Работал в шахте, а теперь развивает стартап. История карагандинца, который делает деньги на 3D-технологиях

О редакции Единый QR в Казахстане: разговор о подводных камнях
Дата публикации: 21.02.2024, 08:55
Данил Ращупкин, основатель KZ TRANSIT

Данил Ращупкин, основатель KZ TRANSIT

Данил Ращупкин с детства увлекался электроникой: любил разбирать различные приборы, чтобы изучить их строение и принципы работы. После школы поступил в Карагандинский горно-индустриальный колледж на специальность «Электрослесарь подземный», а затем устроился в шахту. Однако вскоре мужчина решил заняться предпринимательством. Создав несколько классических бизнесов, Данил запустил стартап KZ TRANSIT. Проект занимается созданием запасных частей для промышленного оборудования с помощью 3D-печати.

В материале для Digital Business карагандинский стартапер рассказал, что привело его в предпринимательство, почему он решил погрузиться в нишу 3D-печати и сколько у него получается на этом зарабатывать.

«Пока лежал в больнице, понял, что пора начинать работать головой, а не руками»

– На самом деле уход из шахты получился спонтанным. Однажды получил серьезную травму на производстве и попал в больницу. В тот момент понял, что просто физически больше не смогу справляться с такими нагрузками. Пожалуй, это был поворотный момент. Решил, пора начинать работать головой, а не руками.

Поступил в Карагандинский институт предпринимательства и культуры менеджмента. Там получилось, можно сказать, освоить базовые навыки, необходимые для создания бизнеса. Правда, сразу открывать собственное дело я не стал. Сперва решил набраться опыта в найме. Начал с менеджера по логистике и через несколько лет дошел до позиции директора предприятия.

При этом от идеи стать предпринимателем никогда не отказывался. Хотя, признаюсь, было много сомнений на этот счет, ведь нужно сделать шаг в неизвестность. Но в конце концов я на него решился.

Данил Ращупкин 2

Первым моим бизнесом были грузоперевозки, потом занимался автоматами с игрушками. Сложностей хватало: высокая конкуренция, недобросовестные сотрудники, финансовые кризисы, долги. Но, возможно, благодаря упорству всегда удерживался на плаву. А вскоре смог открыть игровые центры. Сначала в Караганде, а потом в Темиртау и Астане.

Следующим крупным проектом стала компания по производству резины и технических изделий для промышленных предприятий. В процессе обратил внимание на одну проблему. Большой объем заявок приходится на мелкосерийные и штучные изготовления, которые крупный завод не может обработать. Ни одно производство не возьмется сделать по пять штук определенных деталей: должен быть запрос минимум на тысячу. Из-за этого небольшим предприятиям приходится ждать, пока не наберется необходимое количество таких же желающих. Но это может надолго затянуться. А бывают моменты, когда деталь нужна срочно.

Данил Ращупкин

Пришла идея создать центр аддитивных технологий (метод создания трехмерных объектов, деталей или вещей – прим. Digital Business), который поможет с производством индивидуальных деталей не только предприятиям, но и частным клиентам.

«Уже в первый месяц работы вышли на оборот в 3,5 млн тенге»

– Однако запустить подобный проект, когда у тебя нет опыта в данной сфере, – сложная задача. Со своей идеей пошел на акселерационную бизнес-программу в карагандинский ИТ-хаб «Терриконовая долина». Там наставники (действующие предприниматели, которые уже построили успешный бизнес) делились советами по маркетингу, оцифровке бизнес-процессов, привлечению клиентов, подбору команды и так далее.

У меня было несколько запросов: определить точки роста для бизнеса, найти технологию для реализации задумки и источники инвестиций. Под руководством опытных трекеров удалось добиться результатов. Проверив несколько гипотез и изучив рынок, остановился на технологии 3D. Дальше собрал команду подходящих специалистов, запустил сайт и зарезервировал средства для софинансирования нового проекта. Но главное достижение – открытие собственного цеха по 3D-печати.

3D

Что мы делаем? Для начала берем сломанную деталь, переводим ее в цифровой формат и сканируем. Затем с помощью метода реверс-инжиниринга (исследование готового устройства или программы, чтобы понять принцип работы – прим. Digital Business) наши специалисты дорисовывают сломанные элементы, при необходимости усиливая и дорабатывая те места, где идет поломка. Полученное изделие зачастую служит дольше, чем оригинал.

Благодаря такому подходу довольно быстро удалось заключить первые договоры с заказчиками и выйти на месячный оборот в 3,5 млн тенге.

Деталь

Сломанная и новая деталь

Останавливаться на достигнутом не стали и подали заявку на участие в следующем потоке «Акселератора» от «Терриконовой долины». Там получили важные подсказки для грамотного взаимодействия с B2B. В течение восьми недель вместе с трекерами анализировали все проблемы, с которыми столкнулись, и искали пути решения. По итогу провели сегментацию клиентов, сформулировали новое ценностное предложение для них. Плюс мне помогли немного разгрузить себя от операционных процессов. Решил меньше участвовать в производстве и продажах, делегировав эти функции другим людям.

«В ближайшие три года планируем стать лидером рынка 3D-технологий в Казахстане»

– Участие в программах от «Терриконовой долины» сильно нам помогло. После обучения продажи увеличились более, чем на 100%. А объем новых заключенных контрактов достиг суммы в 8,5 млн тенге. Также удалось презентовать наш стартап перед акимом Карагандинской области и запустить совместный научный проект с Медицинским университетом Караганды. А еще разработали и изготовили накладки на протез ноги для Республиканского центра протезирования.

Сейчас в плане продаж фокусируемся на промышленных предприятиях. Мы для них своеобразная «скорая помощь». Если из-за одной детали вышла из строя целая линия, то оперативно можем изготовить новую или модернизировать старую, тем самым сократив убытки для компании.

Команда KZ TRANSIT

Команда KZ TRANSIT

Однако ограничиваться только промышленным сектором не собираемся. Среди наших клиентов есть такие компании как Kaspi Bank, NeoService, Halyk Kazteleport, «Сарыарка Нан» и другие. При этом команда берет небольшие заказы на изготовление единичных деталей, которые нельзя купить в обычных магазинах.

Но без трудностей, понятное дело, не обходится. Одна из них – скептическое отношение к 3D-технологиям. Многие до сих пор считают ее «несерьезной» и не предназначенной для изготовления производственных деталей. Однако стараемся бороться с этим стереотипом, доказывая свою эффективность на деле.

В ближайшие три года планируем стать лидером рынка 3D-технологий в Казахстане. Будем увеличивать объем выпуска и расширять спектр технологий. Еще хотим создать экосистему в 3D-индустрии, куда войдут такие отрасли, как производство запасных частей для промышленности из пластика, изделий из металла, их оцифровка, а также поставка и ремонт оборудования.