В поисках гениев. Учительница из Казахстана хочет найти нового Цукерберга и Маска

О редакции Нас 300 тысяч! Расскажи о своем бизнесе ИТ-комьюнити
Дата публикации: 03.07.2024, 08:57

Алия Абдинурова

Алия Абдинурова уже 6 лет работает учителем информатики. Сначала девушка даже не планировала оставаться в профессии. А потом появился настоящий азарт: ученики стали занимать призовые места на международных ИТ-соревнованиях. Как это ей удается? Спросили, какие методики помогают выявлять и готовить цифровых гениев, почему в казахстанской системе образования не все так плохо (как часто можно услышать) и чем полезно для детей участие в олимпиадах и конкурсах по программированию.

«Создаем среду для подготовки будущих гениев»

— Еще в педагогическом университете увлеклась робототехникой и захотела ее изучать. Есть фраза: «Если хочешь чему-то научиться — научи этому других». Так что устроилась в школу робототехники преподавателем, хоть всерьез работать учителем не хотела. Нужно было отрабатывать государственный грант, поэтому пришла в лицей № 60 в Астане. За 3 года поняла, что мне нравится быть учителем.

Затем перешла в более специализированную школу Quantum STEM School — преподавала информатику и робототехнику. А в школе цифровых технологий SKILLSET я еще и руководитель ИТ-департамента. Моя главная  задача — познакомить учеников с миром ИТ и выявить среди них будущих Цукербергов и Масков. Без должной поддержки и мотивации они не появятся. Создаем среду для этого.

Составляю учебные программы и занимаюсь организацией соревнований по ИТ-дисциплинам. Больше всего меня заряжает работа с детьми — когда мы готовимся к хакатонам и конкурсам. Этому уделяю много времени.

Уже есть успехи. В 2023-м году ученики нашей школы на международном соревновании по компьютерным проектам INFOMATRIX-ASIA собрали 10 медалей: два золота, четыре серебра, две бронзы в категории Computer Programming и две бронзы в категории Short Movie. Команда QolKanat, выигравшая золото, получила гранты на весь период обучения в один из престижных вузов Казахстана — Suleyman Demirel University.

Были и победы на городских соревнованиях. Мои ученики выиграли 12 грантов на полное обучение в казахстанских вузах. Также 8 ребят стали призерами и финалистами конкурсов республиканского уровня.

«Ученики создают программы, игры, телеграм-ботов, прототипы мобильных и VR-приложений»

В основе подготовки к конкурсам — проектное обучение. Методика PBL (project based learning) предполагает изучение темы через решение определенной проблемы. В нашем случае — через производство цифровых продуктов. Ученики создают программы, игры, телеграм-ботов, прототипы мобильных и VR-приложений.

Проектное обучение тесно связано с жизнью. Важно, чтобы ученики выбирали тему, которая им интересна. Так будет больше мотивации. Ребята изучают актуальную проблему, проводят анализ, встречаются с экспертами и презентуют творческое решение. Таким образом, еще в школе они получают практические навыки и учатся думать как стартаперы. Это пригодится в работе над более серьезными проектами — во взрослой жизни.

Например, ребята из команды QolKanat на INFOMATRIX-ASIA взяли проблему из жизни. Они придумали решение для пациентов с хроническими заболеваниями. Часто в больнице теряют результаты анализов, врачи меняются, и, как следствие, не всегда можно грамотно выстроить план лечения. Поэтому школьники разработали телеграм-бота, который сканирует результаты анализов, формирует PDF-файл и строит диаграммы по запросам пользователя. Также ученики внедрили в проект ИИ-бота, который умеет расшифровывать результаты медицинских исследований.

«Проектная работа развивает умение работать в команде и… способность к долгому кропотливому труду»

Как и в жизни, проект может потребовать новых навыков. Изучать технологии интереснее, когда знаешь, зачем. Один из моих учеников увлекался программированием на Python, но для реализации проекта ему нужно было работать с базами данных, поэтому он разобрался и в SQL.

Проектная работа развивает умение работать в команде и… способность к долгому кропотливому труду. Проект может занять два недели, а иногда — и несколько лет. Все зависит от уровня сложности. Например, Джалил Ермухаметов работает над игрой «ASYQ in VR» с сентября 2022-го года — то есть, скоро будет 2 года.

Конкурсы дают ребятам многое. Они прокачивают навык презентации проектов, знакомятся с экспертами, находят друзей с похожими интересами.

Бывают и провалы. Иногда участники команды не могут сработаться. Возможно, дело в юношеском максимализме — хочется индивидуально проявиться, а не в группе. Случается, что ребята, уверенные в себе и своих силах, уделяют проекту недостаточно времени, плохо изучают проблему, и в результате сталкиваются с трудностями на защите. Но это все можно корректировать. Тут и нужен преподаватель. Стараюсь помочь правильно распределить роли, подтолкнуть к решению сложных вопросов.

«Зачастую учителям не хватает свободных кабинетов для работы с детьми»

С ИТ-образованием у нас в стране не все так плохо. Есть действительно много одаренных детей, которые усердно занимаются и показывают шикарные результаты на мировом уровне. Появляется все больше новых школ с комфортными условиями — как частных, так и государственных. Вижу, что государство активно помогает стартапам через инкубационные программы, поддержку в технопарках, ИТ-хабах. Это не может не мотивировать молодежь.

Есть и проблемы. Зачастую учителям элементарно не хватает свободных кабинетов для работы с детьми во внеурочное время. Педагогов мало поддерживают в научно-исследовательской работе. Нужно больше курсов, семинаров, стажировок для учителей. Даже если руководство хотя бы поддержит похвалой — это уже немало.

Часто учителя информатики — специалисты-универсалы. Их просят и принтер починить, и базу данных заполнить, и видео смонтировать. В результате у них не остается сил и времени на творчество и исследования.

А ведь можно очень интересно преподавать информатику. Не только через изучение алгоритмов или решение математических задач. Например, методика STEAM (Science, Technology, Engineering, Arts, Mathematics) предполагает междисциплинарный подход. Ребята могут разрабатывать приложения для арт-проектов, создавать телеграм-ботов для школьных ивентов, создавать цифровую музыку.

Тем временем цифровые навыки — необходимость. Сегодня мир ИТ разнообразен и все большей популярностью пользуются, например, разработчики Low code, которым не нужны глубокие знания разработки. Айтишник — не обязательно программист. В индустрии нужны не только «технари». При этом совсем без диджитал-навыков, кажется, не обойтись. Так что советую учителям и родителям поощрять любой интерес ребенка к ИТ.

Читайте также: «Марина, ты сможешь!». Учитель влюбилась в горы и запустила редкий бизнес в Алматы