«Нельзя создать стартап в зоне комфорта». Как прошел первый день EFES KZ Intrapreneurship Hub

Дата публикации: 11.06.2024, 13:09
EFES Intrapreneurship Hub

Около месяца назад стартовал второй поток EFES KZ Intrapreneurship Hub – корпоративной программы предпринимательства, которая позволяет сотрудникам превратить свою идею в стартап, работая внутри компании. За пару недель организаторы получили 49 заявок, 14 из них дошли до этапа питча и только 8 стали участниками акселерационной программы Discovery Bootcamp, где вместе с менторами «докручивают» наработки и готовятся к финальному выступлению перед инвестиционным комитетом EFES Kazakhstan.

Digital Business посетил Discovery Bootcamp и узнал, что изменилось в программе с прошлого года, какие проекты попали в акселератор и как участники «выходили» из зоны комфорта».

«Было важно, насколько фаундер «горит» идеей и готов тратить время на ее развитие»

Первый поток EFES KZ Intrapreneurship Hub стартовал в прошлом году и продолжается до сих пор. Два проекта-победителя сейчас на этапе коммерциализации. Изначально победить должна была одна команда, однако жюри увидели потенциал и проинвестировали два стартапа. Сейчас ситуация может повториться:

– В этот раз мы еще гибче, – рассказывает директор по маркетингу EFES Kazakhstan Зейнеп Эркан Альп. – В прошлом году ждали, что сотрудники придумают идею, чтобы присоединиться к программе. Сейчас предлагали оставить заявки без идей всем, кто хочет насладиться стартап-средой и развить свои наработки. В течение двух недель ребята посещали различные тренинги, где пытались понять, что вдохновляет их и может дать идею для создания проекта.

Зейнеп Эркан Альп, EFES

Зейнеп Эркан Альп

Во время отбора жюри не ограничивалось идеями, которые в будущем применимы только для бизнеса EFES Kazakhstan. Рассматривали все, что может быть интересным другим компаниям. Главная цель, по словам Зейнеп, сделать проект масштабируемым и развивать дальше:

– Смотрели не только на масштабируемость и потенциал проекта. Еще было важно, насколько человек «горит» идеей, готов вкладываться и тратить время на ее развитие. В этом году заявки более зрелые, ведь люди уже лучше поняли, какой должна быть идея, и что их ждет на программе. Это здорово усложнило отбор.

EFES Intrapreneurship Hub

Тем не менее, жюри удалось определить восемь владельцев идей. Они взяли в свою команду других сотрудников EFES Kazakhstan и стали участниками Discovery Bootcamp.

«Умная» бутылка для подсчета воды в организме

Участниками Discovery Bootcamp стали сотрудники из разных отделов компании и регионов Казахстана. Например, маркетолог EFES Kazakhstan Алексей Сухобаевский прошел в программу с идеей «умной» бутылки, которая считает количество потребляемой жидкости и синхронизируется с мобильным приложением. Парень начал задумываться о здоровом образе жизни и понял, что вода — большая часть этого процесса:

– У нас в офисе каждый купил себе бутылку и наполняет ее. Не знаю, считают ли они количество потребляемой воды, но очевидно, что люди осознают необходимость соблюдения водного баланса в организме. Мне же захотелось объединить заботу о здоровье с технологиями. Так и придумал идею «умной» бутылки, которая не только следит, сколько жидкости выпил человек, но и предлагает разнообразные добавки: энергетики, изотоники и т.д.

Алексей Сухобаевский, EFES

Алексей Сухобаевский

В команде Алексея сотрудники из разных отделов компании: супервайзер по эффективности цепочки поставок Михаил Тен и ИТ-стажер из алматинского офиса Бекзат Ашыкбаев. У ребят разный опыт, поэтому в процессе они постоянно обмениваются знаниями и дорабатывают идею:

– Сейчас мы на начальном этапе, скорее всего во время программы отсеем ненужные элементы и оставим только то, что действительно необходимо.

EFES Intrapreneurship Hub

Сервис, который поможет людям сэкономить на продуктах

Несколько раз трансформировалась идея бренд супервайзера EFES Екатерины Тутыниной. Сейчас она, а также супервайзер канала современной розницы Юрий Армпристер и бренд-специалисты Никита Ким и Данияр Шойбеков работают над сервисом, который поможет людям сэкономить на продуктовой корзине.

– Планируем создать приложение, где человек создает список товаров, а сервис показывает, в каком магазине недалеко от его местоположения эти продукты можно купить дешевле, – рассказывает Екатерина.

Екатерина Тутынина EFES

Екатерина Тутынина с командой

Основные потенциальные клиенты сервиса – люди с доходом ниже среднего:

– Примерно 25% населения живут на сумму менее 300 евро в месяц на всю семью. А результаты опросов показали, что люди со средним и высоким доходом тоже не против сэкономить. Поэтому аудитории, заинтересованной в нашем продукте, должно быть довольно много.

При этом брать деньги за подписку команда не планирует. Сейчас ребята рассматривают возможность коллаборации с FMCG-компаниями (компании, которые продают товары повседневного спроса – прим. Digital Business) для собственного заработка. Например, размещение рекламных баннеров в приложении:

– Также обсуждали вариант построения промо-стратегий для FMCG-компании, потому что там очень много данных. Предполагается, что можно выгружать информацию и сравнивать различные показатели конкурентов. Скорее всего наша идея может еще немного трансформироваться и тогда появятся новые идеи насчет монетизации.

«Легко и безопасно обсуждать идею с друзьями, но другое дело — представить ее клиентам»

Тот факт, что идеи участников за время программы могут измениться, подтверждают партнеры программы из компании CORE Strategy Джейсон Лау и Ясмин Эрен. В прошлом году они тоже были менторами Discovery Bootcamp и помнят, как трансформировались начальные наработки.

Ясмин Эрен

Ясмин Эрен

– Все отобранные идеи хороши, но сейчас нет смысла выделять кого-то из них, – делится Ясмин. – Слишком велика вероятность, что на выходе получим нечто другое. Но это не страшно. Куда важнее командный дух. Если ребята усердно работают и учатся, то они смогут адаптироваться к любым изменениям и добиться успеха.

Мы попали в Discovery Bootcamp на моменте интервью с потенциальными клиентами. Участникам необходимо выйти за пределы конференц-зала и провести мини кастдев со случайными прохожими. Время при этом ограничено. Именно этот этап, по словам Джейсон и Ясмин, один из самых стрессовых за время программы:

Джейсон Лау

Джейсон Лау

– Легко и безопасно обсуждать идею с друзьями, но другое дело — представить ее клиентам, которые не скажут то, что ты хочешь услышать, – говорит Джейсон. – Это неудобно. Однако нельзя создать стартап в зоне комфорта.

«Можем перерабатывать все отходы пивопроизводства и повысить имидж компании»

Начальнику отдела пивопроизводства и технологий EFES Kazakhstan Оксане Гадиевой и ее команде пришлось проводить онлайн-опросы, так как целевая аудитория их будущего продукта – фермеры и производители комбикорма. А задача стартапа – на 100% утилизировать отходы от изготовления пива. В прошлом году выиграл проект по сушке барды Vita Group, а Оксана с командой предлагает минимизировать остатки двух оставшихся элементов производства – дрожжей и кизельгура (природный пористый материал, который образовался из водорослей, на пивоварне применяется для фильтрации продукта):

Оксана Гадиева,EFES

Оксана Гадиева

– Кормовые дрожжи увеличивают содержание протеина в кормах, что особенно важно при выращивании животных на мясо. Также они дают прибавку в ежедневных удоях коров, а их использование в рационе телят позволяет сократить расходы на заменитель цельного молока: усваиваемый белок обеспечивает быстрый рост детеныша,  а витамины способствуют укреплению иммунитета. Также дрожжи повышают яйценоскость кур (число яиц, получаемых за определенный период от сельскохозяйственной птицы – прим. Digital Business)  и способствуют приросту мышечной массы. У кизельгура множество функций: он может стать ингредиентом для корма, является минеральным удобрением для растений и помогает бороться с насекомыми. Если сушить эти элементы, то можно получить сразу несколько бонусов: перерабатывать все отходы пивопроизводства, бороться с проблемами окружающей среды и тем самым повысить имидж компании. И, конечно, получать прибыль с продажи.

EFES Intrapreneurship Hub

Команда Оксаны Гадиевой

Помимо Оксаны над проектом работает технический супервайзер завода Ольга Кудина, сейлз супервайзер Жасулан Замединов и маркетолог Арайлым Игибаева. Сейчас команда рассматривает несколько вариантов развития событий: сушить отходы и сдавать их компаниям по разработке комбикорма, изготавливать сухие дрожжи и кизельгур самостоятельно или же объединиться с победителями прошлого года, совместить линии по сушке отходов и без участия сторонних подрядчиков создавать корма. Результаты интервью показали, что заинтересованные стороны есть в обоих случаях.

«Нам предложили проводить интервью вслепую»

Только что закончила проводить первые мини-интервью Алина Жиенбаева – менеджер по маркетингу EFES Kazakhstan. Ее идея – проект подписной модели доставки пивных боксов с уникальным ассортиментом международных брендов, которые сложно найти в Казахстане. Свою задумку Алина давно обсуждала с коллегами:

– Мы поняли, что в Казахстане пивной рынок как культура развивается слабо. Люди не знают, что такое эль, лагер, IPA, APA и т.д. Только светлое и темное пиво. Однако нам кажется, что в стране есть потребители, которые хотят пробовать что-то новое и готовы покупать необычные напитки за адекватные деньги.

Алина Жиенбаева

Алина Жиенбаева и Айдана Жумабекова

К тому, что ей нужно подходить к незнакомым людям и задавать вопросы, девушка отнеслась спокойно. Такой формат ей понравился:

– Нам предложили хороший подход к интервью: зайти в него максимально «слепыми» и просто разговаривать с незнакомыми людьми. Перед выходом «в люди» мы записывали основные гипотезы. Менторы сказали, что главная задача – прийти после опросов и что-то изменить в наших конспектах. Они были правы: некоторые предположения подтвердились, а часть придется перерабатывать.

В планах команды создать собственное приложение на базе искусственного интеллекта – за этот блок задач отвечает ИТ-супервайзер Дархан Омаров. С помощью платформы пользователи смогут персонализировать свою подписку, например, исключить из бокса безалкогольные или суперхмелевые напитки. А ИИ будет все это курировать и составлять наиболее подходящие боксы для каждого клиента. Также вместе с Алиной над проектом работают специалист по ивентам и промо-активациям Айдана Жумабекова и специалист по полевым исследованиям Алишер Губайдуллин.

«30% участников прошлогодней программы остались в компании и получили повышение»

Следующий этап программы – питч перед инвестиционным комитетом EFES Kazakhstan. Он пройдет в начале июля, после завершения Discovery Bootcamp и онлайн-сессий с менторами. Три команды-победителя перейдут на трехмесячную инкубацию, где каждой выделят бюджет на дальнейшее развитие идей. Те, кто пройдут дальше, окажутся на полугодовом этапе коммерциализации и получат первые инвестиции в размере $50 тыс. от EFES Kazakhstan для выхода на рынок. Затем команды смогут стать самостоятельным бизнесом и выйти из корпорации через спин-офф либо остаться внутри компании, создав новый внутренний отдел.

EFES Intrapreneurship Hub

При этом, по словам Зейнеп Эркан Альп, компания не боится, что сотрудники могут полностью погрузиться в стартап и покинуть компанию:

– Увольнение – естественный процесс, которого не надо бояться. Однако, как показывает практика, участники прошлогодней программы остались в компании. А 30% из них продвинулись по карьерной лестнице. EFES KZ Intrapreneurship Hub развивает скиллы каждого сотрудника, а, значит, в этом процессе выигрывают обе стороны.

Читайте также: EFES Kazakhstan проинвестировал в свои стартапы корпоративной программы предпринимательства