Летом 2022 года Digital Business писал о казахстанском стартапе Alaqan – решение в сфере биометрической идентификации личности с помощью рисунка вен ладони. Уникальный проект запустили предприниматели из Алматы Берик Нурымбетов и Александр Мосин. Тогда мы рассказали, чем их технология лучше FaceID и почему она может стать качественной альтернативой QR-платежам.
Спустя 2 года решили узнать, как обстоят дела у проекта сейчас. Удалось ли Alaqan стать платежным инструментом? Сколько пользователей у решения? На каких рынках представлен стартап? На эти и другие вопросы специально для рубрики «Ретроспектива» ответил Александр Мосин.
Коротко. О чем история
Несколько лет назад Берик Нурымбетов создал специальный датчик, который с помощью инфракрасного диапазона сканирует обе ладони и «записывает» рисунок вен в базу данных. Благодаря этому можно проходить через СКУД (системы контроля и управления доступом) и даже расплачиваться в магазине. При этом не нужны ни карты, ни смартфоны. Достаточно провести ладонью над датчиком и необходимая операция будет выполнена.
На создание стартапа вдохновил японский профессор
Берик Нурымбетов пришел в ИТ больше 20 лет назад. По началу он занимался администрированием сетей и программированием в найме. А в 2015 году решил уйти в бизнес и создал компанию по разработке мобильных приложений и других технологических экосистем:
– Всегда стремились делать что-то новое, чего еще нет на рынке. Для этого постоянно изучал статьи в зарубежных журналах, где разные ученые делятся своими мыслями по созданию новых технологий. И вот один японский профессор расписал теорию, что для считывания биометрических данных лучше всего подходит рисунок вен ладони. Дело в том, что он уникальный для каждого (даже различается на левой и правой руке одного человека) и при этом не меняется в течение жизни даже при получении механических повреждений. Решили с командой реализовать все на практике, создав «железо» для считывания рисунка вен и софт для обработки данных, чтобы впоследствии наш продукт можно было интегрировать со СКУД-системами в различных организациях.
Решив все вопросы с «железом», команда занялась разработкой софта на основе нейронных сетей: программа получает от сканера рисунок вены ладони, зашифровывает его в хеш-код и записывает в базу, которая находится на защищенных серверах.
$200 тысяч вложений и первые продажи
В общей сложности на создание Alaqan к августу 2022 года потратили около $200 тысяч. Этой суммы хватило на апробирование оборудования, закупку лицензий и ПО для поддержки нейронной сети. Также, отмечает Берик Нурымбетов, удалось проверить гипотезы, чтобы понять потребности рынка:
– В 2021 году пошли первые продажи: стали устанавливать и подключать Alaqan в учреждениях здравоохранения, аэропортах, школах, университетах и предприятиях в государственном и квазигосударственном секторах. Всех заинтересовал продукт, так как он повышает уровень безопасности: посторонний человек, как и уволенный сотрудник, уже не сможет зайти на закрытую территорию. Подобные меры также помогают предотвращать воровство.
Альтернатива банковским картам, QR, Apple Pay и другим способам оплаты
Также стартаперы планировали сделать из Alaqan финтех-решение, чтобы с помощью ладони можно было, например, расплачиваться за покупки в магазине. Для реализации такой задумки в начале 2022 года к проекту присоединился ИТ-предприниматель Александр Мосин, который в середине 2000-ых запускал один из первых интернет-магазинов в Казахстане:
– Alaqan уже находится на стадии обсуждения сотрудничества с рядом банков Казахстана. Предлагаем свое решение в качестве альтернативы smart-платежам таким, как QR-код, Apple Pay и так далее. В чем наши преимущества? Во-первых, это принципиально новый способ конкуренции на уровне привычки. Во-вторых, банки могут уменьшить косты на посредников, так как платежи будут проходить напрямую по линии банк-покупатель. В-третьих, такое решение позволяет уменьшить расходы на содержание POS-терминалов – сканер Alaqan дешевле и проще в использовании.
Около 35 тысяч пользователей и планы по масштабированию
В августе 2022 Alaqan монетизировался только за счет использования СКУД-систем: в общей базе тогда имелось около 35 тысяч уникальных пользователей с двумя отсканированными ладонями.
– На данный момент сложно сделать конкретный прогноз, сколько людей зарегистрируется в нашем системе и какой объем рынка в Казахстане можем занять. Сфера СКУД-систем исчисляется несколькими миллиардами долларов, рынок безналичных платежей – больше $90 миллиардов. Но у нас стратегия по чуть-чуть заходить в разные сферы. Казахстан, благодаря высокому уровню цифровизации и интересу граждан к инновациям, – самый подходящий рынок для тестирования гипотез. Тут проверяем наши сервисы и продукты, чтобы потом выходить в другие страны. К примеру, в ОАЭ, США или Латинскую Америку, где рынок поинтереснее, – рассуждал Берик Нурымбетов.
Что со стартапом в 2024 году?
Александр Мосин говорит, что за 2 года в проекте многое трансформировалось. К примеру, в декабре 2023 года Alaqan запустил прием биометрических платежей совместно с партнером (платежной организацией) и открыл возможность принимать интернет-транзакции в офлайне. Однако в целом вектор стратегии не изменился:
– Держим фокус на развитии сервиса оплаты ладонью (Alaqan Pay), развиваем продукт (Alaqan Mektep) для школ и государственного сектора в целом. Сильно улучшились технологически, что открывает большие возможности для выхода наших продуктов в мир.
Видим, что гипотеза с платежами подтверждается. Те пользователи, которые начали оплачивать ладонью, спустя 3-5 раз постоянного использования перестают даже доставать девайс из кармана. Сейчас, к примеру, ладонью можно расплачиваться в сети кофеен Traveler’s Coffee. Нужно только скачать приложение Alaqan и привязать к нему любую платежную карту.
Внимание от банков, сотни клиентов и планируемая выручка в $2 млн
– Банки только сейчас стали обращать на нас внимание. Раньше не верили в такую технологию. Но ситуация меняется. Во многом благодаря мировым гигантам, таким как Amazon и Tencent, которые развивают похожие биометрические технологии. Сейчас ведем переговоры с тремя крупными банками в Казахстане.
Попутно приближаемся к отметке в 200 тысяч пользователей. До конца года хотим удвоить их количество. В общей сложности у нас более 100 клиентов, а также 200+ новых подписанных контрактов, которые сейчас отрабатываем. Год планируем закрыть с выручкой в $2 млн. Ее большую часть формирует проект Alaqan Mektep. Однако рассчитываем, что в следующем году взлетит и Alaqan Pay.
Также есть планы в этом году поднять инвестиции по двум проектам. Привлеченное финансирование направим на расширение команды и масштабирование.
Запуск в Саудовской Аравии и создание биометрической международной платежной системы
– Мы на завершающей стадии прохождения песочницы (особый правовой режим, позволяющий юридическим лицам, занимающимся разработкой новых финансовых продуктов, проводить в ограниченной среде эксперименты по их внедрению без риска нарушения законодательства – прим. Digital Business) и получения лицензии в Саудовской Аравии. Если говорить о международной экспансии, то смотрим в сторону стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Однако запросы по сотрудничеству приходят со всего мира, так что мы еще присматриваемся.
Сейчас стремимся отработать первый кейс по покрытию нашими платежными технологиями в рамках целой страны. Пока точно не знаем, где быстрее это произойдет – в Казахстане или Саудовской Аравии.
Долгосрочные планы – создать новую биометрическую международную платежную систему и многофункциональную образовательную экосистему с присутствием в странах, где система образования похожа на казахстанскую. Также в ближайшие пару лет хотим с проектом Alaqan Pay охватить весь Казахстан и Саудовскую Аравию, а также выйти в новую страну с проектом Alaqan Mektep.
От редакции. Впервые этот текст был опубликован в августе 2022 года.
Читайте также: Отказалась от большой зарплаты в Amazon ради стартапа. Казахстанка покоряет Кремниевую долину