Доступ через городской телефон, сумасшедшие цены и низкая скорость. Вспоминаем, с чего начинался Казнет

Kaz
О редакции Топ-10 казахстанских стартапов по версии Digital Business
Дата публикации: 13.06.2024, 09:00
Александр Ляхов

Александр Ляхов

В этом году Казнет празднует важную дату в своей истории – 30 лет назад наша страна получила собственную доменную зону KZ. Вскоре на просторах Всемирной паутины стали активно появляться новые сайты с таким доменом – новостные порталы, корпоративные ресурсы, различные каталоги и многое другое. Можно сказать, что именно тогда был заложен фундамент того интернет-пространства, в котором мы живем сегодня.

Одним из тех, кто пристально следил за становлением Казнета и участвовал в его развитии, был Александр Ляхов – основатель и главный редактор портала Site.KZ, а позже информационно-просветительского портала «Lyakhov.KZ – Большая энциклопедия Казнета». Для совместного проекта Digital Business и Yandex Qazaqstan «ИТ-история Казахстана» Александр Егорович рассказал, что такое Фидонет, зачем для выхода в Интернет нужен был городской телефон и какой была скорость передачи данных в 1990-е и 2000-е годы. Также обсудили появление первых республиканских провайдеров, стоимость тарифов (спойлер – сейчас дешевле) и чем можно было заниматься в Интернете на заре его появления.

Фидонет, соединения по ночам, почасовая оплата за подключение к сети 

«В начале 90-х выживал благодаря перепродаже телевизоров»

С информационными технологиями Александр Ляхов познакомился в начале 1980-х годов во время учебы на факультете электроники и счетно-решающей техники Московского лесотехнического института, который в простонародье называли «космическим». Все дело в том, что там готовили инженеров для космической отрасли.

– На этот факультет было сложно поступить. Туда брали ребят из Москвы или Московской области. Абитуриентам из других регионов можно было пройти только на специальность Автоматизированные системы управления (АСУ). Вот на нее и попал. Отучился на инженера-системотехника, по распределению отправили в советскую «оборонку» – московское ПО «Гранит». Там предложили для командировочной жизни аэропорт Борисполь в пригороде Киева и Сары-Шаганский полигон противоракетной обороны с центром в Приозерске (тогда Жезказганской, а сейчас Карагандинской области). Выбрал второй вариант. Я ведь родом из Брянской области, и ехать за 200 километров от дома было не особо интересно. Так что решил отправиться в Казахстан. Это был 1984 год, – вспоминает Александр.

Александр Ляхов

Фото из личного архива Александра Ляхова

Следующие 8 лет наш герой работал на важных стратегических объектах. После полигона в Приозерске он попал на оптико-электронный комплекс «Окно» в Нуреке. Там проработал до 1992 года, пока Таджикистан не охватила гражданская война, вспыхнувшая после распада СССР. Александр переехал из Нурека в Алматы, где продолжил работать на алматинском «Граните»:

– Это был сложный период, платить стали меньше. Начал искать подработки. Занимался перепродажей бытовой техники. Брал газету, искал объявления о продаже новых или почти новых телевизоров, покупал их и затем перепродавал. На этой разнице получалось неплохо зарабатывать.

«Интернетом пользовались по ночам, когда каналы свободные»

Однако такая жизнь не особо устраивала нашего героя. В 1994 году ему удалось пройти конкурс на позицию менеджера по продажам в компанию Arna-Sprint Data Communications (теперь ASTEL). Там Александр занимался продажей услуг международной сети передачи данных Sprint. О массовом Интернете тогда речи не было:

– В начале 90-х годов Интернет в Казахстане продвигался локальными провайдерами. Самые активные были в Алматы, Караганде, Павлодаре, Костанае, Актобе, Семипалатинске (сейчас Семей – прим. Digital Business).  Тогда был только коммутируемый доступ в Интернет, так называемый dial-up: с помощью модема через городскую телефонную сеть вы со стационарного компьютера подключались к серверу провайдера для инициализации сеанса передачи данных. Интернет был доступен только в самом городе, максимум – в прилегающих населенных пунктах. Соединяться через межгород (т. н. «восьмерку») было дорого. Понятно, что говорить о широком распространении Интернета не приходилось.

Александр Ляхов

Само подключение выглядело примерно так: звоните на определенный номер, после дозвона вводите на компьютере логин, пароль – и вы в Интернете. Все автоматически, без какого-то ручного переключения. Главное, говорит Александр, чтобы линия была не занята:

– Еще в 90-е годы был Фидонет – предшественник Всемирной паутины. Это международная любительская некоммерческая компьютерная сеть, построенная по технологии «из точки в точку». Главная особенность Фидонета была в том, что благодаря компьютеру с модемом и телефонной линии можно было бесплатно отправлять электронные письма, подключаться к конференциям, смотреть каталоги. Все было довольно примитивно. Пользовались им в основном по ночам, когда каналы были свободные.

«Доступ в Интернет могли себе позволить только крупные компании, так как за час нужно было платить $12»

Если возвращаться к Arna-Sprint, то в 1994–1995 годах благодаря кредиту от Банка ТуранАлем компания начала создавать узлы связи во всех областных центрах Казахстана. А 1 апреля 1996 года Arna-Sprint стала официальным интернет-провайдером:

Александр Ляхов

Департамент маркетинга ASTEL. Слева направо: директор по маркетингу Болат Беркутов, Екатерина Рутгайзер, Александр Ляхов, Владимир Носков. Фото из личного архива Александра Ляхова

— Помню, тогда наши технари в офисе практически не появлялись: они постоянно были в разъездах, чтобы подключать новые города. Так зарождался первый интернет-провайдер республиканского масштаба. Что это давало? Условно, живя в Алматы и будучи клиентом ASTEL (так стала называться компания), вы могли при поездке в Караганду или Усть-Каменогорск спокойно подключаться к сети по одному и тому же номеру. Можно сказать, это был первый шаг к массовому интернету в стране.

Правда, скорости тогда были и близко не такие, как сейчас. Максимум, на который можно было рассчитывать на самых быстрых dial-up-модемах – 56 Кбит/с. Для сравнения, сегодня по данным Speedtest Global Index, средняя скорость фиксированного интернета в Казахстане – 51,83 Мбит/с.

При этом стоимость была просто космической. Первые клиенты платили $12 за час! Поэтому Интернет в Казахстане могли себе позволить представительства международных корпораций вроде Visa и MasterCard, посольства, банки и другие корпоративные клиенты.

Для всех этих организаций главным приоритетом была безопасность, из-за чего тот же ASTEL изначально строил свою сеть на протоколе X.25 (стандарт передачи данных – прим. Digital Business). Он обеспечивал надежность каналов и высокую степень защищенности информации, но при этом был сильно ограничен по скорости. Правда, провайдеры получали серьезные деньги и хорошо себя чувствовали в финансовом плане.

Александр Ляхов

Зарплаты в отрасли тоже были довольно высокие. Когда только пришел в Arna-Sprint, мне платили $150. А уходил я из компании в 1998 году, получая $550 в месяц – очень хорошие деньги по тем временам.

Кстати, к тому времени у ASTEL появился серьезный конкурент – интернет-провайдер Нурсат. Они начали возводить свои узлы связи во всех крупных городах Казахстана. Активизировался «Казахтелеком», который долгое время пребывал в спячке. Они предоставляли в аренду каналы другим провайдерам для последней мили, так как владели коммуникационной инфраструктурой. В 1998 году, если не ошибаюсь, они сделали свой номер доступа в Интернет по всему Казахстану.

Развитие конкуренции способствовало снижению цен: $9 за час, потом $6 и так далее. Но уже в начале 2000-х годов стоимость домашнего интернета стала доступнее для простых людей.

Доменная зона, Семипалатинск, первые сайты

«У нас долго не могли определиться, кто будет отвечать за доменное поле»

– Что касается непосредственно Казнета, то его датой рождения можно считать 1994 год, когда появился домен KZ.

Александр Ляхов

Изначально казахстанские сайты пользовался доменом SU, который появился у Советского Союза благодаря одной московской компании. Они летом 1990 года с помощью аналоговых телефонных модемов (для передачи электронной почты по протоколу UUCP) соединили компьютеры в научных учреждениях Москвы, Ленинграда (сейчас Санкт-Петербург – прим. Digital Business) и Новосибирска. А уже 28 августа случилось первое зарубежное соединение – с университетом в Хельсинки (Финляндия).

После распада СССР первыми странами, получившими собственные доменные зоны, стали Литва, Эстония, Грузия и Украина – это произошло в 1992 году.

Что касается Казахстана, у нас долго не могли определиться, кто будет отвечать за доменное поле. В 90-е годы это ведь была бесплатная работа. Тебе присылают заявку на создание доменного адреса, ты его открываешь и потом хранишь у себя в базе данных, не получая никаких денег. Забот много, а выгоды никакой. Это уже много позже стало прибыльным бизнесом.

Александр Ляхов

Фото из личного архива Александра Ляхова

В результате ношу с доменом взял на себя Павел Гусев – руководитель компании Relcom, которая базировалась тогда в Семипалатинске (сейчас Семей – прим. Digital Business). Он договорился со всеми международными организациями, включая ICANN (Интернет-корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами – прим. Digital Business), которые утвердили его на царствование в доменной зоне KZ.

«К началу 2000-х только 10% казахстанцев имели доступ в Интернет»

– Вместе с Павлом мы пытались выяснить, какой первый сайт появился с доменом KZ, но так и не пришли к единому мнению. У меня есть предположение, что таковым стал сайт по адресу www.kz. А вообще домены поначалу открывались больше для электронной почты.

К тому моменту, когда я решил собрать список сайтов с доменом KZ, их было уже около 50. Плюс сайты с казахстанской тематикой в доменах COM, ORG и так далее. Если же говорить о каталоге Site.KZ, то при его запуске там уже было 333 сайта.

Александр Ляхов

Какие были первые казахстанские сайты? В основном корпоративные, где компании рассказывали о себе, своих продуктах и услугах. Возникали какие-то каталоги, справочники, новостные порталы. Много людей пользовались электронными почтами, в основном российскими.

ASTEL

Корпоративный сайт Arna-Sprint в 1997 году

В 90-е Интернет был довольно простой, без той мультимедийности, которая есть сейчас. Функционал сильно ограничен: написать письмо, что-то почитать, полазить в каталогах. Больше ничего: ни картинок, ни видео, ни каких-то онлайн-игр. Помню, с каким восторгом  слушали нашего заместителя генерального директора Аскара Ержанова, когда в конце 1995 года, возвратившись из Москвы, он рассказывал нам о загадочной «Мозаике»  (веб-браузер NCSA Mosaic — прим. Digital Business). Благодаря этому браузеру привычное черно-белое пространство Интернета с ДОС-овской командной строкой вдруг обрело цвет, разнокалиберный шрифт и даже графику.

Веб-браузер NCSA Mosaic

Веб-браузер NCSA Mosaic

Еще важно отметить, что к началу нулевых в Казахстане доступ в Интернет имело около 10% населения, не больше. Тут сказывалась дороговизна компьютеров и самого интернета – немногие могли позволить себе такие расходы.

Влияние банков, доступность смартфонов и развитие мобильного интернета

«Ценники на мобильный интернет были сумасшедшие – $600 в месяц»

– Отчасти на распространение Интернета в обществе повлияли банки. В первую очередь, Казкоммерцбанк, который в 2000-е годы был самым продвинутым в плане технологий. Благодаря работе управляющего директора Ермека Шамуратова они первыми внедрили автоматизированную банковскую систему и полноценный карточный сервис. В 2000-м году запустили интернет-банкинг, а в 2002 году – интернет-базар – электронную площадку для МСБ, на которой можно было открыть интернет-магазины. Однако предприниматели еще не были готовы переходить в онлайн. Во многом из-за неразвитости безналичных платежей.

Александр Ляхов

Правда, конкуренция, которая разворачивалась между Казкоммерцбанком и Halyk Bank, серьезно ускорила интеграцию банковских технологий в повседневную жизнь общества.

Говорить о мобильном интернете в то время не приходилось. Тут и несовершенство самих мобильных телефонов, и дороговизна связи. У нас ведь первый национальный провайдер сразу получил пятилетнюю эксклюзивную лицензию на услуги мобильной связи. Все это время они снимали сливки. Ценники были сумасшедшие – $600 с пользователя в месяц.

Мобильный интернет стал быстро развиваться после того, как появились смартфоны, а на рынок мобильной связи вышли другие компании. Как и в истории с фиксированным интернетом, цены начали падать. А еще банки стали выдавать кредиты на электронику: у людей появилась возможность покупать дорогие сотовые телефоны. Плюс начали распространяться банковские карты.

Александр Ляхов

Связка «дешевый мобильный интернет – доступные мобильники – карточки» увеличила спрос на интернет-сервисы. Можно сказать, что примерно с 2010-2011 годов в Казахстане бешеными темпами пошло вверх использование мобильного интернета.

Три этапа развития Казнета

Этап первый – становление. Он пришелся на 90-е годы. Появились первые провайдеры: сначала – локальные, потом – республиканские, такие как ASTEL и Нурсат. У нас появилась своя доменная зона, зарождались первые сайта, люди активнее пользовались электронной почтой. Началось формирование Казнета.

Этап второй – развитие конкуренции. В 2000-х годах бизнес стал больше использовать Интернет. Появились банковские автоматизированные системы, карточный сервис, интернет-банкинг. Это позволило нарастить критическую массу интернет-пользователей.

Этап третий – взрывной рост использования Интернета. В первую очередь мобильного, что стало происходить в 2010-е годы. Подобное стало возможным благодаря доступности смартфонов и большему проникновению электронных денег в повседневную жизнь людей. Плюс переход от dial-up к ADSL, позволяющим предоставлять другие скорости – до 1 Мбит/с. Теперь у нас царствует оптоволокно.

Александр Ляхов

– Мог ли Казнет развиватьсяиначе? Это дискуссионный вопрос. Можно сказать, что государство долгое время не обращало внимание на интернет-отрасль. Ведь на первых порах она требовала серьезных расходов и приносила копеечные доходы. Можно было зарабатывать только на нескольких корпоративных клиентах – не самый выгодный бизнес.

Без государственных инвестиций, а также с учетом монополии «Казахтелекома» на инфраструктуру, которую интернет-провайдером приходилось брать в аренду, Интернет у нас развивался медленнее на общемировом фоне. Все делали энтузиасты. Однако у Казахстана получилось наверстать упущенное. Несмотря на то, что многие критикуют качество интернета, периодически слышу от людей из разных стран (и Европы, и Азии), что они и мечтать не могут о тех скоростях, какие есть в Казахстане, – итожит Александр Ляхов.

Читайте также: Айтишники ездили на заработки в Китай, а ИТ-компании торговали холодильниками. Как зарождалась ИТ-отрасль в Казахстане