«За полгода канал получил серебряную кнопку». Зачем ИТ-компаниям и стартапам снимать видео на YouTube

Дата публикации: 17.05.2024, 08:57
CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

У вашей ИТ-компании или стартапа еще нет канала в YouTube? И зря, уверен CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев, Потому что в Казахстане видео на YouTube смотрят 13 млн человек, а англоязычная аудитория платформы составляет порядка миллиарда пользователей.

Компания Genesis CSP (Creator Service Provider) является единственным официальным партнером YouTube в Центральной Азии с 2016 года, и в этом интервью мы узнали у Зангара о том, что могут получить ИТ-бизнесы от создания видеоконтента и можно ли набирать миллионы просмотров с вложениями в ноль тенге.

HR-бренд, лиды и внимание журналистов

— Объясните, зачем ИТ-компании или стартапу нужен канал на YouTube?

— Целей может быть несколько. Первая — использовать его как инструмент для пиара компании или лично фаундера бизнеса. Это улучшает имидж, привлекает внимание к бизнесу, помогает построить HR-бренд. Благодаря YouTube-каналу люди могут узнать о компании и ее основателях, а также оценить продукты, которые она создает. Соответственно, разработчики и другие специалисты охотнее будут трудоустраиваться в такую фирму или стартап, о проекте узнают инвесторы, у журналистов появятся поводы сделать публикации и т.д.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

Зрелые ИТ-компании с готовым продуктом и клиентской базой могут развивать собственный YouTube-канал как инструмент контент-маркетинга и дополнительную точку соприкосновения с потенциальными клиентами. Видео, опубликованные на YouTube, помогают расширить воронку продаж и показать продукт дополнительной аудитории.

Стартапам, которые хотят работать на международных рынках, YouTube нужен просто потому, что его смотрят потребители во всем мире. Хотите рассказать о себе жителям США, Индонезии, Узбекистана? Никаких проблем, записывайте ролики из Казахстана с прицелом на эти рынки. И вообще, по нашей оценке, видео на английском языке в YouTube имеет потенциальную аудиторию свыше миллиарда пользователей, не говоря уже о других языках вроде хинди, испанского или арабского.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

— А насколько YouTube популярен в Казахстане?

— Мы видим тренд по росту аудитории: если в 2019 году на платформе было примерно 10 млн казахстанских пользователей, то сейчас YouTube в той или иной мере, по нашей оценке, смотрят 13 миллионов казахстанцев (по данным 2023 года). То есть за четыре года аудитория выросла на 30%. Получается, больше половины жителей Казахстана смотрят видео на платформе.

Кроме того, рост охватов происходит как за счет подрастающего поколения, активно использующих digital-инструменты с детства, так и людей постарше, которые приходят в YouTube за новостями и аналитикой. То есть расширяются и верхняя, и нижняя планки.

Бюджет простого подкаста — от 800 тысяч тенге в месяц

— Сколько стоит вход в YouTubе? Какие человеческие и денежные ресурсы нужны компании, чтобы запустить корпоративный канал?

— Все зависит от формата канала: это могут быть подкасты, обзоры новостей индустрии, рейтинги, короткие хайповые видео и т.д. Затраты зависят от сложности контента, а также его частоты публикации.

Давайте посчитаем на примере простого подкаста. Это 3-4 часа на приглашения гостя, подготовку к разговору, дорогу и запись. Сюда же добавляем стоимость аренды студии, монтаж, создание анимации и графики, загрузку на платформу. Все это будет стоить минимум 200 тысяч тенге за ролик. Мы рекомендуем выпускать минимум одно видео в неделю, поэтому месячный бюджет составит минимум 800 тысяч тенге.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

А еще нужно понимать, что канал на YouTube – это капитальный проект с точки зрения затрат и времени. Это как построить завод или создать новый полноценный продукт в бизнесе. Канал требует длительных инвестиций денег и времени, а первые результаты будут ощутимы в лучшем случае через год.

Что делать компании, которая хочет запустить канал на YouTube

— Можете дать чек-лист для компании, которая хочет запустить канал на YouTube?

— Начать нужно с самого банального — определить цель: зачем этот канал нужен бизнесу. И дальше по пунктам:

  1. Понять сильные стороны и компетенции команды: в каких вопросах есть экспертиза, насколько хорош нетворкинг для приглашения крутых гостей и т.д.
  2. Оценить доступные бюджеты и ресурсы, которые бизнес готов выделить на YouTube. Исходя из этого будет понятно, сколько видео и в каком формате смогут выходить ежемесячно.
  3. Хотя бы минимально изучить теоретическую базу по созданию видео: как сделать хорошее начало, по какой структуре и логике строятся сценарии, какие нужно оставлять зацепки для зрителя, как работать с голосом и т.д.
  4. Изучить базовую механику YouTube: как загружается видео, как оформляются описание, обложка и субтитры, в какое время лучше публиковать контент.
  5. Определить, какой вид контента стоит создавать с учетом запросов компании и интересов зрителя.

Но нужно понимать, что канал на YouTube требует постоянного анализа просмотров, реакций, комментариев, вовлеченности, а также экспериментов и корректировки стратегии. Скажем, если вы начали снимать серьезные видео про ИТ, но видите, что такой контент на заходит, то нужно что-то менять: вместо международных кейсов рассказывать локальные, добавить острые темы, юмор и прочее.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

Сделать популярный канал на YouTube без рекламного продвижения? Это возможно!

— Каждый день на YouTube загружается несколько миллионов новых видео. Реально ли в условиях такой конкуренции отвоевать свой кусок пирога?

— Успех на YouTube можно сравнить с успехом в бизнесе в целом. Вы же знаете, что много компаний закрываются в первый год деятельности, еще больший процент — в первые пять лет. Тоже самое с YouTube: да, это платформа №1 для видео, и там очень высокая конкуренция во всех направлениях. Подчеркну, глобальная конкуренция, а не только в рамках одного района или города.

Но в то же время регулярно появляются новые YouTube-каналы, которые стреляют и набирают миллионы подписчиков. Поэтому при правильном подходе у каждого есть шанс преуспеть на YouTube. Особенно если использовать инструменты аналитики типа Google AdWords и vidIQ, искать сегменты, которые интересны людям, но не настолько конкурентны. К примеру, сейчас в Казахстане я вижу дефицит казахоязычного экспертного контента. Сериалов на казахском языке хватает, но видео на технические темы мало. Да, вы там не получите миллионные просмотры, но зато соберете лояльную аудиторию.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

— Можно сделать популярный канал на YouTube полностью без рекламного продвижения?

— Да, возможно, и мы своим клиентам такой путь рекомендуем. В YouTube на первом месте стоит сам контент, на втором — работа с алгоритмами платформы, и только на третьем — платная реклама.

Если все внимание уделить созданию хорошего контента и записывать видео в студии с профессиональными камерами, микрофонами и освещением, иметь харизматичного ведущего, правильный сценарий и интересный материал, то можно выстрелить с нулевым бюджетом на продвижение.

С другой стороны, рекламные затраты и личный бренд автора помогают ускорить рост канала.

— YouTube-канал ИТ-компании или стартапа возможно вывести на самоокупаемость?

— Для заработка на контенте есть несколько вариантов. Один из них медийный: делать суперпопулярный контент и зарабатывать на прямой монетизации в YouTube. При хороших просмотрах это могут быть десятки тысяч долларов в месяц, которые как раз и будут покрывать стоимость продакшна. Но медийная история — сложная и долгая.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

Второй способ: зарабатывать на рекламных интеграциях. Например, на канале про ИТ рекламировать смежные fintech или e-commerce продукты.

Третий путь — это получать из YouTube клиентов. Условно, если на съемку видео потрачено 200 тысяч тенге, а с него пришли три клиента с чеками по 100 тысяч, то вы уже в плюсе.

Еще есть и приятный бонус: контент, созданный для YouTube, можно использовать в других соцсетях компании. Полные видео загружать в Facebook и LinkedIn, а также делать нарезки для TikTok и Instagram.

Казахстанцам доступна мультиязычность как у MrBeast

— Чем Genesis CSP может помочь казахстанским ИТ-компаниям и стартапам, которые хотят запустить канал на YouTube?

— Во-первых, это консультирование и продюсирование. По запросу мы делаем оценку конкуренции в выбранной нише и даем рекомендации, стоит ли в нее вообще заходить. Если есть перспективы, то пишем стратегию создания и продвижения видео, чтобы канал получал просмотры и подписчиков через работу с контентом и алгоритмами YouTube. У нас однозначно самая глубокая экспертиза по работе с YouTube в Центральной Азии.

Во-вторых, мы под ключ делаем видеосъемку и создание роликов, включая их загрузку на YouTube и конвертацию просмотров в лиды на сайт компании.

Мы часто предлагаем пакеты с полным сопровождением. Так можем запускать и вести канал вместе с заказчиком, наблюдать за результатом и брать за него ответственность.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

Наш статус единственного официального партнера YouTube в Центральной Азии помогает достигать результатов, так как мы имеем от лондонского офиса Google более глубокую техническую поддержку, можем защищать контент клиентов от несанкционированного использования и предлагаем некоторые фишки, которые самостоятельно не доступны авторам YouTube. Например, у нас есть возможность добавлять несколько аудиодорожек на разных языках в рамках одного канала — как это сделано у знаменитого ютубера MrBeast. Это перспективная функция, которая может помочь локальному игроку вырасти в международного. Она предоставляется бесплатно нашим партнером в рамках пакета услуг, но пока не используется активно в связи с их преимущественно локальным фокусом контента.

— Кто ваши клиенты?

— Сейчас мы ведем свыше 300 каналов из 20 стран мира и более половины выручки получаем от клиентов не из Казахстана. Благодаря этому можем предлагать использовать инструменты и решения, полученные из международного опыта.

Например, наша компания помогала с нуля запустить YouTube-канал для одной казахстанской медиа компании. Полностью разработали стратегию и формат, прописали правила работы с алгоритмами, подобрали оптимальную частоту загрузки исходя из структуры медиа. В этот канал загружаются видео только короткого формата — как в TikTok. И менее чем за полгода канал собрал 100 тысяч подписчиков и получил серебряную кнопку, а за год — превысил цифру в 500 тысяч подписок.

Сейчас у нас в планах трансформироваться из формата консультантов в полноценную production-компанию. Мы уже запустили свой канал на английском языке и верим, что сможем сделать его конкурентным в мировом масштабе. Это покажет, что мы, как представители креативной экономики, можем в Казахстане создавать контент, который будут смотреть люди по всей планете.

CEO компании Genesis CSP Зангар Бозтаев

Еще по теме: На YouTube теперь нужно помечать созданный с помощью ИИ контент