«Если вы идею не превратите в продукт – это пустая трата времени и денег». Репортаж с NURIS Demo Day

О редакции Рейтинг Digital Business: стартапы и инвестиции
Дата публикации: 22.12.2023, 12:21
NURIS Demo Day

Онлайн-сервис для диагностики эпилепсии, электроприставка для инвалидных колясок и алгоритм, который находит утечки тепла в зданиях – стартапы с такими оригинальными идеями выступали на NURIS Demo Day в Назарбаев Университете. Ивент собрал 19 молодых предпринимателей, которые сумели дойти до финиша программ инкубации «ABC Inc x TCA» и акселерации «Quick Start» и превратили идеи в работающие проекты. Кто был убедительнее всех и получил seed-финансирование 2,5 млн тенге? Читайте в репортаже Digital Business.

«Помогаем пройти путь от идеи до первой продажи»

Программы, о которых пойдет речь, появились в Инновационном кластере Назарбаев Университета NURIS еще в 2018 году. За это время инкубатор и акселератор подготовили и выпустили 257 стартапов, которые в совокупности привлекли более $5 млн инвестиций, большая часть из которых — деньги частных инвесторов.

У каждой программы своя задача и целевая аудитория. Инкубатор, например, создали для людей, у которых есть перспективные бизнес-идеи для стартапов. За 12 недель предприниматели превращают задумку в уже работающий стартап. Этот процесс происходит с помощью целой команды менторов, коучей и бизнес-тренеров.

NURIS Demo Day

Программа разбита на 3 этапа, а для перехода на следующую ступень нужно достичь определенных результатов. Это удается не всем: в последнем потоке в инкубаторе из 72 участников до конца дошло всего 10. В среднем, только 10% предпринимателей завершают обучение, рассказал генеральный директор NURIS Ануар Аманжолов:

— Многие люди, у которых есть замечательные идеи, не могут сделать первый шаг — просто не знают, к кому обратиться. Вот как раз-таки для этого и создан NURIS. Мы помогаем пройти путь от идеи до первой продажи, избежать очевидных ошибок. Подсказываем, когда нужно сделать пивот.

Требования для участия во второй программе NURIS – бизнес-акселераторе – немного другие. В нем могут участвовать стартапы, у которых уже есть продажи или как минимум MVP. С каждой командой работал индивидуальный трекер. Его цель — помочь нарастить количество сделок и масштабировать бизнес.

«Вы — те самые предприниматели, которые меняют мир»

На Demo Day пришли технологические стартапы из разных сфер — EdTech, MedTech, FinTech, HRTech, E-Commerce. Каждому фаундеру дали 3 минуты на презентацию. За это время нужно было рассказать о своем трекшне и планах развития бизнеса.

Выступления оценивали жюри. Вот кто вошел в состав экспертов: директор по стратегии и инновациям Freedom Telecom Кемель Айтжанов, генеральный директор IHT Central Asia Сейтжан Сыпабеков, руководитель «BGlobal Ventures Ltd.» Абай Абсамет, руководитель группы управления проектами проектного офиса Министерства науки и высшего образования Айдын Сабитов, основатель и СЕО диджитал-хаба для стартапов и инвесторов Центральной Азии Komunitas99.id Ернар Терликбаев. На ивенте был и специальный гость — министр науки и высшего образования Саясат Нурбек. Он провел круглый стол для представителей вузов и поделился мнением, что вузы должны стать центрами инновационной деятельности — в том числе поддерживать технологические стартапы.

NURIS Demo Day

А директор по стратегии и инновациям Freedom Telecom Кемель Айтжанов поделился с участниками и зрителями Demo Day своими наблюдениями из стартап-сферы Казахстана. По его мнению, сейчас денег для инвестиций в хорошие проекты стало больше, чем самих проектов. Поэтому всем, кто только задумывается о своем стартапе, точно стоит не бояться и пробовать:

— У нас достаточно большой фонд, на $20 млн. Мы с трудом находим проекты для инвестиций. Напоминайте себе почаще, что вы уже крутые. Я, например, не создал ни одного продукта, и уже, наверное, не создам. Вы — те самые предприниматели, которые меняют мир.

Кемель Айтжанов

Кемель Айтжанов

Вот какие проекты дошли до финала инкубатора и акселератора и были представлены на Demo Day:

· BeSpace — онлайн-платформа для поиска и найма фрилансеров

· Artisan Education — платформа для обучения робототехнике

· Bskill — сервис онлайн-продажи билетов на детские мероприятия

· BULAN — универсальная электроприставка для инвалидных колясок

· eControl — система управления качеством

· eDiplomas — онлайн-портал для проверки дипломов

· factorie — B2B-платформа для факторингового финансирования

· Fleek — онлайн-платформа для грузоперевозок

· KUGO — чат-бот для бизнеса на основе ИИ

· Neurolight — онлайн-сервис для диагностики эпилепсии

· OncoZero.AI — искусственный интеллект для диагностики онкозаболеваний

· PhyDoc — маркетплейс для поиска врачей и записи на прием

· Proforientolog — сервис профориентации для тех, кто хочет начать карьеру

· Qoylek — маркетплэйс, соединяющий швей и клиентов

· SPEAKUP — приложение для людей с дефектами речи

· Termatics — алгоритмы обнаружения потери тепла в зданиях

· Qluqva — производство специализированной еды для людей с особенностями в питании.

· А-Бизнес — автоматизация бизнеса через внедрение CRM-систем

· Альфа-kid — приложение для обучения с ограничением экранного времени

«План по захвату мира есть, но начнем с Казахстана»

Одним из самых ярких выступлений стал питч Аиды Оспановой, которая развивает стартап BSkill. Это – мобильное приложение-афиша с детскими мероприятиями. Проект работает как билетная платформа, которая получает комиссию с каждой продажи. За 3 минуты девушка рассказала, что стартап помогает и владельцам клубов, и родителям:

Аида Оспанова

Аида Оспанова

— Когда с мужем переехали в Алматы, столкнулись с необходимостью устраивать детей в кружки и секции. Оказалось, что на рынке нет сервиса, где бы публиковались все профильные мероприятия, мастер-классы, фестивали. При этом центры для ребятишек недостаточно заполнены. Так мы придумали BSkill — афишу мероприятий. Оказалось, что рынок детского образования растет каждый год. Количество наших потенциальных пользователей тоже увеличивается.

Помогаем владельцам центров увеличивать выручку на 40%. Родителям же даем возможности найти подходящее мероприятие для своего ребенка.

У нас есть план по захвату мира, но хотели бы начать с Казахстана. Намерены овладеть 1% рынка детских мероприятий за 3 года. Для достижения цели нужны инвестиции в $350 тыс., которые пойдут на развитие продукта и маркетинг.

«Хотим заключить договоры с 50 школами и после этого выйти на зарубежный рынок»

Еще одну сильную презентацию проекта провел Баглан Кутурбаев. Парень работал учителем. В своей профессии он обнаружил боль: в школах Казахстана пытаются внедрить робототехнику, но есть некоторые проблемы с кадрами. Чтобы решить этот вопрос, Баглан создал Artisan — платформу для обучения робототехнике и языкам программирования.

Баглан Кутурбаев

Баглан Кутурбаев

Цель платформы — научить детей учиться. Школьники идут по заданному треку и получают задания, где нет простых решений. Получив базовые знания, ученики выполняют проекты — собирают модель умных ворот или погодную станцию самостоятельно:

— Часть оборудования в школах остается неиспользованным, – говорит Баглан Кутурбаев. – Часто вижу ситуацию — в школе открывают лабораторию, перерезают ленточку, дают интервью. Но на этом все: наборы для робототехники стоят без дела, как музейные экспонаты. Нет структурированных программ обучения. Поэтому создали Artisan. Вначале он дает базовые знания по программированию, электричеству. Дальше начинается самое интересное. Мы не объясняем пошагово, как сделать проект, а даем свободу творчества. Ученик сам должен разобраться, как ему собрать робототехническую модель.

Наш целевой рынок — частные школы. Как работать с государственными, пока не понимаю. Сейчас у нас есть 6 партнеров. Хотим заключить договоры с 50 школами и после этого выйти на зарубежный рынок. Интересует Юго-Восточная Азия. Моя команда состоит из 10 человек. Есть там и мои ученики. Как говорится, хочешь получить хорошего сотрудника — воспитай его сам.

«Растем каждый месяц на 20%»

Алишер Жарылкасынов презентовал проект KUGO. Продукт стартапа — чат-бот на основе ИИ, который может общаться с клиентами, не выгорая и не уставая. По словам предпринимателя, KUGO подходит бизнесменам, у которых есть хотя бы 3 постоянных клиента. Все, что нужно для создания ИИ-чата, — это дать ссылку на сайт компании или корпоративный инстаграм-аккаунт. Модель использует информацию из официальных источников, чтобы научиться отвечать на вопросы клиентов:

Алишер Жарылкасынов

Алишер Жарылкасынов

— KUGO — это ваш ИИ-сотрудник в каждом чате. В проекте применяем собственную ИИ-модель, независимую от ChatGPT. Фишка KUGO — экономия времени и денег.

Чтобы создать своего бота или провести онбординг специалистов колл-центра, требуется в среднем 200 часов. Зарплата сотрудника — примерно $500. А наш средний чек — $120.

У нас 44 довольных клиента, которым мы продали 132 бота. За 12 недель мы добились ежемесячного дохода $5840. Растем каждый месяц на 20%. Все продажи делаем через LinkedIn с конверсией 30%. Стали партнерами большого бизнес-форума с 6 тыс. участников.

«Мы ищем больницы, готовые внедрить наш продукт в пилотном режиме»

OncoZero.AI — искусственный интеллект для ранней диагностики онкозаболеваний. Основателю стартапа Алимжану Касабаеву 20 лет, он учится в магистратуре Уорикского университета. Он рассказал, почему его проект так важен для медицины:

Алимжан Касабаев

Алимжан Касабаев

— Есть проблема — поздняя диагностика: 75% опухолей печени выявляется на поздней стадии. Мы стали думать, как увеличить процент выявления рака на ранней стадии. Создали нейросеть, которая определяет, есть ли изменения в структуре печени, и находит крошечные опухоли по снимкам КТ.

Размер рынка зависит от количества аппаратов компьютерной томографии. В стране их 130, в мире — 40 тыс. Количество аппаратов растет с каждым годом примерно на 5%. Наш сервис будет стоить $6 тыс. в год или $600 в месяц.

Наши главные конкуренты — это врачи. Сейчас мы научились сегментировать опухоль в среднем в 4 раза быстрее, чем врачи. Процесс занимает всего 7 минут.

На программу пришли с идеей, за 2 месяца разработали MVP, заработали 300 тыс. тенге. Сейчас решаем юридические вопросы и будем внедрять наше решение в 4 больницах Казахстана.

Мы ищем не деньги и инвестиции, а больницы, готовые внедрить наш продукт в пилотном режиме.

«Если вы идею не превратите в продукт – это пустая трата времени и денег»

Seed-финансирование от NURIS получили KUGO (2,5 млн тенге), Artisan и BSkill (по 2 млн тенге). Именно эти три стартапа показались жюри самыми перспективными.

От компании IHT Central Asia стартапам вручили денежные призы по 3 номинациям. BSkill — за лучшее выступление. KUGO — за лучший дизайн презентации. В номинации «Potential Future Unicorn» победил стартап OncoZero.AI. Дополнительные призы получили SpeakUp, Neurolight, BSkill, OncoZero.AI.

Генеральный директор IHT Central Asia Сейтжан Сыпабеков вручил призы и дал несколько советов:

— Если вы идею не превратите в коммерческий продукт — это пустая трата времени и денег. Вот вам еще подсказка — не любите слишком свое дело. Чрезмерная любовь к ребенку делает его беспомощным. Стартап — это и есть ваш ребенок.

NURIS Demo Day

Наборы в следующие потоки инкубатора и акселератора начнутся в январе 2024 года. Программы будут актуальны еще долго, потому что они, как говорят организаторы, приносят ощутимую пользу всему стартап-сообществу Казахстана:

«Именно выпускники наших программ, стартаперы, инноваторы — это та сила, которая будет двигать страну к прогрессу, и не только в сфере образования, науки, FinTech, MedTech, но и в целом в масштабах экономики всей страны», — отметила Асель Увалиева, вице-президент по инновациям Назарбаев Университета.