Авиатокены, курсы казахского языка и психологическая поддержка. Как работают люди в Aviata

Kaz
Дата публикации: 30.04.2024, 09:00
Aviata

Сервис по онлайн-продаже авиа и ЖД-билетов Aviata существует в Казахстане уже больше 10 лет. За это время он несколько раз сменил собственника, вырос из небольшого стартапа в крупную компанию и увеличил штат до 200 человек.

Digital Business побывал в гостях у Aviata и узнал, как искусственный интеллект помог украсить офис, куда сотрудники тратят авиатокены, и почему люди после ухода из компании спустя время вновь сюда возвращаются.

«Установить бассейн в офисе не смогли, зато поставили кресло для массажа шеи»

Офис Aviata находится недалеко от станции метро Алатау в Алматы. Компания въехала сюда несколько лет назад: после объединения с Chocotravel стало понятно, что прежняя локация всех не вмещает. Обживали новый офис долго: переезд совпал с началом пандемии, поэтому через пару дней все ушли на удаленку. Дополнительное время позволило спроектировать офис с учетом специфики деятельности компании в сфере путешествий. Например, переговорки оформили и назвали в честь известных туристических локаций. На каждой двери разместили QR-код. Можно отсканировать его и узнать больше об этом месте.

Aviata kz

– При размещении отталкивались от количества сотрудников, – рассказывает руководитель отдела рекрутинга Айдана Саветова. – Решили не делать open space, а выделить каждому отделу свою комнату. Кабинет СЕО Аюны Вальтер располагается в самом центре этажа, чтобы руководитель находился одинаково близко к каждому работнику. Все перегородки стеклянные: можно наблюдать за работой коллег и изучать рисунки на стенах – каждая команда сама выбирала, что хочет изобразить.

Aviata

Кабинет команды Data

В коридорах тоже есть на что посмотреть. Отдел маркетинга попросил искусственный интеллект сгенерировать достопримечательности Казахстана, которые больше всего любят сотрудники Aviata (Чарынский каньон, БАО и т.д.). Получившиеся картины развесили по офису.

Aviata

Айдана Саветова

– Пожеланий было много, старались учесть большинство, – делится Айдана. – Конечно, бассейн в офисе установить не получилось, зато есть просторная гардеробная, большая кухня, игровая комната с настольным теннисом и кикером, кресло для массажа шейно-воротниковой зоны и библиотека.

Aviata

Особенное место для компании – зона с амфитеатром. Здесь Aviata отмечает праздники, проводит крупные ивенты, а каждый четверг собирается на DevDay – внутренний митап, где любой сотрудник может рассказать о необычном кейсе или поделиться знаниями. Крупные выездные корпоративы организовывают дважды в год: зимой и летом. Например, в июле 2023 года масштабно отмечали 10-летие Aviata за городом.

– Самые активные участники корпоративной жизни получают специальные бонусы, которые называются авиатокены. Их можно потратить в специальном магазине Aviastore для сотрудников и купить мерч. К примеру, за это интервью получу 80 авиатокенов, – делится Айдана.

Список бенефитов на этом не закачивается. Для тех, кто работает в Aviata, действуют корпоративные скидки на сеансы с психологом, чек-ап организма и посещение спортзала. Также прямо в офисе регулярно проходят уроки казахского языка. А после слияния с Freedom Holding Corp. добавились бонусы от проектов холдинга – Freedom Insurance, Freedom Bank и т.д.

«Бывало, что соискатели общались с нами на собеседовании лежа в кровати»

В Aviata четко выстроена система грейдирования. Это позволяет на этапе создания вакансии проанализировать и понять, специалиста какого уровня необходимо найти:

– Требования к навыкам зависят от позиции, однако есть два главных софт скилла для любого сотрудника: принятие ответственности и ориентация на результат, – рассказывает Айдана Саветова. – Также на первом этапе проверяем, соответствует ли кандидат ценностям компании. Если нет, то мы просто не можем его рассматривать. Например, нам важна честность и порядочность соискателей. Когда человек указывает неправдивую информацию в резюме или врет на интервью – это красный флаг для нас. При этом смешные случаи на интервью происходят довольно часто. Например, были соискатели, которые в процессе начинали курить электронную сигарету или общались лежа в кровати. Это не причины отказывать, но все же таких кейсов лучше избегать.

Aviata

Кабинет команды SysOps и DevOps

Всем, кто хочет попасть в Aviata, нужно пройти в среднем три этапа собеседования. При этом активно работает реферальная программа. По рекомендации друга 5 месяцев назад в Aviata попал продакт-менеджер Абулхаирхан Омаров. Больше всего молодого человека удивило тестовое задание:

– Впервые мне прислали ТЗ полностью на английском языке, – вспоминает Абулхаирхан. – В нем не было лишней воды: только головоломки, которые действительно проверяют мой продуктовый подход. Было понятно, почему мне задают тот или иной вопрос. То же самое и с другими этапами собеседования. Все было четко, структурировано и быстро. От отправки резюме до получения оффера прошло около двух недель.

Aviata

Абулхаирхан Омаров

Онбординг, по словам Абулхаирхана, проходил в комфортном темпе: было время постепенно все освоить и при этом не заскучать.

– Оne-to-one встречи проходят регулярно, некоторые руководители проводят их раз в неделю – уточняет Айдана Саветова. – Примерно через полгода назначается первый Performance poll, где сотрудник, его менеджер и HR делятся взаимной обратной связью и обсуждают дальнейший вектор развития человека.

«4% действующих сотрудников вернулись в компанию после перерыва»

Вакансий в Aviata хватает. В компании ищут продакт-менеджера, UX/UI дизайнера, Data-инженеров и Data-аналитиков, Head of product analytics, Python-разработчиков. И это только самые приоритетные позиции. Также раз в квартал открывается набор агентов в службу поддержки.

Aviata

Сотрудники службы поддержки Aviata

– В основном текучесть кадров  в службе поддержки, – подчеркивает Айдана. – Часто сотрудники переобучаются и переходят из СП в другие отделы. Однако процент увольнений постепенно снижается. В последний рабочий день мы проводим exit-интервью, где спрашиваем, готовы ли вернуться в компанию спустя некоторое время. 77% отвечают положительно.

А 4% текущих сотрудников уходили из компании, но вернулись обратно. Процент мог быть и выше, однако взять всех желающих не вышло. Например, сама Айдана на 1,5 года покидала Aviatа:

– Уходила за новыми челленджами в маленькую компанию, где HR-процессы не были выстроены, – вспоминает рекрутер. – Захотелось сделать что-то с нуля. При этом возвращение в Aviatа было осознанным. Во-первых, мне рассказали о планах и стратегии компании, во-вторых, очень скучала по команде.

Aviata kz, HR-команда

HR-команда Aviata

Как показала практика, сотрудники возвращались в компанию осознанно и во второй раз показывали более стремительный рост. Это подтверждает Data Engineering Team Lead Тимур Сулеев. В 2019 году он попал в компанию начинающим специалистом, во время пандемии уволился, а в начале 2023 года вновь пришел в Aviatа. Через три месяца после возвращения стал тимлидом:

– В 2019 году выбрал Aviatа в основном за сильный бренд, – рассказывает Тимур. – Знал, что здесь развита культура разработки и сильные специалисты, у которых есть чему поучиться. На тот момент мои ожидания оправдались. В пандемию решил попробовать себя в международной компании, но спустя 2,5 года вернулся обратно. Понимал, как устроены процессы внутри, и хотел принести полученный международный опыт на локальный рынок. Через три месяца мне доверили управление командой.

Aviata, Тимур Сулеев

Тимур Сулеев

Сейчас Тимур – менеджер, который продолжает писать код самостоятельно. Его команда создает конвейеры для управления потоками данных и помогают аналитикам в поисках инсайтов:

– Ребята стремятся обучаться, а компания всячески это поддерживает, – говорит Тимур. – Оплачивает обучение и курсы, которые способствуют улучшению профессиональных навыков. Еще один классный бенефит – корпоративная скидка на онлайн-сессии с психологом. Мало кто заботится о ментальном здоровье сотрудников.

«Впервые смогла увидеть коллег вживую только через 1,5 месяца»

Немало трудностей пришлось пережить в период пандемии коронавируса. Тогда каждый сотрудник Aviata независимо от должности и грейда находился на линии службы поддержки и помогал решать вопросы клиентов. В апреле 2020 года найм приостановили, однако Шахиза Ашенова получила оффер за неделю до локдауна. Девушка прошла отбор на позицию junior продакт-менеджера, однако в первый день узнала, что будет работать не в Chocotravel, а в продуктовой витрине Aviatа:

– Тогда не только я, но и вся компания переживала период адаптации. Было немного непривычно знакомиться со всеми удаленно, ведь впервые смогла вживую увидеть коллег только через 1,5 месяца. Но мы все учились работать в онлайн-формате. Стали чаще проводить синки – кросс-функциональные встречи между командами – выстраивать новые процессы. Кстати, некоторые из них до сих пор работают для продуктовых команд.

Aviata, Шахиза Ашенова

Шахиза Ашенова

За 4 года Шахиза несколько раз продвигалась по карьерной лестнице и в начале этого года заняла должность директора по данным в новом отделе:

– В Aviatа нет культуры переработок, все ценят work-life balance. Однако каждый готов подключиться к решению задачи, если это необходимо. Рядом с командой профессионалов ты хочешь расти и развиваться, и, как правило, довольно быстро повышаешь свой грейд.

Aviata

Многие топовые сотрудники начинали в Aviata с нуля. Например, СРО компании Еркебулан Нуржакыпов в 2018 году устроился в компанию специалистом службы поддержки и за 6 лет получил более десяти повышений:

– Спустя 6-7 месяцев после прихода в компанию стал менеджером, – рассказывает Еркебулан. – Адаптация прошла легко, ведь в Aviata нет ярко выраженной иерархии. Каждый член команды влияет на процессы и может видеть результат своей работы. Есть стратегия, из которой формируются OKR (Objectives and Key Results – система постановки целей, которая помогает построить их иерархию, начиная от всей организации и заканчивая конкретными работниками – прим.Digital Business), а далее планируются спринты. Благодаря этому мы реализуем задачи быстро и слаженно.

CPO Aviata Еркебулан Нуржакыпов

Еркебулан Нуржакыпов

При этом Еркебулан пережил с компанией все ключевые кадровые изменения и смены собственников:

– Наши руководители всегда попадали к нам в нужное время. С Алексеем Ли мы превратились из стартапа в компанию, с Николаем Мазенцевым успешно прошли слияние двух больших команд в тревел-сегменте, а с Аюной Вальтер продолжаем расти и улучшать сервис. В составе Freedom Holding перед нами открываются еще большие перспективы развития и расширения.

Читайте также: «В ближайшие годы хотим активно инвестировать в развитие проекта». Поговорили с CEO Aviata Аюной Вальтер