«Мы создаем цифровую экосистему для всей железнодорожной отрасли»: продолжение истории стартапа Networks Energy
Несколько лет назад казахстанская компания Networks Energy разработала сервис, который оцифровал почти весь бумажный документооборот в сфере ЖД-перевозок. О том, как работает эта система, Digital Business рассказывал в прошлом году.
Спустя год Networks Energy проанонсировала запуск нового продукта — цифровой экосистемы, которая позволит государству и бизнесу зарабатывать на перевозках гораздо больше и сделает индустрию понятной и прозрачной для всех участников. В новом интервью СЕО компании Бахыт Ержанов рассказал, как будет работать сервис.
«Нашим продуктом уже пользуются 100% всех грузоотправителей в Казахстане»
– Бахыт, расскажите, что изменилось в Networks Energy за год?
– Мы выросли на 20% по выручке и на 30% расширили штат сотрудников. Также увеличили клиентскую базу. Теперь с нами работают все казахстанские ЖД-перевозчики, нашим партнером стал крупнейший оператор вагонного парка – Казтемиртранс, входящий в группу КТЖ. Параллельно заключаем партнерское соглашение с Назарбаев университетом для решения задач в области транспортных инноваций. Будем привлекать талантливых студентов и выпускников на проекты с использованием AI в грузоперевозках.
– Что нового внедрили в ваш ключевой продукт – автоматизированную систему управления «Договорной и коммерческой работой» (АСУ ДКР) ?
– За это время существенно расширили функционал платформы. Например, разработали калькулятор транзитных тарифов. Он рассчитывает стоимость перевозки иностранных грузов по территории Казахстана. До этого решения счета за такие услуги выставляло КТЖ, причем вручную и уже после того, как поезд покинул нашу страну. Теперь благодаря калькулятору все расчеты можно проводить заранее — это помогает избежать дебиторской задолженности.
Еще внедрили модуль для оформления документов на подъездных путях. Он упрощает оформление документов при работе на подъездных путях при таких операциях как подача\уборка и простой вагонов, оформление штрафов и сборов. Теперь документация оформляется безбумажно — и нет необходимости в физическом присутствии клиентов и приемосдатчиков. Также продолжаем интеграцию с платформой «Астана-1» по автоматическому выпуску транзитных деклараций и с системой таможенного оформления KEDEN.
Благодаря договору с Казтемиртранс автоматизировали ряд операций между собственником вагонов и перевозчиком, и в целом расширяем функционал АСУ ДКР для собственников вагонного парка.
– Ранее в интервью вы рассказывали, как оцифровали документооборот для грузоотправителей. Расскажите, над чем работаете сейчас?
– Нашим продуктом уже пользуются 100% всех грузоотправителей в Казахстане, через нас проходят 99% всех внутренних и экспортных перевозок. Сейчас мы решили пойти дальше и создать единую цифровую экосистему железнодорожной отрасли, которая охватит всех ее участников.
Экосистема поможет постепенно оцифровать все бизнес-процессы в ЖД-перевозках. Пока АСУ ДКР упрощает доставку грузов только для двух участников индустрии – перевозчика и грузоотправителя. Но для автоматизации целой отрасли нужно подключить собственников вагонов, экспедиторов, владельцев подъездных путей. А это еще около 1500 участников.
Как все обычно происходит: сначала грузоотправитель подает заявку в КТЖ, согласовывает план перевозок на следующий месяц и собирает все необходимые документы. Этот этап мы оцифровали, но дальше нужно найти вагоны, экспедитора и обязательно договориться с владельцем подъездных путей.
Сейчас грузоотправитель должен лично присутствовать на переговорах со всеми участниками перевозок и собрать кипу бумажных документов. В итоге процесс получается долгим и непрозрачным. Это существенный недостаток процесса, поэтому пришла идея создать единую цифровую экосистему, где все участники могли бы взаимодействовать друг с другом гораздо быстрее и удобнее.
«Наша экосистема поможет сократить штрафы за простой вагонов»
– Зачем эта экосистема нужна самим участникам ЖД-перевозок?
– Организация ЖД-перевозок включает множество этапов и подпроцессов. Например, чтобы согласовать отправку груза с собственником вагонов, нужно отправить несколько платных телеграмм. То есть технология мало чем отличается от телеграфа, которым пользовались еще 100 лет назад.
Сначала грузоотправитель должен получить разрешающую телеграмму на использование вагонов от их собственника. Потом ее нужно распечатать и передать на станцию товарному кассиру, который собирает заявки на отправку грузов и проверяет все сопроводительные документы.
Наша цифровая экосистема позволит бесшовно согласовывать все бюрократические операции в единой среде. Перевозчику и товарному кассиру останется только нажать кнопку для отправки груза. Таким образом грузоотправители значительно сэкономят время на прохождение всех процессов и сократят затраты на проверку документов.
Пользу из автоматизации извлечет и национальный перевозчик. Часть заявок грузоотправители подают в КТЖ «на всякий случай», так как план отправок составляется минимум за месяц вперед. Соответственно, из 100% заявок примерно 30% берутся «про запас». Но перевозчик рассчитывает мощность инфраструктуры из расчета всех поданных заявок. Получается, кому-то из отправителей в итоге откажут.
Когда наша система охватит всех участников перевозок, в КТЖ будут поступать только подтвержденные и полностью согласованные заявки. Соответственно будет проще планировать нагрузку на жд-инфраструктуру и составлять точный график движения поездов. Также наша экосистема поможет сократить штрафы за простой вагонов и снизить коррупционные риски.
Экспедиторам новый функционал позволит безопасно управлять средствами на лицевых счетах в системе КТЖ, а владельцам подъездных путей поможет точнее спланировать нагрузку на инфраструктуру. Например, сколько вагонов для погрузки и разгрузки она сможет принять. Это не считая доступа к клиентской базе.
«Через самого крупного участника пилотного проекта проходит от 5 тыс. отправок грузов в месяц»
– Вы могли бы подробнее описать роль экспедиторов в ЖД-перевозках и почему они рискуют потерять деньги?
– Железная дорога работает по предоплате, и оплатить услуги КТЖ можно только со специального лицевого счета. Чтобы его открыть, нужно пройти длительную процедуру со сбором документов и проверками. Потом в КТЖ создадут цифровой счет на имя грузоотправителя и присвоят ему номер. В дальнейшем перевозчик может списать с него нужную сумму за свои услуги.
Если отправитель по каким-то причинам не может сделать предоплату, то договаривается с компанией-экспедитором, у которой есть лицевой счет и средства. В таком случае КТЖ может списать деньги у посредника, а его клиент позже возместит затраты.
Бывали случаи, когда грузоотправители оплачивали перевозки по номеру счета какого-нибудь экспедитора, не ставя его в известность. Наша система поможет избежать таких ситуаций. Грузоотправитель не сможет использовать лицевой счет экспедитора без предварительной проверки в АСУ ДКР при оформлении электронных перевозочных документов. Плюс система избавит экспедиторов от лишней бумажной волокиты с отправкой телеграмм.
Железная дорога через Казахстан – это самый быстрый способ доставить товары из Китая в Европу. Весь путь занимает от 10 до 15 суток, а сохранность груза значительно выше по сравнению с морскими перевозками. Из-за геополитической ситуации изменилась логистика и нашего северного соседа, вырос спрос на транзитные перевозки через Казахстан. На этом фоне роль экспедиторов в организации ЖД-перевозок стала еще заметнее.
– На каком этапе сейчас реализация концепции экосистемы?
– Как раз в августе запускаем пилотный проект совместно с КТЖ и ассоциацией Национальных экспедиторов. Уже презентовали коллегам функционал и начали разработку. Он включает:
- Агрегацию всех заявок в формате единого окна
- Согласование с клиентами внутри системы
- Контроль лицевого счета и управление средствами.
Позже подключим разные сервисы, например, заключение договора между клиентами и экспедиторами онлайн.
В рамках пилота будем сотрудничать с тремя экспедиторскими компаниями разного масштаба, чтобы лучше понять их потребности и специфику работы. Например, через самую крупную проходит от 5 тыс. отправок грузов в месяц. Первые результаты, думаю, получим в конце августа. Дальше начнем подключать других экспедиторов, которых в Казахстане больше 900.
«Наши специалисты уже решают прикладные транспортные задачи с помощью ИИ»
– В АСУ ДКР есть функционал для транзитных перевозок. Но он, наверное, вряд ли может работать без взаимодействия с аналогичными системами в странах-соседях. Расскажите, с какими иностранными системами уже интегрирована ваша платформа?
– Мы провели интеграцию с таможенной системой РК и ее аналогами в России, Узбекистане, Азербайджане и Китае. Например, с РФ и КНР у нас полностью налажен автоматических обмен данными о перевозках. Все страны видят, какой груз заезжает на их территорию и ее покидает. Также готовы к интеграции с транспортными системами по другим видов перевозок.
– Насколько текущая версия платформы АСУ ДКР безопасна с точки зрения хранения и обмена данными?
– В апреле 2024 года получили пять протоколов соответствия требованием кибербезопасности от Комитета по ИБ при МЦРИАП. По законодательству перечень включал проверку чистоты кода, защищенность серверный инфраструктуры и другие меры. Конечно, совершенству нет предела, поэтому мы с национальным оператором каждую неделю обсуждаем, как улучшить продукт.
– Поделитесь вашими дальнейшими планами по развитию продукта?
– В ближайшие месяцы подключим к нашей системе собственников вагонов и владельцев подъездных путей. Также будем углублять интеграцию с ИТ-системами по другим видам транспорта. Думаю, через год получим результаты.
Еще развиваем AI-технологии. Например, создали помощника —чат-бота, который отвечает на вопросы по законодательству, бизнес-процессам и процедурам в сфере ЖД-перевозок. Наши специалисты уже решают прикладные транспортные задачи с помощью ИИ, требующие сложных расчетов, где человек сам не справится. Другое перспективное направление – визуализация железной дороги в реальном времени для планирования маршрутов.
В этом году планируем провести масштабный хакатон с задачами от разработки оптимального графика движения поездов до создания цифрового двойника железной дороги. Думаю, он будет интересен и для нас, и для талантливых студентов.