Казахстан vs Эстония. Парень переехал в Европу и устроился в Microsoft

О редакции Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 21.05.2024, 08:56
Станислав Беляев, Microsoft

Станислав Беляев

Станислав Беляев родился в Алматинской области. Сдал ЕНТ и уехал в Екатеринбург, чтобы учиться в Уральском федеральном университете. После окончания вуза работал в российских ИТ-компаниях и был преподавателем, но в 2021 году Станислав получил оффер от Microsoft и сейчас занимает должность Senior Engineering Manager в Эстонии.

Специально для Digital Business Станислав рассказал, как решился уйти из компании после 9 лет работы, чем его привлекла Эстония и почему Microsoft – не то место, где он хотел бы развиваться.

«Первая зарплата была 5 тысяч российских рублей»

– Еще в школе начал увлекаться компьютерами. Собственного ПК дома не было, поэтому старался подружиться с учителем информатики. Еще уговорил родителей подписаться на курсы школы ЕШКО для программистов. Там каждый месяц присылали учебный материал, который нужно было изучить, выполнить домашнее задание и отправить обратно. Мне понравилось, поэтому решил поступать в университет на ИТ-специальность.

В 90-х и начале 2000-х многие казахстанцы получали высшее образование в России. На тот момент качество образования там было выше, а возможностей для дальнейшего развития больше. Чаще всего переезжали в Новосибирск или Томск. Мой выбор пал на Екатеринбург, потому что родители оттуда родом.

Станислав Беляев, Microsoft

Окончил специальность «Автоматизированные системы обработки информации и управление» Уральского федерального университета. По сути они выпускали менеджеров в ИТ, аналитиков и разработчиков. Сейчас не могу сказать, что полученное образование дало мне серьезный толчок в развитии.

Работать пошел на третьем курсе, чтобы решить главную проблему того времени: отсутствие опыта, который все требовали при трудоустройстве. Начал со стажировки программистом в местной компании, которая занималась заказной разработкой. Получил первую зарплату в 5 тысяч российских рублей и остался там на 9 лет. Был разработчиком, системным аналитиком, менеджером проектов, системным архитектором. Затем дорос до руководителя направления, а после управлял отделом. Спустя время закралась мысль, что умею работать только в одном месте. Это сподвигло меня перейти в продуктовую разработку.

Через несколько лет понял, что хочу выйти на международный рынок. Начал учить английский язык, составил шорт-лист интересных мне стран, преимущественно в Северной Европе. В этот список попала и Эстония: она относительно недалеко от Казахстана, плюс там достаточно большое русскоязычное комьюнити. Вскоре получил оффер от эстонской компании и переехал.

«В Эстонии многие банки выглядят архаично по сравнению с Казахстаном»

– О плюсах и минусах Эстонии можно говорить вечно. Выделю несколько ключевых положительных моментов. Страна небольшая, поэтому даже в крупных городах не ощущаешь себя в муравейнике. Также радует сравнительно высокая доля присутствия международных компаний (Bolt, Microsoft, Twilio, AWS) и достаточно большое число (20-30%) русскоговорящего населения.

Еще один плюс – социальная поддержка резидентов Эстонии. Плановые обследования и операции проводят бесплатно. Однако доступность медицины хромает. Запись к врачу узкого профиля можно ждать от месяца до полугода. При этом много возможностей для развития детей: здесь их всегда есть чем занять.

Станислав Беляев, Microsoft

И, конечно, море, пусть и не теплое. До этого жил далеко от открытой воды, поэтому сейчас считаю этот факт преимуществом. К погоде приспособился, но если вы привыкли к теплу и солнцу, эстонский климат может вызвать депрессию.

Негативные моменты тоже присутствуют. Например, минус маленькой страны – небольшой рынок. Это сказывается на сервисе и доступных товарах. Как правило, дешевле заказать что-то из Германии, чем покупать на месте.

При этом растет уровень инфляции – сейчас он составляет около 20%. Чего не скажешь о зарплатах. Они выше, чем в Казахстане, но отстают от стран Западной Европы.

Что касается цифровизации, то Эстония пока выигрывает. Работу над созданием электронного правительства здесь начали еще в 2000-х и сейчас достигли хороших результатов. Главное – получить местный код (аналог ИИН в Казахстане) и карточку резидента. С этими документами сможете дистанционно сообщить о смене места жительства, подать заявление на продление ВНЖ, записаться к врачу и посмотреть историю болезни, а также купить или продать имущество.

Станислав Беляев, Microsoft

Финтех при этом отстает. Многие банки выглядят архаично по сравнению с учреждениями Казахстана. Часто люди платят наличными, хотя у всех есть карты. Недавно коллега радовался, что открыл счет в Revolut (британско-литовский онлайн-банк и компания финансовых технологий – прим. Digital Business) после 10 лет обслуживания в SEB. На рынке много альтернатив, однако большая часть местных жителей почему-то остаются в нетехнологичных банках.

Казахстан активно догоняет Эстонию в плане цифровизации, однако количество населения и его структура вносит свои корректировки. Люди в отдаленных населенных пунктах часто не имеют доступа к цифровым услугам, потому что у них нет ЭЦП или оборудования для использования подписи. Не все готовы ехать в районный ЦОН, чтобы все это получить.

«Активный карьерный рост в Microsoft начинается спустя 4-5 лет»

– В Microsoft попал просто: в мае отправил отклик на позицию, через 1,5 месяца со мной связался рекрутер. Спустя 2 месяца прислали оффер, еще столько же ждал свой первый рабочий день в компании.

Мне повезло: в тот момент менеджеру нужен был человек с опытом, похожим на мой. Плюс это было в 2021 году, когда в ИТ активно переманивали сотрудников из одной компании в другую и были готовы вкладываться в релокацию специалистов. Не уверен, что сегодня смог бы добиться такого же результата.

Сейчас занимаю позицию Senior Engineering Manager. В моей команде до 10 человек. Работаю в офисе Skype, ведь именно в Таллине появился этот продукт. Мы отвечаем за развитие бэкенда для Microsoft Teams и других связанных с коммуникациями технологий. Говорить о карьерном росте пока рано, ведь прошло только 2 года. Здесь активное продвижение начинается спустя 4-5 лет.

В штате Microsoft около 200 тысяч человек, поэтому опыт в каждой небольшой части компании разный. Выделю плюсы, которые признаю не только я:

  • Компания решает уникальные задачи, с которыми вы вряд ли где-то еще столкнетесь. Например, у Microsoft Teams 320 млн активных пользователей в месяц. В мире не так много мест, где можно поработать со столь крупным продуктом.
  • В Microsoft легко соблюдать work-life balance. Здесь активно пропагандируют отключаться от работы в вечернее время и на выходных. В США, например, не ограничено количество отпускных дней для каждого работника.
  • Ты работаешь в многонациональной команде. Общаясь с сотрудниками, можно больше узнать об обычаях и образе жизни других стран. Например, коллега рассказал мне, что Гана – очень развитая страна, а в столице, городе Аккра, есть офисы Google, Microsoft и Oracle.
  • Нас бесплатно кормят. Всего два офиса Microsoft удостоены такой привилегии, и один из них в Таллине.
  • Здесь можно построить карьеру. Если посвятить компании 20-25 лет, то вы дорастете до высоких позиций.
  • На определенных позициях суммарный доход (Base Pay + Bonuses + Stocks) выше среднего по рынку. Это привязывает сотрудников к компании, поскольку мало кто может предложить альтернативу.
  • Это компания, которая создает инновации. Если сегодня вам удалось оказаться в AI-подразделении (3-4 года назад это был MS Teams, 10-15 лет назад – Azure Cloud), то вы работаете с наиболее интересными технологиями в моменте. Остальные 70% штата внедряют новые функции медленнее, а команды разработки занимаются поддержкой существующих сервисов.
Станислав Беляев, Microsoft

Однако Microsoft не лучшее место, в котором довелось поработать. Например, в Точке (российский цифровой банк для предпринимателей без физических офисов – прим. Digital Business) была сильная корпоративная культура, которая давала много свободы. Этого удалось достичь за счет принятой Холакратии (структура компании, в которой полномочия и ответственность за принятие решений отдано командам вместо управленческой иерархии – прим. Digital Business) и Бирюзового стиля управления (стиль управления компанией, где нет вертикальной иерархии и классического типа руководителей – прим. Digital Business).

Важно помнить, что Microsoft – огромная корпорация. Здесь вертикальное подчинение и слаборазвитые горизонтальные связи, а доход может прибавляться только за счет карьерного роста в должности. В компании много людей и мнений, а вы – маленькая шестеренка в этой системе.

«Казахстан остается запасным аэродромом, куда всегда могу вернуться»

– Искал варианты, как можно применить свои знания в Казахстане, и вступил в группу Projects KZ. Создатель сообщества достаточно быстро потерял интерес, а мне не хотелось становиться участником еще одного мертвого чата. Поэтому поддерживал его активность: организовывал трансляции, чтобы делиться собственными знаниями и мотивировать на это других. Количество подписчиков выросло с 600 до 1300+ человек. Сейчас я админ группы.

В пост-ковидный период, понимая ценность живого общения, предложил запустить офлайн-митапы. Провели уже четыре таких ивента. Спасибо тем, кто волонтерил локально – они организовывали все на месте, я лишь выступал спонсором. Думаю, что такие встречи будем проводить и дальше. Возможно, вскоре дорастем до профессиональной конференции. Также планируем начать исследование о профессии Менеджер проектов в рамках СНГ. При удачных обстоятельствах уже летом покажем результаты.

Станислав Беляев, Microsoft

Открыт к любым инициативам, да и запросы на выступления поступают. Часть из них приходится отклонять из-за офлайн-формата: пока нет возможности на постоянной основе приезжать в Казахстан. Но я бы с удовольствием стал спикером на Kolesa Conf и BeeTech, если буду в стране. Также активно развиваю свою рассылку о менеджменте. Вероятно, в будущем трансформирую все знания и опыт в полноценный курс о PM.

Казахстан остается запасным аэродромом, куда всегда могу вернуться. Это придает уверенности. В 2021 году были реальные шансы переехать обратно: меня пригласила одна местная компания на executive позицию. Хотя на Западе таких предложений не получал, решил остаться в Эстонии. Сейчас планов по релокации нет, но все может измениться.

Вам может быть интересно: