Работал в шахте, а теперь развивает стартап. История карагандинца, который делает деньги на 3D-технологиях
![Данил Ращупкин, основатель KZ TRANSIT](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2024/02/danil-rashhupkin.jpg)
Данил Ращупкин, основатель KZ TRANSIT
Данил Ращупкин с детства увлекался электроникой: любил разбирать различные приборы, чтобы изучить их строение и принципы работы. После школы поступил в Карагандинский горно-индустриальный колледж на специальность «Электрослесарь подземный», а затем устроился в шахту. Однако вскоре мужчина решил заняться предпринимательством. Создав несколько классических бизнесов, Данил запустил стартап KZ TRANSIT. Проект занимается созданием запасных частей для промышленного оборудования с помощью 3D-печати.
В материале для Digital Business карагандинский стартапер рассказал, что привело его в предпринимательство, почему он решил погрузиться в нишу 3D-печати и сколько у него получается на этом зарабатывать.
«Пока лежал в больнице, понял, что пора начинать работать головой, а не руками»
– На самом деле уход из шахты получился спонтанным. Однажды получил серьезную травму на производстве и попал в больницу. В тот момент понял, что просто физически больше не смогу справляться с такими нагрузками. Пожалуй, это был поворотный момент. Решил, пора начинать работать головой, а не руками.
Поступил в Карагандинский институт предпринимательства и культуры менеджмента. Там получилось, можно сказать, освоить базовые навыки, необходимые для создания бизнеса. Правда, сразу открывать собственное дело я не стал. Сперва решил набраться опыта в найме. Начал с менеджера по логистике и через несколько лет дошел до позиции директора предприятия.
При этом от идеи стать предпринимателем никогда не отказывался. Хотя, признаюсь, было много сомнений на этот счет, ведь нужно сделать шаг в неизвестность. Но в конце концов я на него решился.
![Данил Ращупкин 2](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2024/02/danil-rashhupkin-2.jpg)
Первым моим бизнесом были грузоперевозки, потом занимался автоматами с игрушками. Сложностей хватало: высокая конкуренция, недобросовестные сотрудники, финансовые кризисы, долги. Но, возможно, благодаря упорству всегда удерживался на плаву. А вскоре смог открыть игровые центры. Сначала в Караганде, а потом в Темиртау и Астане.
Следующим крупным проектом стала компания по производству резины и технических изделий для промышленных предприятий. В процессе обратил внимание на одну проблему. Большой объем заявок приходится на мелкосерийные и штучные изготовления, которые крупный завод не может обработать. Ни одно производство не возьмется сделать по пять штук определенных деталей: должен быть запрос минимум на тысячу. Из-за этого небольшим предприятиям приходится ждать, пока не наберется необходимое количество таких же желающих. Но это может надолго затянуться. А бывают моменты, когда деталь нужна срочно.
![Данил Ращупкин](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2024/02/danil-rashhupkin-3.jpg)
Пришла идея создать центр аддитивных технологий (метод создания трехмерных объектов, деталей или вещей – прим. Digital Business), который поможет с производством индивидуальных деталей не только предприятиям, но и частным клиентам.
«Уже в первый месяц работы вышли на оборот в 3,5 млн тенге»
– Однако запустить подобный проект, когда у тебя нет опыта в данной сфере, – сложная задача. Со своей идеей пошел на акселерационную бизнес-программу в карагандинский ИТ-хаб «Терриконовая долина». Там наставники (действующие предприниматели, которые уже построили успешный бизнес) делились советами по маркетингу, оцифровке бизнес-процессов, привлечению клиентов, подбору команды и так далее.
У меня было несколько запросов: определить точки роста для бизнеса, найти технологию для реализации задумки и источники инвестиций. Под руководством опытных трекеров удалось добиться результатов. Проверив несколько гипотез и изучив рынок, остановился на технологии 3D. Дальше собрал команду подходящих специалистов, запустил сайт и зарезервировал средства для софинансирования нового проекта. Но главное достижение – открытие собственного цеха по 3D-печати.
![3D](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2024/02/3d.jpg)
Что мы делаем? Для начала берем сломанную деталь, переводим ее в цифровой формат и сканируем. Затем с помощью метода реверс-инжиниринга (исследование готового устройства или программы, чтобы понять принцип работы – прим. Digital Business) наши специалисты дорисовывают сломанные элементы, при необходимости усиливая и дорабатывая те места, где идет поломка. Полученное изделие зачастую служит дольше, чем оригинал.
Благодаря такому подходу довольно быстро удалось заключить первые договоры с заказчиками и выйти на месячный оборот в 3,5 млн тенге.
![Деталь](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2024/02/detal.jpg)
Сломанная и новая деталь
Останавливаться на достигнутом не стали и подали заявку на участие в следующем потоке «Акселератора» от «Терриконовой долины». Там получили важные подсказки для грамотного взаимодействия с B2B. В течение восьми недель вместе с трекерами анализировали все проблемы, с которыми столкнулись, и искали пути решения. По итогу провели сегментацию клиентов, сформулировали новое ценностное предложение для них. Плюс мне помогли немного разгрузить себя от операционных процессов. Решил меньше участвовать в производстве и продажах, делегировав эти функции другим людям.
«В ближайшие три года планируем стать лидером рынка 3D-технологий в Казахстане»
– Участие в программах от «Терриконовой долины» сильно нам помогло. После обучения продажи увеличились более, чем на 100%. А объем новых заключенных контрактов достиг суммы в 8,5 млн тенге. Также удалось презентовать наш стартап перед акимом Карагандинской области и запустить совместный научный проект с Медицинским университетом Караганды. А еще разработали и изготовили накладки на протез ноги для Республиканского центра протезирования.
Сейчас в плане продаж фокусируемся на промышленных предприятиях. Мы для них своеобразная «скорая помощь». Если из-за одной детали вышла из строя целая линия, то оперативно можем изготовить новую или модернизировать старую, тем самым сократив убытки для компании.
![Команда KZ TRANSIT](https://digitalbusiness.kz/wp-content/uploads/2024/02/komanda-kz-transit.jpg)
Команда KZ TRANSIT
Однако ограничиваться только промышленным сектором не собираемся. Среди наших клиентов есть такие компании как Kaspi Bank, NeoService, Halyk Kazteleport, «Сарыарка Нан» и другие. При этом команда берет небольшие заказы на изготовление единичных деталей, которые нельзя купить в обычных магазинах.
Но без трудностей, понятное дело, не обходится. Одна из них – скептическое отношение к 3D-технологиям. Многие до сих пор считают ее «несерьезной» и не предназначенной для изготовления производственных деталей. Однако стараемся бороться с этим стереотипом, доказывая свою эффективность на деле.
В ближайшие три года планируем стать лидером рынка 3D-технологий в Казахстане. Будем увеличивать объем выпуска и расширять спектр технологий. Еще хотим создать экосистему в 3D-индустрии, куда войдут такие отрасли, как производство запасных частей для промышленности из пластика, изделий из металла, их оцифровка, а также поставка и ремонт оборудования.