В начале июля стало известно, что восьмилетние казахстанки Аиша Есет и Ева Журкина разработали мобильное приложение IHear. Оно предназначено для детей, перенесших операцию по установке кохлеарных имплантов во внутреннее ухо. Эти электронные устройства помогают людям с потерей слуха слышать окружающие звуки. Восстановленный таким образом слух отличается от обычного и требует продолжительной реабилитации. IHear помогает таким детям в игровой форме развивать речь, понимать и запоминать новые слова. Осенью школьницы будут презентовать свой проект на английском языке в Кремниевой долине на финале конкурса Global Technovation Girls 2024.
Успех малышек удивил казахстанцев. Многие задавали вопрос: «Как это возможно? Ведь им всего по 8 лет». Digital Business решил это выяснить у родителей ИТ-гениев. Гульдана Есетова и Снежана Журкина поделились своим родительским опытом и рассказали, как они мотивируют дочерей заниматься программированием. Поговорили также о примененных методиках раннего развития, характере и мечтах юных разработчиц.
«Разработала настольную игру для изучения казахского языка»
Снежана Журкина живет в Усть-Каменогорске и работает бизнес-аналитиком в ИТ. А ее дочь Ева к 8 годам уже знает основы программирования. Казахстанка рассказала, что дочери нравится не только кодить:
— Ева — ребенок-энерджайзер. Она все время в движении: бегает, прыгает, генерирует идеи. Она занималась фигурным катанием, теннисом, вокалом. Училась в художественной студии и была радиоведущей. В свободное время гуляет с друзьями, рисует комиксы, читает книжки про магических принцесс.
Создавала и свои проекты. Например, Ева разработала настольную игру для изучения казахского языка. Этот опыт помог и при создании приложения IHear. Считаю его важным и для себя, так как выступила ментором для команды. Составляла план работ, следила за сроками, помогала при возникновении сложностей, поддерживала командный дух.
В результате получилось сделать работающее приложение в демонстрационной альфа-версии (на ранней стадии разработки — прим. Digital Business). Основной раздел — обучающий. С помощью анимированных карточек и видео пользователь учится различать речевые и неречевые звуки, тренируется их произносить. Также в приложении есть упражнения на развитие памяти и артикуляции. Используем и искусственный интеллект, а именно компьютерное зрение. Иногда малышу трудно печатать и произносить слова. Тогда он может загрузить фотографию, приложение распознает, что на ней изображено, и подберет упражнения на эту тему.
Думаю, что в воспитании детей важно дать представление о многообразии мира. Нужно довериться ребенку и предоставить свободу выбрать дело по душе. В этом плане мне близка методика Монтессори (образовательный подход, при котором дети самостоятельно учатся через взаимодействие с окружающей средой — прим. Digital Business).
Родителям нужно в первую очередь заниматься собственным развитием. Уверена, что мамам и папам надо гореть своей работой, профессией или хобби. Человек, который любит то, чем занимается, — идеальный учитель для ребенка. Так мы демонстрируем детям ценность постоянного обучения и саморазвития.
Мне как ИТ-специалисту всегда хотелось увлечь Еву технологиями. У меня был гибридный график (сейчас я в декретном отпуске), и Ева могла наблюдать, как я работаю. Знала, как организован мой день, видела, как происходит брэйнсторминг на созвонах, задавала вопросы. Сама часто делилась с ней чем-то интересным, рассказывала, как можно решить проблему с помощью ИТ.
Программировать Ева умеет с 6 лет. Занимались с ней самостоятельно: с помощью игровых наборов, по учебникам, карточкам, онлайн-ресурсам, которых сейчас много в свободном доступе. Учили Scratch — визуальный язык программирования для детей. Могу посоветовать бесплатную платформу для изучения языка и учебники Дениса Голикова «42 проекта на Scratch 3» и «Scratch 3 на карточках».
Пока у Евы есть интерес к программированию, продолжим углублять ее знания. Даже если в дальнейшем ее профессия не будет связана с ИТ, с ней навсегда останется способность мыслить системно. Навыки исследования и управления проектами важны в любой сфере.
Сейчас Ева говорит, что хочет создавать комиксы и разрабатывать игры. У нее исписаны целые тетради с набросками будущих проектов.
«Учится программировать с помощью Minecraft»
Гульдана Есетова сейчас учится на магистерской программе «Лидерство в образовании» в Назарбаев Университете. В этой сфере у нее большой опыт. Астанчанка поделилась, что ее дочь Аиша — разносторонний ребенок:
— Аиша увлекается чтением с 5 лет. С 6 читает на английском языке. Сейчас ее особенно интересуют книги о финансах. Любит головоломки и умеет собирать кубик Рубика с детского сада. Занимает призовые места в разных школьных соревнованиях: от конкурса юных писателей до олимпиады по английскому. Ходит на кружки по вокалу и рукоделию, занимается плаванием. А еще ей нравится робототехника и программирование. И все это — по инициативе Аиши. Ей действительно многое интересно, и она обожает узнавать все новое. Чем бы Аиша ни занималась, она делает это с удовольствием и чаще всего самостоятельно: ищет и анализирует информацию, задает вопросы, всегда пытается докопаться до сути. Окончила второй класс на «отлично». Аиша ответственно относится к учебе.
С ИТ Аиша знакома с 7 лет. Занимается робототехникой по набору Spike Lego Education и создает мини-мультфильмы в программе FlipaClip. Также изучила язык программирования Scratch. Недавно начала осваивать Python с помощью игры Minecraft Education.
На программе Technovation Girls Аиша познакомилась с MIT App Inventor — веб-сервисом для разработки и создания Android-приложений. С помощью него девочки и создали IHear. Анимированные картинки и логотип Аиша нарисовала и разработала самостоятельно. Для нее это был важный проект еще и потому, что первым человеком, кто протестировал приложение, была ее подруга Айлин. У девочки с рождения нет слуха, она носит кохлеарные импланты. В таких случаях нужна специализированная программа реабилитации для развития речевых навыков.
Аиша и дальше хочет продолжать развиваться в ИТ. Мы с мужем активно интересуемся планами на будущее нашей дочери. Поддержим ее в любом начинании.
Как-то Аиша читала детскую книгу по финансовой грамотности и завела три дневника по совету героя — целей, достижений и благодарности. Еще до участия в Technovation Girls Аиша записала в дневнике целей, что хочет учиться в Стэнфорде, который находится в Кремниевой долине. Планируем его посетить этой осенью. Это удивительно и еще раз доказывает, как важно записывать свои цели. Получается, Аиша своим участием в Technovation Girls уже в 8 лет начала приближаться к мечте.
Как и многие родители, мы с мужем заняты работой, учебой, семейными обязательствами, но всегда стараемся выделять время для ребенка. Вот несколько принципов, которых придерживаемся.
1. Работать над собой и воспитывать себя, а не детей.
Например, если есть правило — не пользоваться гаджетами более одного часа в день, то это должно касаться всех членов семьи, а не только ребенка. Мы — главная ролевая модель для своих детей. А совместное чтение перед сном, на мой взгляд, — это наилучший способ привить любовь к книгам.
2. Поддерживать интересы ребенка и помогать их развивать.
Стараюсь найти самые эффективные и быстрые техники по развитию навыков. С помощью методики по изучению английского языка для детей Skylark English Аиша научилась читать на английском уже в 6 лет. Сейчас она самостоятельно находит и использует обучающие ресурсы, такие как Vooks, Duolingo, Lingokids, Khan Academy Kids и многие другие. Аиша сама проявляет интерес к языкам, программированию, чтению и рисованию.
3. Искать сильные стороны.
В 5 лет Аиша прошла профориентационный тест от профессора Александра Князева. Результаты показали, что у нее есть способности к ИТ, шахматам, рисованию и многим другим областям знаний. В результате, Аиша сама проявила интерес к этим направлениям и начала посещать соответствующие кружки.
4. Использовать методики раннего развития и изучать книги по психологии детей.
С рождения Аиши много изучала литературу по развитию детей. Вот некоторые книги:
— Лучшие методики раннего развития: Монтессори М., Доман Г., Зайцев Н., автор — И. Мальцева;
— Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей, Дж. Готтман, Дж. Деклер;
— Давид и Голиаф. Как аутсайдеры побеждают фаворитов, М. Гладуэлл;
— Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего? М. Гладуэлл;
— Богатый ребенок, умный ребенок, Р. Кийосаки, Ш. Лектер.
Также используем методику Шамиля Ахмадуллина для улучшения памяти и скорочтения. К примеру, таблицу умножения Аиша выучила за 3 дня по 30 минут в день занятий.
5. Поощрять любовь к чтению.
С рождения читаю дочери книги перед сном. При этом считаю, что важно подбирать их по возрасту. Например, когда Аише было 3 года, прочитала ей «Маленького принца» Сент-Экзюпери, но повесть ее не заинтересовала. Однако в 5 лет произведение ей понравилось. Скажу больше — через подобные книги прививаются правильные ценности и развивается эмпатия.
Аиша любит разные книги, но ее фаворит — «Фантазеры» Н. Носова, которую она готова читать и слушать бесконечно. Последние прочитанные Аишей книги — все истории про Изадору Мун и Мирабель, в том числе на английском языке, книги по финансовой грамотности «Пес по имени Мани» Б. Шефера, «Расскажи мне о деньгах» Э. Холла, «Arman’s Piggy Bank» автора A. Keen.
Выводы
Как воспитывают 8-летних ИТ-гениев? Семь советов от родителей:
- Предлагать разные кружки. И Аиша, и Ева занимаются спортом, творчеством и программированием.
- Искать ресурсы и технологии, разработанные для обучения детей. Это язык программирования Scratch (его могут освоить даже дети, не умеющие читать) и игра Minecraft Education.
- Поощрять исследовательскую и проектную деятельность. Ребенку под силу создать настольную игру или даже приложение (при условии, если будут помогать взрослые).
- Малышу будет интереснее создавать продукт, который можно применить в жизни. Помочь подруге — лучшая мотивация.
- Методики раннего развития (например, Монтессори) могут научить детей познавать мир осознанно. Таким образом, ребенку будет интересно изучать новое, в том числе языки программирования.
- Хорошо, когда родители увлечены делом, которым занимаются. Так показываем, что работа может приносить радость и смысл, а это важный урок на всю жизнь.
- Поощрять любовь к чтению. Можно начать читать вслух перед сном и сделать это традицией, а в дальнейшем, когда ребенок научится читать, предлагать ему делать это самостоятельно.
Читайте также: «Собрал капитал на хороших оценках»: История 9-летнего предпринимателя, влюбившего в себя казахстанцев