надежная платформа, поэтому решил диверсифицировать свой портфель и вложиться в один из объектов, предлагаемых Proportunity.

Для первого сотрудничества с Proportunity Алишер выбрал проект Lake Villa (комплекс одноэтажных вилл комфорт-класса на берегу озера в Алматы – прим. Digital Business). Условия, отмечает мужчина, были довольно привлекательными:

– Proportunity собирал у инвесторов целевую сумму – 36 155 000 тенге. За эти деньги планировали выкупить клубный дом. Таргетированная доходность — 31% годовых без учета налогов, площадь дома — 103,3 м², срок займа – 12 месяцев. «Тело» и проценты должны были выплатить после сдачи объекта. В апреле 2023 года я вложил минимально возможную сумму — 361 550 тенге + комиссия платформы в 2%.

Алишер утверждает, что в марте 2024-го связывался с Арманом Баевым, чтобы узнать, на какой стадии находится проект:

– Арман ответил, что «проект находится на стадии завершения». Согласно договору, нам должны были перечислить «тело» с процентами в мае 2024 года, поэтому я спокойно ждал. Однако деньги не поступали. 13 мая связался с менеджером Proportunity. Девушка заявила, что выплаты состоятся согласно телеграмме – в срок от 15 мая – и прикрепила pdf-файл, подтверждающий ее слова. Через некоторое время мне позвонили, уточнили номер счета и пообещали в ближайшее время перевести средства. Согласно договору я должен был получить 473 630,5 тенге (361 550 тенге +31% годовых).

Скриншоты переписок Алишера с менеджерами Proportunity

Вкладчик продолжил ждать, однако спустя две недели, по его словам, выплаты так и не поступили:

– Звонил менеджерам, но меня перекидывали с одного специалиста на другого. В итоге пообещали выплатить деньги в июле. Когда этот срок подошел к концу, перестали отвечать на сообщения. После публичного освещения ситуации ждал прямого эфира от Армана. Там он сказал, что всех уведомили о выходе из проекта 13 февраля 2024 года. Однако я никаких оповещений не получал. Наоборот, специалисты Proportunity рассказывали, что строительство продолжается.

Сообщения в чате Proportunity.kz от 13 февраля и 2 мая 2024 года

На данный момент Алишер не решил, что будет делать дальше:

– Если бы наши средства вложили, но, например, проект заморозили, я бы дождался завершения строительства. В случае объявления дефолта – принял ситуацию, так как изначально осознавал риск и инвестировал минимальную сумму. Однако здесь ситуация иная: деньги собрали, дом не купили, а людей кормили «завтраками». Пока что хочу узнать, почему нам не вернули «тело» сразу после расторжения договора с застройщиками.

При этом данная ситуация не изменила отношение Алишера к инвестициям:

– При взаимодействии с другими платформами все было понятно и прозрачно: если с проектом возникали проблемы, с инвесторами сразу связывались и разъясняли ситуацию. Однако оказалось, что так работают не все.

«Обещали провести выплаты в июле, но этого не произошло»

Корганбек Жакупов решил начать инвестировать, так как хотел научиться эффективно копить и при этом иметь пассивный доход. Сотрудничество с Proportunity – одна из первых его инвестиций.

– С компанией познакомился, когда проходил обучение в Investudy (академия финансовой грамотности – прим. Digital Business). После посмотрел несколько интервью с участием Армана Баева. Этот человек внушал доверие, – рассказывает Корганбек.

В апреле 2023 года мужчина решил инвестировать в платформу:

– На тот момент было мало активных предложений, поэтому остановился на проекте Lake Villa. Обещали таргетированную доходность от 24 до 31%. Если сравнивать с другими краудфандинговыми компаниями, то это средний показатель. Однако он выше обычной нормы доходности в Proportunity.

тенге

Фото: IStock

В апреле 2024 года Корганбеку удалось лично пообщаться с Арманом Баевым на одном из форумов в Астане. Читатель заверяет, что фаундер подтвердил: выплаты по проекту Lake Villa начнутся в начале мая.

– Однако уведомлений от компании не было. О статусе проекта узнавал у менеджеров. Они обещали провести выплаты в июле, но этого не произошло. После публичной огласки Арман написал мне в личных сообщениях, что вкладчики получат свои средства с процентами, когда у Proportunity появится лицензия от МФЦА. А на прямом эфире в Instagram и вовсе заявил, что по этому проекту было всего несколько инвесторов, которым уже вернули деньги.

По словам Корганбека, это его первая и последняя инвестиция на платформе Proportunity. Если в ближайшее время ситуация не изменится, собеседник намерен обращаться в суд МФЦА:

– Данная ситуация негативно сказалась на моем отношении к таким финансовым инструментам. Однако полностью отказываться от инвестирования не планирую: рассмотрю другие площадки для вложения своих средств. С Proportunity сотрудничать не буду.

«Компания выглядела надежной, а фаундер вызывал доверие»

Томирис (имя изменено) – инвестор со стажем. За два года женщина вкладывалась в казахстанские и зарубежные фондовые рынки, взаимодействовала с местными краудфандинговыми платформами IKapitalist и GoCrowd.

– Решила инвестировать для того, чтобы обеспечить себе достойную старость, спокойно и без страха выйти на пенсию, – рассказывает Томирис. – Перед тем, как заключить договор с Proportunity, проверяла их лицензию, изучала сайт и соцсети, смотрела подкасты Армана Баева и ролики на YouTube с его участием. Компания выглядела надежной, а фаундер вызывал доверие.

Томирис решила вложиться в проект Lake Villa. Говорит, что выбрала его из-за дополнительных гарантий:

– Менеджер рассказывала, что дом строится на земле, которая принадлежит Proportunity. Если проект не реализуют, то участок продадут, а деньги в любом случае вернут вкладчикам. Я вложила 723 100 тенге без учета комиссии платформы.

В июле 2023 года Томирис решила узнать, как обстоят дела у проекта: менеджер заверила, что «2-3 дня назад началось возведение стен». Однако в мае 2024 года, когда подошел срок выплат, на сообщения женщины в Proporunity отвечать перестали:

– Мои вопросы игнорировали и в соцсетях, и в мессенджерах. Более того, мне ограничили доступ к каналу Proportunity.kz в Telegram. Только после публичной огласки ситуации получила в WhatsApp сообщение о том, что я в конце очереди и необходимо подождать.

Скриншот с телефона Томирис, подтверждающий блокировку собеседницы в Telegram-канале Proportunity.kz

Сейчас Томирис волнует несколько вопросов:

– Хочу понимать, почему инвесторам не вернули деньги сразу после того как решили не покупать дом? Зачем писали, что дом строится и вводили нас в заблуждение? И где в итоге наши деньги?

Несмотря на негативный опыт, отношение женщины к инвестициям не изменилось в худшую сторону. Томирис планирует продолжить вкладывать средства в различные проекты других компаний:

– Даже если Proportunity вернет мне «тело» с процентами, с этой компанией больше никогда не буду сотрудничать.

«Сейчас проводим внутреннее расследование»

После общения с нашими читателями, которые инвестировали через платформу Proportunity в проект LakeVilla, мы попросили дать комментарий CEO и основателя Proportunity Армана Баева. Редакция Digital Business направила ему следующие вопросы: 

Арман Баев

Арман Баев. Фото: Батыр Аубакиров

1. Инвесторы Proportunity, обратившиеся в нашу редакцию, утверждают, что ваша платформа не уведомила их о выходе из проекта LakeVilla. По словам вкладчиков, им не приходили сообщения об этом, а также не было никакой информации в Instagram-аккаунте Proportunity и в Telegram-канале для инвесторов. Можете рассказать, почему произошла проблема с коммуникацией?

2. В какой момент вы решили выйти из проекта LakeVilla? Инвесторы утверждают, что это произошло в мае 2023 года. Насколько эта информация соответствует действительности?

3. Инвесторы спрашивают, почему Proportunity сразу после отказа от сделки с LakeVilla не вернула им вложенные средства, которые предназначались для инвестирования в данный проект?

4. Также вкладчики интересуются, куда делись их средства, с учетом того, что сделка Proportunity по покупке недвижимости в LakeVilla не состоялась?

5. Еще людей интересует, почему, если заранее было понятно, что проекта с LakeVilla не будет, им не предложили другие проекты для инвестирования?

6. Можете сказать, когда инвесторы получат назад «тело»?

7. Будете ли вы выплачивать людям полагающиеся проценты, либо некие пени?

8. Сколько сейчас инвесторов ожидают возвращения своих средств?

На момент публикации Арман Баев не ответил на все наши вопросы (мы опубликуем ответы, как только их получим), однако дал краткий комментарий:

– Мы сейчас проводим внутреннее расследование и готовим материал в суд. Касательно уведомлений: мы всех уведомили должным образом и работаем в рамках договора. Зачастую многие не проверяют папку спам, меняют номера и так далее.

Ранее в интервью Digital Business Арман Баев отмечал:

– Вывод инвесторов из таких объектов – болезненный и затратный по времени вопрос. Я бы не сказал, что у нас дефолт. Дефолт – это когда теряют средства. В нашем случае никто их не потерял, так как возврат осуществляется с дополнительной компенсацией. Что касается остальных проектов, то они идут в штатном режиме, к ним вопросов нет.

Также Арман утверждал, что Proportunity «берет стандартные обязательства, как у всех платформ, но в дополнение стараемся сохранить все вклады инвесторов и вернуть средства заемщиков»:

Арман Баев

Фото: Батыр Аубакиров

– В случае, если это затягивается, начинаем выплаты из собственных средств и плюсом стараемся компенсировать ожидания. У меня такая жизненная философия: если кто-то дал мне деньги, то я должен не потерять их. Для меня важно вернуть вверенные мне средства. Мы делаем все возможное, что зависит от нас. Также дополнительной процедурой внутри компании становится появления очереди, в порядке которой идут выплаты. Я считаю, это лучшее, что мы можем сделать.

Читайте также: «2 месяца без зарплаты»: разбираемся, что происходит со стартапом Qtap