«Главное не бояться и высоко оценивать себя». Бывший военный стал продактом, не потратив на образование ни одного тенге

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 28.02.2024, 09:01
Аблайхан Аимбетов, продакт-менеджер Банк ЦентрКредит

Аблайхан Аимбетов родом из города Житикара в Костанайской области. По образованию парень военный, но по специальности практически не работал. Уже через месяц он уволился из Вооруженных сил и решил обучиться новой профессии. За 2,5 года освоил сразу несколько направлений: аналитику данных, маркетинг и продакт-менеджмент. И все самостоятельно: без учебы в университетах и прохождения специализированных курсов.

В материале для Digital Business Аблайхан рассказал, почему не остался в армии, благодаря чему без опыта в ИТ попал в международную компанию и как получил необходимые знания, не вкладывая деньги в обучение.

«Выбор военного направления – результат жизни в провинции»

– В моем городе, кроме учебы и спорта, делать было особо нечего. Сфокусировался на образовании и параллельно занимался вольной борьбой. Однако после небольшой травмы перешел на бег и футбол, чтобы находиться в форме. Еще у нас была хорошая библиотека, благодаря которой полюбил книги. Привычка читать сохранилась до сих пор.

После 8 класса поступил в военный лицей «Арыстан». Наверное, выбор такого направления – результат жизни в провинции. Ты не знаешь, как обстоят дела в больших городах, сколько люди там зарабатывают и т.д. А госслужба кажется чем-то стабильным. Лицей закончил с золотой медалью и продолжил обучение в Военном университете Министерства обороны РФ по специальности «Экономическая безопасность». Уже тогда стали возникать мысли выбрать что-то другое. Но когда живешь в казарме и вокруг тебя одни военные, сложно принимать подобные решения.

Аблайхан Аимбетов, продакт-менеджер Банк ЦентрКредит

Аблайхан первый справа

Уже на третьем курсе понял, что не готов работать по специальности. Не устраивало однообразие задач, шаблонность и бюрократия. Плюс увидел, как в Москве развиваются технологии, и понял, что за ними будущее.

Но родители уговорили не бросать университет. Мол, закончи, а дальше решишь. Так и поступил. Доучился с хорошим средним баллом, но параллельно думал, что делать дальше. Начал с поиска вакансий в компаниях из Big 4 (четыре крупные компании, предоставляющие аудиторские и консалтинговые услуги: Deloitte, PwC, EY и KPMG – прим. Digital Business), потому что разбирался в финансах. Стал ходить на карьерные встречи, организованные российскими аудиторскими и консалтинговыми фирмами.

Однако сразу перейти в финансовую сферу не смог. В Военном университете обучался в рамках сотрудничества Казахстана и России, поэтому нужно было вернуться работать на родину. Да и самому после 5 лет жизни в другой стране хотелось побыть дома. Так оказался в военной бригаде в 300 км от Алматы. Там проработал чуть больше месяца. Чтобы уволиться, выплатил сумму, затраченную на обучение (около 1 млн тенге). Долг погасил за счет сбережений.

«Друзья предлагали распечатать все письма с отказами и обклеить ими стены комнаты для мотивации»

– Еще на карьерных встречах в России говорили, что компаниям не особо важен бэкграунд. Главное – обучаемость и желание развиваться, чего у меня хватало. Подавался на стажировки и откликался на вакансии для начинающих специалистов. Тщательно готовился к каждому интервью. В итоге получил оффер от казахстанского филиала «Ernst & Young» (EY) на позицию Assurance Staff (специалист, занимающийся аудитом – прим. Digital Business). Согласился и переехал в Алматы.

Аблайхан Аимбетов, продакт-менеджер Банк ЦентрКредит

Это был сложный и интересный период: работал по 16 часов в сутки, успевал только добраться домой, поужинать и лечь спать. Трудностей тогда не замечал, все было в новинку. Мы проводили финансовый аудит и анализ крупных банков страны. Через год предложили повышение, но я решил уйти. Заскучал и захотел более интересных задач.

Тогда снимал квартиру вместе с ребятами, которые работали дата-сайентистами. Они часто рассказывали о своих проектах, чем занимаются и какую пользу это приносит бизнесу. Заинтересовался и стал узнавать об ИТ-профессиях больше. Выбор пал на анализ данных, где задачи похожи на то, что делал в аудите.

Устроился в Citibank, где занимался операционной аналитикой. Если в EY физически не успевал ничего изучать, то здесь появилось время на просмотр бесплатных уроков. Изучал языки программирования Python, SQL и математику для Data Science на платформе Анатолия Карпова, а основы статистики на курсе от Stepik. Правда, все равно засиживался до поздней ночи. Параллельно подавался на разные вакансии и стажировки. Было очень много отказов, надо мной уже смеялись друзья. Предлагали распечатать все письма и обклеить ими стены комнаты для мотивации.

Аблайхан Аимбетов, продакт-менеджер Банк ЦентрКредит

Через полгода получил оффер от Kaspi. Попал в отдел маркетинга: отвечал за клиентскую аналитику, персонализацию и CVM (целевой маркетинг – прим.Digital Business). Было много работы прямо на передовой бизнеса. Например, делаешь когортный анализ (метод исследования поведения узких групп людей – прим.Digital Business) для запуска какой-нибудь акции, а потом видишь ее на главной странице и то, какую прибыль это приносит.

В Kaspi проработал чуть больше года. Вырос до сеньора и менторил других коллег. Но мне всегда нужно больше сложных задач и ответственности. Часто в работе аналитика какая-то работа попадала в стол. Мне же хотелось сильнее влиять на продукты. Так начал смотреть в сторону продуктового менеджмента и снова принялся за обучение. В этот раз полезными оказались видео-уроки от VK Team, Yandex for Products, Y Combinator и материалы на сайте GoPractice. Многое подчерпнул в книге Марти Кагана «Вдохновленные», а также следил за коллегами, консультировался у них и задавал вопросы.

Сейчас работаю продакт-менеджером в Банк ЦентрКредит, отвечаю за несколько продуктов в мобильном приложении. Стратегия банка направлена на цифровизацию и клиентоориентированность, это привлекло меня при выборе нового места работы.

«Научитесь структурировать знания, и вам больше не придется платить за курсы»

– За 2,5 года успел поработать в трех компаниях. Из-за этого стал задумываться, не слишком ли быстро перехожу с одного места в другое. Особенно после ухода из Kaspi: там были автоматизированы многие процессы и собрана крутая команда. Но наткнулся на цитату CEO NVIDIA Дженсена Хуанга из речи выпускникам Тайваньского университета: «Вы бежите за едой либо бежите от того, чтобы стать едой. И часто вы не можете определить, на какой позиции сейчас. В любом случае, бегите». Эти слова откликнулись мне, ведь каждый раз менял работу только по одной причине: чувствовал, что либо я не развиваюсь, либо сфера или компания стоят на месте.

Аблайхан Аимбетов, продакт-менеджер Банк ЦентрКредит

Для каждого перехода нужно было дополнительно обучаться. Необходимые знания искал в бесплатных источниках. Много полезного нашел на сайте проекта DataLearn. Там русскоговорящие ребята из Канады бесплатно делятся информацией по Data Engineering, SQL и другим направлениям. В сообществе Open Data Science познакомился с другими специалистами и часто советовался. Разобраться в маркетинге помогла конференция МатеМаркетинг. А еще я постоянно читал. Могу рекомендовать книги «Agile. Оценка и планирование проектов» Майка Кона, «Спроси маму: Как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи» Роба Фитцпатрика, «Действуй как лидер, думай как лидер» Эрминии Ибарра и «Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели» Эрика Риса.

Это лишь малая часть того, чем пользовался. Постоянно стараюсь искать новые источники и совершенствоваться. На самом деле, все знания бесплатны, нужно научиться структурировать их и вам больше не пригодятся курсы.

Поступать в университет пока не планирую, хочется набраться практического опыта. Если все-таки решусь, то, вероятно, выберу специальность, связанную с менеджментом.

Аблайхан Аимбетов,продакт-менеджер Банк ЦентрКредит

В будущем, если встанет выбор между большой международной компанией и стартапом, то предпочту второе. Уже был подобный опыт: друзьям, работающим в ритейле, понадобился чат-бот. Согласился помочь, причем сам не написал ни строчки кода, просто нашел нужных людей, раскрыл проблемы продукта и т.д. Мне понравились такие задачи, плюс понял, что есть навыки, которые могу развивать.

Всегда хотелось что-то создавать и делиться этим. В ИТ, в отличие от военного дела, мою потребность можно реализовать. Тем, кто тоже хочет сменить сферу, но не знает с чего начать, могу сказать одно: главное не бояться и высоко оценивать себя. И в армии, и в финансовом секторе встречал много людей, которым не нравится их работа. Они бы хотели заняться чем-то другим, но почему-то не предпринимали никаких шагов. Это провальная схема. Важно пробовать и не останавливаться после неудач.

Читайте также: Финансист стал QA-инженером, а в будущем мечтает запустить свой стартап. История Максима Ли из Алматы