15 тысяч клиентов, фичи для ТОО и бухучет онлайн. Как команда HCB Business развивает цифровой банк для МСБ
Летом 2023 года Home Credit Bank презентовал первый в Казахстане цифровой банк для малого и среднего бизнеса. Сложная ИТ-платформа, которую разрабатывали полгода, должна была значительно упростить жизнь казахстанских предпринимателей, сэкономить их время и деньги. И вот, спустя несколько месяцев после запуска, топ-менеджмент HCB вновь собрал представителей МСБ, чтобы рассказать о первых результатах работы цифрового банка и поделиться планами по его развитию.
Сколько предпринимателей подключились к цифровому продукту, по-прежнему ли они не платят за пользование сервисом и какие новые фичи ждать от команды Home Credit Bank в ближайшее время? Подробности – в материале Digital Business.
«Сейчас у нас порядка 15 тысяч клиентов»
Home Credit Bank входит в международную финансовую группу PPF и еще недавно фокусировался на физлицах. В прошлом году казахстанское руководство определило новый вектор развития HCB.
«Все, что мы сделали в прошлом году и развиваем в этом, – это продолжение нашего пути по созданию ценности для клиента. Помогая казахстанцам улучшать бизнес, мы до сих пор не берем комиссии за использование наших сервисов. Сейчас у нас порядка 15 тысяч клиентов – это больше, чем планировали в прошлом году. Так же, как и в рознице, мы опережаем наши цели в HCB Business», – отметил на открытии форума председатель правления Home Credit Bank Кирил Бачваров.
Первые полгода банковское приложение было рассчитано только на индивидуальных предпринимателей. Его функционал включает различные переводы, обмен валют, а также сервисы по уплате налогов, получению разных справок и выписок, подключение рассрочки со скорингом и многое другое.
«Мы создаем открытую платформу и готовы сотрудничать с партнерами, чтобы предложить казахстанскому рынку новый уровень ценности для клиентов. Например, это может быть интеграция с другими платформами и решениями для малого бизнеса и розницы», – подчеркнул Кирил Бачваров.
Инвестиции в создание банка для МСБ составили 20 млн долларов
О необходимости развития малого и среднего бизнеса в Казахстане говорят давно, причем как в правительстве, так и сами предприниматели. На сегодня МСБ дает работу 4,5 млн казахстанцев и напрямую влияет на их благосостояние. При этом у сегмента огромный потенциал для роста.
«Мы работаем в том же направлении – над развитием малого и среднего бизнеса. Наши клиенты совершают транзакции и перевели к нам свои обороты на общую сумму 5 млрд тенге (остатки на счетах). При этом показатель их удовлетворенности в приложении составляет – 4,8 из 5», – рассказывает управляющий директор блока МСБ Home Credit Bank Дамир Какиев.
Изучив потребности клиентов, бизнес-команда выяснила, что у 1,6 млн ИП работает от 1 до 5 человек. Предпринимателям приходится заниматься их оформлением, выплачивать зарплаты и налоги. Бухгалтерия превращается в утомительную рутину, но нанимать отдельного специалиста микробизнесу невыгодно. Теперь эту проблему решает онлайн-бухгалтерия в цифровом банке. Ее работу представители HCB показали вместе с предпринимателем, использующим новый сервис.
«Уже больше тысячи человек оплачивают налоги с нашей помощью. Подключение онлайн-бухгалтерии в HCB Business занимает буквально пару секунд. Информация о предпринимателе сразу подгружается из государственных баз данных. Там же можно добавить сотрудников, а все нужные данные подтянутся из государственных баз данных. Остается только добавить размер зарплаты сотрудника и дату его приема на работу. Далее в приложении появится профиль сотрудника. Сервис тут же рассчитает налоги и отчисления и предложит оплатить», – объясняет директор цифровой разработки и продуктов МСБ Home Credit Bank Арина Лепихова.
В итоге предприниматель сразу видит статус всех обязательных выплат. Также в приложении добавлен налог в 3% и 910 форма [для тех, кто работает на «упрощенке»]. Списав средства, онлайн-бухгалтерия сразу уведомляет об этом налоговую и сохраняет все данные в отчете. Его потом можно использовать для сдачи налоговой декларации. Еще разработчики добавили в приложение гид для предпринимателей по актуальным вопросам, которые у них часто возникают.
После ИП оцифровали ТОО
Главным релизом на форуме стала презентация нового функционала для ТОО. Он работает по тому же принципу, как и для ИП, но с учетом потребностей юрлица. Здесь можно регистрировать контракты, конвертировать валюту и совершать сделки, в том числе с зарубежными контрагентами. Например, с марта 2024 года приложение позволит вести торговые сделки с РФ в рублях через российского банка-партнера.
«Большой плюс сервиса в том, что пользователю достаточно одной подписи сразу для нескольких переводов. В Казахстане все платежи проходят через систему национального банка, но у нас нет задержек. Деньги, отправленные со счета HCB Business, поступают в другой банк очень быстро. Также пользователям, подключившим кабинет продаж, доступны: продажа в рассрочку товара по QR, онлайн-оформление возврата товара. В марте предпринимателям будет доступен сервис приема оплаты по ссылке, и множество другого полезного функционала для ведения бизнеса», – рассказывает Дамир Какиев.
С точки зрения разработки создавать функционал для ТОО было немного сложнее, чем для ИП. В первую очередь из-за количества учредителей, разного долевого участия и недостающих сервисов для юрлиц.
«ТОО – само по себе сложная структура. От нас требовалась интеграция множества разных сервисов, часть из которых пришлось создавать с нуля. На презентации мы показали не все, что нам удалось сделать. При этом важную роль в разработке играли консультации с предпринимателями, которые озвучивали свои потребности», – комментирует Арина Лепихова.
Также презентовали отдельный сервис в виде веб-приложения для ТОО. Сделать его интуитивно понятным команде помогла экспертиза бухгалтера с 17-летним опытом Асель Аульбековой. Также Асель консультировала разработчиков в создании онлайн-бухгалтерии для ИП.
«Мы трудились над тем, чтобы все работало максимально быстро и удобно. Зная все боли коллег, мне хотелось сэкономить каждому бухгалтеру 2-3 часа за счет интуитивно понятного интернет-банкинга. Чтобы им не приходилось тратить время на поиск нужных кнопок, информации», – говорит бухгалтер.
«Наша цель в 2024 году – 60 тысяч клиентов. Это около 10% рынка юрлиц, и мы уверенно к ней идем. В Казахстане есть высокая потребность в качественном клиентском опыте с точки зрения онлайн-банкинга. Почти все специалисты в нашем головном офисе разработки имеют реальный опыт предпринимательства. Соответственно, мы хорошо знаем боли наших клиентов и также видим свою миссию в развитии самих предпринимателей, – говорит Дамир Какиев. С этой целью вместе с акиматом и библиотеками Алматы запустили проект по развитию культуры чтения».
В 2024 Банк закупил вендинговые аппараты с популярной бизнес-литературой, которую пользователи HCB Вusiness по именным картам смогут бесплатно взять почитать на определенный срок. Такие книжные витрины появятся в библиотеках и нескольких ТРЦ в Алматы.
Читайте также: В Казахстане появился новый цифровой банк для малого и среднего бизнеса