«Мечтаю создать ИТ-академию для школьников и студентов». История лучшего казахстанского преподавателя по версии TikTok

О редакции Большое интервью с Магжаном Мадиевым
Дата публикации: 12.03.2024, 10:00
Даулетбек Хамза

Даулетбек Хамза

Даулетбек Хамза преподает робототехнику в Казахском национальном женском педагогическом университете. В конце 2023 года парень стал победителем конкурса #УчителяКазахстана, который проводил TikTok при поддержке Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения РК. В двухминутном видеоролике преподаватель сумел доступно объяснить, как самостоятельно собрать робота на платформе Arduino (аппаратно-программный комплекс для создания электронных устройств своими руками). Видео на данный момент набрало почти 50 тысяч просмотров.

Даулетбек рассказал Digital Business, как решил стать преподавателем, в чем особенность обучения девушек ИТ-направлениям и почему он ведет свои соцсети исключительно на казахском языке.

«Вообще я не собирался идти в преподаватели – хотел просто писать код»

– Я родился в Туркестанской области. С первого по шестой класс учился в обычной средней школе. Затем перешел в «Дарын» – учреждение образования для одаренных детей с физико-математическим уклоном. Далее поступил в Казахский национальный университет имени аль-Фараби на физико-технический факультет и переехал в Алматы. После бакалавриата пошел в магистратуру.

Разработкой увлекся в студенческие годы. В университете работала инновационная сервисная академия Samsung, которая каждый год предоставляла бесплатные курсы по программированию. Там впервые познакомился с языками C, C++, Python и заинтересовался этой темой.

Однако выбрал робототехнику. С детства чинил велосипеды, перебирал разную технику. Когда познакомился с ИТ, понял, что собранные руками вещи можно еще и запрограммировать.

Хамза Дәулетбек, преподаватель робототехники

Вообще я не собирался идти в преподаватели – хотел просто писать код. Однако все решил случай. В бакалавриате был рубежный контроль по предмету, связанному с микроконтроллером. Используя разные источники, самостоятельно изучил тему и сдал экзамен на высший балл. Одногруппница попросила меня объяснить и ей. У меня получилось рассказать все простыми словами, и она сдала экзамен на «отлично». Это стало хорошей мотивацией. Понял, что хочу помогать остальным. Увидел вакансию инженера-программиста в Казахском национальном женском педагогическом университете. Откликнулся, прошел собеседование, и меня сразу приняли. Так и стал педагогом.

«Многие девушки до сих пор воспринимают ИТ-специальности исключительно как мужские»

– Мою работу в университете можно разделить на две части. Первая – курирование проектов, созданных студентками. Например, недавно ребята выиграли конкурс и получили миллион тенге на развитие робота по сортировке мусора. Сейчас готова первая версия, в планах искать инвесторов.

Вторая часть моей деятельности – проведение лекций и практических занятий. Преподаю всем, кто увлекается робототехникой, но в университете у меня исключительно женские группы. Когда сам учился в школе, девочки больше стремились к знаниям. А сейчас, кажется, ситуация меняется. Возможно, это зависит от университета, но у меня возникает ощущение, что девушки не особо увлекаются сферой ИТ. Также многие из них до сих пор воспринимают ИТ-специальности исключительно как мужские. Чтобы доказать обратное, езжу с ними на олимпиады и соревнования. Например, одно из последних – «IITU ROBOCON 2022». Там участвовали 13 вузов Казахстана, и только у нас была женская команда. Заняли третье место. Это помогло студенткам понять, что они способны достигать значимых результатов в ИТ.

Я верю в женщин в ИТ. Считаю, что любой человек независимо от пола может стать айтишником. Главное – мотивация и качественная система обучения. Когда только пришел в университет, большинство студенток планировали работать учителями в школе: считали, что девушкам большего не дано. Сейчас появляются те, кто интересуется разработкой и хочет устроиться в банк или ИТ-компанию. Некоторые уже смогли найти работу.

Если смотреть на сферу в целом, то тут много заинтересованных робототехникой ребят. Я начал увлекаться этим в студенческие годы, а сейчас дети занимаются со школы. Думаю, через 5-10 лет в каждом доме будет минимум один робот-помощник. Чем больше таких устройств, тем сильнее будут цениться люди, которые умеют с ними обращаться.

«Учебные программы в университетах можно использовать, но они устаревают»

– Ситуация с цифровизацией нашего университета улучшается. В этом году привозят новые мощные компьютеры, ставят фейс-контроллеры. Бумажная работа есть, но ее становится меньше. Появился сайт Salem оffice для обмена документами. Например, можно написать заявление на отпуск и подписать онлайн с помощью ЭЦП. Однако и бумажную версию надо предоставлять при необходимости. На данный момент в университете не хватает лишь специализированных аудиторий, но этот вопрос уже решается.

Что касается образовательного процесса, то учебные программы в университетах можно использовать, но они устаревают. Каждый год выходят новые конструкторы, технологии. Их нужно внедрять в процесс обучения, чтобы не отставать от современных технологий. Например, сейчас больше международных олимпиад идет по наборам робототехники от компании REV Robotics, а в Казахстане во многих местах обучают только по наборам от LEGO (модели Spike, EV3). Необходимо внедрить новую технологию, чтобы можно было подготовить студентов к заграничным соревнованиям.

Хамза Дәулетбек, преподаватель робототехники

Однако я редко отхожу от темы занятия. Соблюдаю учебный план, чтобы студенты могли сдать экзамены. В тоже время всегда ищу дополнительные материалы. Перевожу с английского на русский, а преподаю уже на казахском.

Аккаунты в соцсетях тоже веду на казахском языке. Переходить на русский сейчас не планирую. Какое-то время преподавал еще и в школах. Там заметил, что есть много талантливых казахоговорящих ребят. Им надо дать хорошее направление. Если заинтересуются робототехникой, то сами начнут искать нужные материалы и учить иностранные языки. Например, мой друг, когда устраивался в ИТ-компанию, говорил только на казахском. Его приняли, однако в процессе работы он начал активно изучать другие языки. В итоге переехал в Дубай, где общается исключительно на английском. Это еще раз подтверждает, что дело в мотивации, а моя задача – сделать так, чтобы человек захотел учиться.

«В планах набрать 100 тысяч подписчиков в TikTok»

– До конкурса от TikTok несколько раз пытался создать канал с полезным контентом. Одно видео даже набрало 500 тысяч просмотров, но в целом каких-то масштабных результатов не было.

Когда узнал о конкурсе, решил попробовать вновь. Собрал свои наработки, попросил коллегу снять меня, быстро смонтировал и выложил. Причем это было в последние дни приема заявок. По началу ролик набрал 2000 просмотров, а потом резко стали увеличиваться посещения профиля. Сперва 50 человек в день, потом 200, и при этом много лайков. Оказалось, что видео попало в рекомендации.

Во время новогоднего корпоратива позвонили и сообщили, что меня номинировали на «Лучшего преподавателя». Не воспринял это всерьез, просто оставил контакты и забыл. Еще через пару дней меня вызвала декан факультета Гульназ Ибрагимовна и начала поздравлять: в университет прислали письмо от Министерства науки и высшего образования о моей победе.

Даулетбек Хамза, преподаватель робототехники

После победы мне пришло много личных сообщений от школьников и студентов. Они просили объяснить тему, помочь определиться с выбором специальности для поступления, просто проконсультировать и т.д. Постарался ответить всем.

Стараюсь развивать свой канал в TikTok. Пока там мало подписчиков, но это только начало. Сейчас снимаю обучающие ролики, которые временами разбавляю развлекательными видео. Когда соберу первые 100 тысяч подписчиков, полностью перейду на образовательный контент.

В TikTok трудно продвигать полезный образовательный контент из-за ограничения по времени. Редко кто смотрит видео дольше двух минут. Остается либо делить ролик на несколько частей, либо рассказывать совсем немного. Для полноценных форматов стоит открыть YouTube-канал, но пока это только мысли. Нужно составить четкий план, определить темы и регулярно выкладывать видео. Не хочется записать пару уроков, а потом это забросить. Сейчас как раз работаю над этим.

«Хочу совмещать программирование и преподавание»

– Если бы год назад спросили о будущем – точно бы выбрал профессию разработчика. Сейчас все изменилось. Хочу совмещать программирование и преподавание. Так смогу и сам практиковаться, и помогать другим. Однако, если вдруг уйду из университета, то не брошу снимать образовательный контент.

В то же время рассматриваю возможность поработать в ИТ-компании. Для этого углубленно изучаю Python. Хочу стать экспертом в анализе данных или специалистом в сфере искусственного интеллекта. Сейчас активно использую чат-боты в личных целях. Например, прошу их написать какую-то часть кода, чтобы ускорить процесс. Полученный ответ тщательно проверяю и тестирую. Если работает, то добавляю в свой проект. Считаю, что надо обращаться к ИИ для экономии времени, но полностью на него полагаться пока рано. Возможно, когда повысится уровень точности ответов, начну использовать ИИ-ассистентов на лекциях.

Хамза Дәулетбек, преподаватель робототехники

Есть и большая мечта – создать ИТ-академию для школьников и студентов. Собрать там лучших преподавателей и готовить профессионалов отрасли. Хочу после себя оставить большой след в Казахстане. Если все получится, можно выйти и на международный уровень.

В жизни хочу многое попробовать: и книгу написать, и научную степень получить. Сделать все, что в моих силах. Всегда говорю – невозможно быть идеальным, но к идеалу надо стремиться.

Читайте также: Преподаватель робототехники из Алматы выиграл iPhone 15 Pro Max на конкурсе в TikTok