Вызвать такси за 10 секунд. Как работает стартап, который дает заказы водителям через Telegram-бот

О редакции Большое интервью с председателем правления KASE
Дата публикации: 21.12.2023, 14:57

Молодой разработчик Алибек Байсеит после университета решил заняться сферой такси.  Вместе со знакомым основали компанию «Ауыл Такси», которая как агрегатор работает в регионах Джалагаш, Джусалы, Теренозек, а также в городе Ушарал.

Уникальность бизнеса заключается в разработке Telegram-бота для заказа такси. Сейчас им пользуется более 5 тысяч водителей и около 40 тысяч обычных людей. За время существования компания «Ауыл Такси» выполнила почти 1 млн заказов.

Алибек рассказал Digital Business о том, как удается конкурировать с другими игроками на рынке такси и планах по захвату других регионов Казахстана.

— У моего знакомого была клиентская база по такси: он принимал заказы от клиентов и вручную их обрабатывал как оператор. Решил помочь ему, сделав программу. Сначала  решили запустить MVP с Telegram-ботом, чтобы проверить гипотезу. Первые 6 месяцев были самыми сложными — количество заказов составляло около 100 в день. За это время  потихоньку дорабатывали программу. Сейчас в день принимаем около 4 тысяч заказов.

4-10 секунд на заказ

Водители принимают заказы в Telegram через бот. Для клиентов предоставляем три способа вызова такси: через мобильное приложение для Android, через Telegram-бот и через сайт.

Зарабатываем от каждого заказа: получаем комиссию от водителей. Ее размер отличается в зависимости от региона и города. За последний месяц  выполнили заказы на сумму 27 млн тенге, а чистая выручка компании составила 1,7 млн тенге.

Уникальность нашего Telegram-бота в том, что без регистрации и установки другого приложения клиенты могут мгновенно воспользоваться услугами. Используем встроенную авторизацию Telegram и быстро обрабатываем заказы. В среднем время составляет 4-10 секунд. Это лучший показатель по сравнению с другими агрегаторами такси. Также Telegram-бот работает как справочник: в нем есть база магазинов, аптек и точек с цветами.

Кроме услуги такси  предоставляем клиентам сервис доставки продуктов, а также B2B-доставку для бизнеса. Ей пользуются кафе, рестораны, аптеки, цветочные магазины и другие виды бизнеса, благодаря чему им теперь не нужно содержать своих курьеров. Например, если человек болеет и не может выйти на улицу за лекарствами, он может заказать их через бот.

Сейчас в нашей команде 2  разработчика, 1 оператор и 3 партнера, которые отвечают за продвижение нашего сервиса в городах и регионах.

 

Конкуренция с Tezdet и Allotaxi

Через год после запуска в наш регион вошел еще один такси-сервис — Tezdet.  У них было полноценное мобильное приложение, а у нас еще нет.  Зато имели почти 1000 заказов в день. Через пару месяцев Tezdet покинул рынок.

Потом в регион пришел серьезный игрок — Allotaxi. Они начали агрессивный маркетинг, предлагали клиентам каждый шестой заказ бесплатно. Однако у них не получилось конкурировать с нами. Большинство клиентов и водителей оставались у нас.

Уверен, что рынок такси в Казахстане еще будет стремительно расти. Есть перспективы в регионах и небольших городах, где все еще работают свои местные WhatsApp и Telegram-чаты. В этой сфере можно заработать много денег, так как в нашей стране много населенных пунктов, в которых пока нет агрегаторов такси. Единственное, что для этого требуется — хорошие инвестиции и качественный маркетинг.

Придется сразиться с inDrive

Планируем выходить в новые регионы и обновить мобильное приложение QalaTaxi для крупных городов Казахстана. А также развивать  экосистему, чтобы автоматизировать и объединить все наши сервисы в один суперапп.

На данный момент в приоритете регионы и города Жетысуской области. Уже составляем дорожную карту, а дальше займемся продвижением. Там нашим основным конкурентом будет inDrive. Ранее  проиграли им в городе Зайсан из ВКО, но сейчас тщательно изучаем конкурента и его слабые места.

Вообще, местным агрегаторам такси сложно конкурировать с глобальными игроками. Они имеют имеют огромную базу клиентов, водителей и  серьезные финансы. Из-за этого казахстанские местные агрегаторы такси в основном ориентируются на небольшие города и регионы, где глобальных игроков нет. Для того, чтобы местные агрегаторы могли каким-либо образом конкурировать, необходимы хорошие инвестиции или политика протекционизма для защиты отечественных игроков.

Оцифровка регионов и планы на Узбекистан

В 2022 году, как только  стали получать доход, решили жертвовать 5% на благотворительность. В основном  помогаем продуктами малоимущим семьям, мечетям, покупаем книги, школьные наборы и подарки для детей. Также вносим свой вклад в оцифровку регионов и малых городов страны: дополняем базу адресов в проектах с открытым исходным кодом, например в OpenStreetMap.

В некоторых регионах местные разработчики, увидев наши результаты, по такой же бизнес-модели открывают собственные стартапы в сфере такси.

Выход на зарубежный рынок пока не рассматриваем. Возможно, через 1-2 года попробуем запуститься в Узбекистане. Видим перспективы проекта. В идеале хотим стать международной компанией.