Уволился с завода и попал в ИТ. История металлурга, который стал техлидом в Kolesa Group

О редакции Подписывайтесь на нас в Google News!
Дата публикации: 21.11.2023, 11:54
Амангелды Кадыл

Амангелды Кадыл

Амангелды Кадыл начинал карьеру в ИТ с разработки плагинов для веб-сайтов, а до этого работал на металлургическом заводе. За 8 лет ему удалось стать tech lead команды телефонии в крупной digital-компании и увеличить свой доход в 20 раз. Зачастую люди, которые решают  сменить сферу деятельности и уйти в ИT, хотят такого же успеха. Однако они не знают, как его достичь и с какими трудностями предстоит столкнуться. Аман поделился своим опытом с Digital Business.

«Раньше увлечение программированием считалось скорее задротством, а не чем-то перспективным»

— Аман, когда у вас впервые случился мэтч с ИT?

— В детстве любил читать, практически не вылезал из библиотеки. Как-то случайно попалась книга по программированию, которая меня заинтересовала. Любопытно было разобраться, как устроен компьютер и программы в нем. Когда стал старше, внимание с технической составляющей сместилось на игры. Своего компьютера в 90-е годы у меня не было, поэтому ходил в компьютерный класс. Там, правда, нужно было и чем-то полезным заниматься .

— То есть уже в юношеском возрасте знали, что будете обучаться программированию?

— Нет. Сначала были мысли стать военным. Часто посещал стрельбища, ездил на сборы. Однако после окончания школы получил грант на обучение в сфере металлургии. Просить у родителей деньги на платное образование в ИT не хотел. В результате пошел учиться на инженера-металлурга. И не пожалел.

Амангелды Кадыл

У меня было больше времени на свое хобби, чем у ребят, которые учились на программистов. Уже тогда начал на фрилансе разрабатывать  сайты и модули к ним. Правда, после университета пошел работать на завод. Лишь спустя полгода понял, что это не мое и уволился.

— Как развивалась  карьера дальше?

– Устроился в веб-студию и продолжил создавать сайты на Joomla, WordPress, PhpBB. Делал для форумов плагины, генераторы userbar-ов и т.д. Одинаково хорошо владел frontend и backend-ом, поэтому занимался больше fullstack-разработкой. По тем временам получал неплохие деньги. Уже спустя три месяца после увольнения моя зарплата была в два раза больше, чем на заводе. Правда, такой эйфории, как сейчас, вокруг ИТ не было. Увлечение программированием считалось скорее задротством, а не чем-то перспективным.

Дальше сфера развивалась. Я тоже совершенствовал свои знания. Проработав некоторое время в веб-студии, полностью ушел на фриланс, потом – на аутсорс. Зарабатывал хорошо, но профессионального развития не было. Заказчики требовали только поддержку того, что уже работало. Мне же хотелось роста. Так ушел в продуктовую разработку.

— Сейчас вы техлид команды телефонии в Kolesa Group. Что входит в ваши обязанности?

— Работа такая же, как у всех backend-разработчиков. Бонусом разбираю уведомления от других программистов по выполнению функционала. Еще участвую в архитектурном ревью новых сервисов, занимаюсь их проектированием. В случае необходимости бизнес обращается ко мне за оценкой той или иной задачи.

Амангелды Кадыл

Еще работаю в Core команде в направлении телефонии, где записываю голосовых роботов, которые использует компания, занимаюсь системой автоматизации для колл-центра и речевой аналитикой.

«Я бы сравнил работу в ИT с медициной — здесь тоже нужно периодически повышать квалификацию»

— Что можете назвать своими ключевыми достижениями за время работы в ИT?

— Как-то болел, лежал дома с температурой под 40 и тут пришла мысль: «А почему мы храним в библиотеке  так много картинок?» Я заснуть не мог. Думал, как уменьшить объем и сохранить память. Вылечился, пришел на работу, поделился задумками с командой и за 3 недели придумали способ, как оптимизировать базу и конвертировать фото из jpg в webp.

Создали систему, которая помогла сэкономить бюджет компании, сравнимый со стоимостью 4-х трехкомнатных квартир в Алматы. Ориентировочно это $300 тысяч. Ранее, чтобы умещать куда-то новые фото, нужно было ставить дополнительный компьютер и добавлять на него диск, а это затраты.

Амангелды Кадыл

Работа над проектом длилась полгода. Сложность заключалась в том, чтобы пересохранение фото из старого формата в новый не заметили пользователи. В итоге все получилось.

— Ваша идея воплотилась в жизнь благодаря поддержке от команды и руководства. Получается, нужно не только знать, как реализовать проект, но и уметь доказать его важность?

— Конечно. Первый вопрос, который задаст руководство компании: «Что нам это даст?». Нужно быть готовым на него ответить. Но важно понимать, что ценность не всегда может быть только денежной. Предположим, вы разработали технический проект, который позволил привлечь людей. Это новые пользователи без затрат на маркетинг.

— Что можете порекомендовать людям, которые не умеют доносить свои идеи руководству?

— Нужно быть настойчивыми. Если что-то кажется неправильным или не совсем устраивает, настаивайте на изменениях. Будьте готовы уверенно и решительно отстаивать свои идеи. Собирайте убедительные аргументы и развивайте навыки публичного выступления. Это поможет успешно презентовать свои идеи и добиться их реализации.

— А как относиться к факапам? Были ли они у вас?

Амангелды Кадыл

— Однажды плохим релизом «сломал отдачу фоток» в Kolesa.kz. Сказал коллегам, быстро восстановили, пользователи ничего не заметили. В дальнейшем прописали инструкцию, как нужно проверять релиз, чтобы ситуация не повторилась.

Нужно понимать, что ошибки в любом случае будут. И немало. Моя рекомендация: не скрывайте их и не стесняйтесь признаться в том, что  чего-то не знаете, не учли. Вероятно, вы работаете в команде, которая заинтересована в положительном результате и сможет помочь. Любую оплошность нужно воспринимать как опыт.

— Что порекомендуете тем, кто никогда не сталкивался с ИT, но очень хочет туда попасть? К чему нужно быть готовым?

— К сложностям. Работа в программировании требует структурного, алгоритмического мышления. Чтобы решить определенную задачу, необходимо разложить ее на шаги, потом прописать код, который будет исполняться. По опыту обучения людей без знаний в этой сфере могу сказать, что с этим справляются не все.

Важно испытывать любопытство. Если нет интереса, то ничего не получится. Одного желания хорошо зарабатывать мало. Если мотивация заключается лишь в деньгах, то можно быстро выгореть. Не стоит зацикливаться на трудностях. Все сложные вещи довольно просты. Если чего-то не понимаете, гуглите или обратитесь к ChatGPT.

Амангелды Кадыл

Также рекомендую систематизировать свои задачи и знания. Большой объем информации невозможно держать в голове. Делайте пометки или ведите ежедневник. Не важно, в печатном или электронном виде. Сегодня не записали — через пару дней не вспомните.

Я бы сравнил работу в ИT с медициной — нужно периодически повышать квалификацию. Отрасль очень конкурентная и практические знания — это ценность, которая имеет высокий спрос.

Ну и последнее — читайте книги. Существует большое количество профессиональной литературы, которая помогает не совершать базовых ошибок. Что входит в мой топ, расскажу на образовательном шоу с Ириной Кайратовной. Ребята возвращаются в YouTube.

— Как пережить процесс так называемой турбулентности? Когда на первых порах не все получается и людям кажется, что они ошиблись с выбором?

— Нужно понимать, что в крупную компанию сразу после курсов попасть нельзя. Вы нужны на столько, на сколько у вас хватает опыта. ИТ — это такой же рынок, как и другие. Чтобы получить позицию, на которой я сейчас, мне понадобилось 8 лет. Мои знания были достаточно хороши, когда стартовал. Но я реально понимал, что не хватает опыта. ИТ — не золотой Клондайк.

Амангелды Кадыл

Условно, чтобы вас взяли в Яндекс, нужно обладать набором знаний, навыков и умений, нужных им. Но есть и хорошая новость: в ИТ, по сравнению с другими сферами, есть возможность быстрого профессионального роста. Если проявите усердие, инициативу, не будете обвинять всех и каждого в том, что у вас что-то не получается, а пытливо заниматься своим любимым делом, то достигните профессионального успеха. Если бы я остался на заводе, то получил бы должность мастера только спустя 10-15 лет.